Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 1999 год | Статьи из номера N6 / 1999

О свободных экономических зонах

Савин В.А.,

Среди форм международного экономического сотрудничества, которые ныне широко используются для развития отдельных регионов стран, видное место занимают свободные экономические зоны (СЭЗ).

В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип “таможенной экстерриториальности”) и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее:

  • таможенное регулирование экспортно-импортных операций;
  • налогообложение;
  • лицензирование;
  • визовое оформление;
  • банковскую и страховую деятельность;
  • имущественные и залоговые отношения;
  • трудовые и социальные отношения;
  • управление зоной;
  • другие вопросы, имеющие специфическое отношение к деятельности свободных экономических зон.

В середине 90-х годов в мире функционировало около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе более 300 экспортно-производственных зон, 400 научно-промышленных парков. Экспорт товаров из экспортно-производственных зон достиг к середине 90-х годов 25 млрд. долларов США, число занятых составило 3 млн. чел. Эволюция СЭЗ идет постоянно и не осуществляется в жестких однажды заданных рамках. Развитие идет от простого к сложному, от дешевого, быстроокупаемого варианта к многоотраслевому и капиталоемкому.

В современной мировой практике существует до 25 разновидностей свободных экономических зон, среди которых с известной долей условности можно выделить таможенные зоны, беспошлинные зоны, таможенные свободные зоны, свободные экспортные зоны, свободные экспортно-производственные зоны, свободные производственные зоны, зоны экономического благоприятствования, зоны совместного предпринимательства, зоны технико-экономического развития, научно-промышленные парки и другие.

Все виды СЭЗ можно дифференцировать по таким критериям: по характеру деятельности или функциональному предназначению, по степени интегрированности в мировую и национальную экономику, по отраслевому признаку, по характеру собственности.

Наибольшее число СЭЗ в виде зон свободной торговли расположено в настоящее время в развитых странах. В одних только Соединенных Штатах Америки льготными условиями зон свободной торговли пользуются более 3 тыс. компаний. Крупнейшая из них в Сан-Франциско. Много поучительного можно почерпнуть из опыта организации СЭЗ в Китае (см. п. 2).

1. Свободные экономические зоны в России

В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов. Первый такой склад образован в нашей стране в 1980 г. в Бутове под Москвой для обслуживания Московской Олимпиады. В свободных таможенных зонах можно также осуществлять производственную деятельность. Первые три СТЗ (“Шереметьево”, “Московский Франко-Порт”, “Франко-Порт Гермина”) были образованы в Московском регионе в 1993 г. Затем в стране появились и другие СТЗ.

Первая микро-СТЗ создана в порту Находка. Лицензию на беспошлинную продажу за рубеж своей продукции с испытательным сроком три года получило АО “Дальин-мирлин” (разделка на металлолом торговых, рыболовных и военных судов). Административный комитет СЭЗ “Находка” отказался от распространения льгот на всю территорию Находки и предоставил льготы пяти микрозонам на базе конкретных предприятий. Намечено открытие микрозон “Южморрыбфлотом”, фирмой “Эпси” (сборка компьютеров) и жестяно-баночной фабрикой (обеспечивает своей продукцией весь дальневосточный рыболовецкий флот).

Специфической формой сотрудничества являются особые экономическое зоны. Первая такого рода зона была образована в Калининградской области 22 января 1996 года. С этой целью был принят специальный закон, которым было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

31 мая 1999 года был принят закон о создании Особой экономической зоны в Магаданской области. Срок жизнедеятельности этой зоны был определен до 31 декабря 2014 года.

По сведениям на середину июля 1999 года, Госдума приняла в первом чтении закон “Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали”. Эта зона ограничена 400-километровой полосой вдоль БАМа и создается для освоения природных ресурсов и социально-экономического развития субъектов РФ, на территории которых она расположена. Иностранные инвесторы в зоне БАМ смогут приобретать имущество, акции и иные ценные бумаги российских организаций, а также права пользования землей на основе договоров аренды сроком до 50 лет и права пользования недрами на основе договоров аренды сроком на 20 лет (на основе долевого участия). В зоне БАМ будет установлен особый порядок землепользования и освоения природных ресурсов, который предусматривает осуществление любых видов деятельности, не запрещенных российским законодательством.

Представляется, что существенной слабостью Особых экономических зон является увлечение гигантскими масштабами территории, нечеткость механизма предоставления льгот, что может приводить к злоупотреблениям. Кроме того, нельзя не отметить и стремление местной администрации ограничить свободу трансграничного перемещения товаров, что, на наш взгляд, в конечном счете не может оказывать положительного воздействия на развитие ОЭЗ (речь идет, в частности, об ОЭЗ Калининградской области).

В настоящее время Государственная Дума работает над проектом закона “О свободных экономических зонах”. Необходимость в таком законе давно назрела. До недавнего времени единственной законодательной базой СЭЗ в России была глава 7 “Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах” закона “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, введенного в действие с 1 сентября 1991 года. Эта глава включала статью 41 “Свободные экономические зоны” и статью 42 “Условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах”.

