Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 1999 год | Статьи из номера N3 / 1999

Современная организационная парадигма

Приходько В.И. ,

Целью данной статьи является анализинтеграционных тенденций в науках, составляющихтеоретический фундамент менеджмента, а такжеанализ связи этих тенденций с реальными процессамив современной организации.

В последнее время отчётливо обозначиласьинтеграционная направленность в развитиипрактически всех областей человеческойдеятельности. В политической области происходитсближение стран, имеющих примерно одинаковыйуровень развития, их границы становятся всё болееусловными. В экономической политике преобладаетпринцип корпоративизма, международный менеджменттрансформируется в глобальный менеджмент. Вестествознании обоснована актуальность созданияединой теории поля, призванной объединить теорииэлектромагнитного, гравитационного, сильного ислабого взаимодействий. Корпоративная культураорганизаций развивается в направлении гражданскойкультуры. Перечень подобных примеров можнопродолжить.

Теоретическую базу современного менеджментасоставляют прежде всего такие научные дисциплиныкак теория организации, теория систем,кибернетика, синергетика. Эти теориисформировались при различных обстоятельствах и вразное время, они имеют свою историю и внутреннююлогику развития. Объединяет их то, что, во-первых,они являются относительно молодыми науками – ихстановление приходится на последние несколькодесятков лет, во-вторых, у них так много общего,что эта общность сама по себе имеет основание бытьобъектом самостоятельного исследования. Непретендуя на полноту изложения, обозначим предметкаждой из упомянутых наук.

Теория организации изучает процессысистемообразования и их закономерности. Вместе сэтим теория организации исследует природусистемообразующих факторов.

Теория систем изучает сущность целостности исистемности, свойства целого и его частей, т.е.организацию некоторого устойчивого объекта,целостность которого и есть система.

Кибернетика изучает проблемы формирования ипередачи управляющих воздействий для достижениязаданного состояния системы произвольной природы,т.е. достижения определённого уровня еёорганизации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействияэлементов системы в процессе её самоорганизации исаморазвития.

Согласно определению Бира, система есть одно изназваний порядка, противоположность хаосу.Системность в этом смысле рассматривается какорганизованность, а система – как организация. Сдругой стороны, в теории организации понятие“организация” в одном из смысловых вариантовинтерпретируется как “система”.

Исследуя методы управлениясоциально-экономическими системами скибернетических позиций, можно показать, что приопределённом развитии этих методов внешниекритерии становятся частью системы управления, вэтом случае выход системы замыкается со входом, исистема переходит в режим саморазвития, а цели ужеперестают быть главными критериями управления.Такая система становится объектом исследованиясинергетики.

Глубокое и продуктивное взаимопроникновениетеории систем, теории организации, кибернетики исинергетики по мере их развития проявляется всё вбольшей степени. Но это обстоятельство создаётпроблему идентификации указанных наук. Анализ этойпроблемы позволяет сделать предположение опродуктивности идеи создания единойорганизационной науки.

В 50-е и 60-е годы беспрецедентная саморекламакибернетики, дискуссии о приоритетностикибернетики и теории систем на некоторое времяотвлекли внимание широких кругов научнойобщественности от намного опередивших своё времяработ выдающегося русского учёного Богданова А.А.,обосновавшего ещё в начале 20-х годовнеобходимость создания всеобщей организационнойнауки (тектологии). Идеи Богданова А.А.приобретают сейчас всё больше последователей нетолько и не столько потому, что необходимо отдатьдань несправедливо забытым трудам учёного, сколькопотому, что к настоящему времени в кибернетике, втеории систем и в других науках полученыграндиозные результаты, обусловливающиеобъективные предпосылки для интеграционныхпроцессов, подтверждая гениальное предвидениеБогданова А.А.

Интеграционные процессы сами по себе являютсяорганизационными процессами, процессамиупорядочения, систематизации знаний, процессамисаморазвития науки. Они отражают на идеальномуровне организационный опыт живой и неживойприроды.

На рис.1 показано, что существование трёхосновных смысловых вариантов понятия “организация”обусловлено именно взаимным влиянием различных посвоей родословной, но субстанционально тесносвязанных между собой наук.

Следует обратить внимание на элемент схемы,обозначенный “теория организаций”. Теориюорганизаций не следует отождествлять с теориейорганизации, поскольку она является одним изчастных случаев последней.

Все многообразие подходов к исследованиюорганизации как процесса можно представить в видедвух альтернатив (табл. 1):

Таблица 1.

Характеристика подходов к исследованиюорганизации как процесса

Альтернатива 1

Альтернатива 2

     

  • Исходным состоянием любой системы является беспорядок, хаос.

     

     

  • Организация (организовывание) предполагает создание порядка из хаоса.

     

     

  • Созданный порядок необходимо поддерживать, расходуя на это ресурсы, иначе снова наступит хаос.

 

  • Реальным системам свойственна имманентная организация (изначально присущая как данность). Нет ничего более неестественного, чем хаос.

     

     

  • Организация (организовывание) предполагает создание условий для развития системы.

     

     

  • Необходимо ориентироваться на саморазвитие системы
  • На осознаваемом или интуитивном уровне этиподходы определяют деятельность менеджера вконкретной деловой организации и его отношение кметодологическим основам менеджмента.

    Учет интеграционных тенденций позволяетрассматривать менеджмент не как суммусоответствующих разделов, отстаивающих своё правона самостоятельный статус, а как целостную системузнаний. Одним из реальных прикладных результатовтакого подхода могло бы быть совершенствованиеобразовательных стандартов, изобилующихдублированиями, повторами, различного родапротиворечиями.

    Постоянное совершенствование интеллектуальногоаппарата современного руководителя становитсяпервоочередной проблемой теории и практикименеджмента. Практикующие менеджеры, которыепонимают, что стратегические аспекты управлениясовременным автоматизированным,компьютеризированным, информатизированным,роботизированным и т.д. предприятием,интегрированным с внешней средой, требует инойтеоретической базы по сравнению, например, спринципами управленческого рационализма, найдутдополнительные возможности совершенствования своейдеятельности в концепции всеобщей организационнойнауки.

    Теоретическая база деловой организации

    Рисунок 1. Теоретическая база деловойорганизации

    Тейлор предложил разделить производственныйпроцесс на специализированные операции дляповышения эффективности труда рабочих.

    Файоль рассматривал в качестве объектауправления не столько труд рабочих, сколькоорганизацию в целом, выделяя при этомспецифические функции управления, на основекоторых должна определяться рациональная структураорганизации.

    Вебер в своей теории рациональной бюрократиидовёл до совершенства принцип функциональногоуправления.

    На рис.2 показано, что управление современнымпредприятием требует совершенно иной концепцииорганизации, чем та, что преобладала в раннихшколах управленческого рационализма. Вниманиеменеджмента переключается с управления трудовымпроцессом на передачуисполнительско-технологических функций и функцийлогического автоматизма от человекамашине.(“Машине – мащинное, человеку –человеческое”).

    Тем не менее, функциональный подход продолжаетдоминировать и в настоящее время, посколькупринято считать, что реальной альтернативы емунет. Однако радикальные изменения во внешней средев последнее время всё в большей степени выявляютограниченность возможностей функциональногоподхода к управлению деловыми организациями.Например, очень часто стоимость результатаоказывается меньше стоимости затрат, необходимыхдля достижения этого результата в силу издержексогласующих и разрешительных процедур виерархической структуре.

    Реальные процессы в деловой организации недолжны подстраиваться под имеющуюся структуру,созданную на основе функционального разделения. Всвою очередь организация, как объективированнаяструктура, не должна быть тормозом для протеканияделовых процессов (бизнес-процессов).

    Ограниченность возможностей бюрократическихструктур частично преодолевается за счёт болеегибких, например, матричных структур.Действительно, матричные структуры обеспечиваютбольшую по сравнению иерархическими адаптивностьорганизации в том случае, когда возникаетнеобходимость быстро реализовать несколькоразнохарактерных проектов. Однако ограниченностьфункционального подхода при этом в полной мере непреодолевается, поскольку формальный подход кструктуре в целом сохраняется.

    Иная ситуация возникает, когда организациярассматривается как совокупность различных потоковработ - бизнес-процессов. В этом случаеорганизация представляется как динамическаясистема со своими входами и выходами. Внешниевходы и выходы, обеспечивая связь с внешнейсредой, определяют границы основныхбизнес-процессов (бизнес-процессы первогопорядка). Вместе с этим внутри организации должнысуществовать потоки работ, обеспечивающие основныебизнес-процессы (бизнес-процессы второго, третьегои т.д. порядка). Они также имеют свои границы,свои входы и выходы. Содержание основных ивспомогательных бизнес-процессов определяетсясодержанием проблем, решаемых организацией, а самаорганизация превращается в систему принятиярешений.

    Влияние автоматизации на формирование новой концепции организаци

    Рисунок 2. Влияние автоматизации наформирование новой концепции организации

    1 – Планирование. 2 – Контроль. 3 –Координирование. 4 – Мотивирование.

    Функциональный менеджмент реализуется в целевоймодели организации, тогда как управлениепроцессами ориентируется на проблемную модель, вкоторой проблемы рассматриваются не столько какпрепятствия при достижении цели, сколько какестественные условия функционирования организации.В основе деятельности проблемно-ориентированнойорганизации лежит не достижение заранееопределённых целей, а обеспечение устойчивогоразвития организации. Выявление проблем в этомслучае также становится бизнес-процессом. На рис.3 показана условная схема организации каксовокупности бизнес- процессов.

    Рисунок 3. Организация как совокупностьбизнес-процессов

    Структура бизнес-потоков постоянно меняется,она не является аналогом функциональнойструктуры. Перестройка информационных иматериальных потоков, технологий и развитиеперсонала не считается событием для организации, аотносится к повседневным, рутинным явлениям.

    Функционирование каждого элемента бизнес-потокаобеспечивается группой специалистов, понимающихзначение своей работы для организации в целом. Приэтом должность руководителя не являетсяобязательным атрибутом управления в группе. Вопределённом смысле организацию можно представить,как “ассоциированного работника”, а каждого членаорганизации – как персонифицированное выражениеорганизации, её общего управленческого начала.Процесс деменеджеризации характеризуетсяотчётливо выраженным организационным градиентом:на уровне организации в целом и в основныхбизнес-процессах он проявляется в меньшей степении усиливается в субпроцессах более высокогопорядка.

    В зависимости от характера решаемых проблемодни из групп специалистов могут существоватьпродолжительное время, другие - более короткийсрок, чтобы затем их члены включились в новыепотоки работ. Новое место в новом элементебизнес-процесса занимается на основе пониманиявсеми участниками актуальности решаемой проблемы.

    На смену традиционным подразделенияморганизации приходят динамичные командыспециалистов, не обязательно находящиеся на однойтерритории, но обязательно имеющие эффективныекоммуникации. Так, в ряде случаев сотрудники могутработать, находясь дома у своего персональногокомпьютера или даже перемещаться, имея мобильныесредства связи.

    Управление организацией на основебизнес-процессов требует нового управленческогомышления и, может быть, нового поколенияменеджеров. Концепция управления бизнес-процессамименее поддаётся формализации и регламентации посравнению, скажем, с принципами рациональнойбюрократии. Конкретные рекомендации здесь уступаютместо потенциальной готовности решатьпринципиально новые задачи, поэтому управлениебизнес-процессами в каждой организации можетпринимать свои неповторимые черты. Смыслуправления бизнес-процессами заключается вэффективной реакции организации на запросы внешнейи внутренней среды в условиях полной свободы отстереотипов.

    Итак, предпосылками реализации управления наоснове бизнес-процессов являются:

    • понимание сотрудниками организации всего потока работ, своей роли и уровня ответственности;
    • представление сотрудникам максимальной свободы действий;
    • высокий уровень организационной и гражданской культуры;
    • надёжные и эффективные связи на границах элементов бизнес-процесса;
    • обмен информацией в реальном масштабе времени;
    • возможность перегруппировки элементов бизнес-процесса, если того требуют интересы организации при решении определённой проблемы (подвижность границ субпроцессов);
    • способность работников решать широкий круг задач;
    • освобождение от управленческих стереотипов;
    • нестандартное, творческое мышление работников;
    • инициатива и импровизация вместо исполнительности;
    • сильная и гарантированная мотивация.

    Концепция управления бизнес-процессамиформируется не на пустом месте. Отдельными еёпроявлениями были и японские кружки качества, ибригадные формы организации труда, и системауправления производством “точно во-время”, иматричные структуры управления, и гибкиеавтоматизированные производственные системы, идецентрализация управления, и другие нововведенияпоследних лет.

    Исследование интеграционных процессов в науках,составляющих теоретическую базу менеджмента, атакже изучение реальных процессов в современнойделовой организации дают основания для следующеговывода.

    Менеджеризм как одно из величайших достиженийдвадцатого века постепенно будет уступать дорогусинергизму, управление по принципу объект –субъект управления будет заменятьсявзаимодействием в организации, еёсаморазвитием.

    Экономические предпосылки синергизмазаключаются в де-персонификации собственности, впереходе к совместному владению собственностью, атакже в интеграционных тенденциях всоциально-экономической среде.

    Новую философию управления не следуетфорсировать, процессы должны идти естественнымпутём. Видимо её время наступит в следующем веке,но научные исследования в этом направлении,внимательное и беспристрастное рассмотрениепрактических наработок необходимо активнопродолжать, чтобы быть готовым ответить на вызоввремени.

     

    Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
    Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



    Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».