Закон о свободных экономических зонах прошел первое чтение после многих лет работы Государственной Думой над проектом. Основной недостаток этого проекта состоит в том, что из его текста полностью изъяты все положения, связанные с перемещением через государственную и таможенную границу России необходимых ресурсов. В настоящем виде он потерял право называться законом о свободных экономических зонах. Проект закона свелся к предоставлению некоторых, весьма ограниченных налоговых льгот.

Нам думается, что перечень и размер предоставляемых льгот находится в тесной зависимости от положения на мировом рынке капиталов. Если Россия не будет обладать какими-то преимуществами по сравнению с конкурентами на этом рынке, то трудно рассчитывать на какой-либо успех. Причем в качестве реальных конкурентов следует рассматривать не только такие страны, как Германия, Норвегия, Голландия, Китай, Корея (Южная), но и страны СНГ. С нашей точки зрения, нельзя не учитывать, например, такой факт, что в украинском законе о свободных экономических зонах есть даже специальная статья 15 под названием “Свобода экономической деятельности в специальной (свободной) экономической зоне”. В этой статье, в частности, говорится: “На территории специальной (свободной) экономической зоны имеют право функционировать любые субъекты экономической деятельности согласно законодательству Украины и закону о создании этой зоны.

Субъекты экономической деятельности, указанные в части первой настоящей статьи, имеют право самостоятельно выбирать виды, формы и методы своей деятельности на территории специальной (свободной) экономической зоны, не противоречащей настоящему закону, закону о создании этой зоны и законодательству Украины”.

На наш взгляд, законодателям, которые разрабатывают российский закон о свободных экономических зонах, надо постоянно иметь в виду, что такой закон есть своего рода приглашение иностранным инвесторам к взаимовыгодному сотрудничеству. Отсюда особые требования к стилю изложения, в котором не допустимы жесткость и категоричность, угрозы и запреты, всякого рода ограничения, проистекающие из непонимания природы сотрудничества в свободных экономических зонах.

Полагаем, что определенные полезные мысли содержатся в рекомендациях Президента Всемирной ассоциации зон экспортного производства Ричарда Болина и вице-президента этой ассоциации Роберта Хейвуда, подготовленных ими применительно к условиям России (см. п. 3).

2. Свободные экономические зоны в Китае

 

В свободных экономических зонах Китая, как и других государств мира, установлен льготный таможенный режим для зарубежных предпринимателей. С целью привлечения иностранных инвестиций принимающая сторона может также предоставлять и иные льготы, например, налоговые.

Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 года в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией страны. В 1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли четырнадцать городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, то есть все крупные портовые города страны.

В 1985 году стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси — Чжуанском автономном районе.

В 1990 году китайское правительство приняло решение об открытии и освоении нового района Пудун Шанхая и о дальнейшем открытии ряда городов вдоль реки Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки с Пудуном в качестве “головной открытой зоны”.

После 1991 года решениями Госсовета КНР статус открытых для внешнего мира получил и ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 — освоения новых и высоких технологий государственного значения.

Все ОЭР расположены в юго-восточной части Китая. Шэньчжэньский ОЭР находится в южной части провинции Гуандун, граничит с Цзюлунским районом Сянгана (Гонконга), общая его площадь — 327,5 кв. км; Шаньтоуский ОЭР возник в юго-восточной части провинции Гуандун и состоит из двух частей: района вокруг озера Лунху на восточной окраине города Шаньтоу (площадь — 22,6 кв. км) и района на полуострове Гуанъао в юго-восточной части города Шаньтоу (площадь — 30 кв. км); Чжухайский ОЭР обосновался в южной части провинции Гуандун на западном берегу реки Чжуцзян, граничит с Аомэнем (Макао) и занимает площадь 121 кв.км.; Сямэньский ОЭР расположен на островах Сямэньдао и Гуланъюй и в собственно городе Сямэнь (общая площадь района — 131 кв.км.); Хайнаньский ОЭР занимает территорию всего острова в 34 тыс. кв. км.

ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50% производимой там продукции. В ОЭР развивается главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.

Правда, все это было достигнуто после ясно заявленной политической воли китайского руководства, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания практически на голом месте современнейшей инфраструктуры (дороги, связь, жилье, офисы и т.д. и т.п.). Причем необходимо особо отметить, что на 80% затраты этого рода легли на китайскую сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули свою производственную деятельность. Поэтому надежды некоторых российских хозяйственников, что иностранцы горят желанием приехать в нашу страну, чтобы обустроить нашу неухоженную бескрайнюю территорию, очень далеки от реальной мировой практики.

Что касается четырнадцати открытых приморских городов, то им отведена роль “окон” и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов США.

Новый район Пудун площадью 350 кв.км. расположен на восточном берегу реки Хуанпу (Вампу) рядом со старой частью Шанхая. Создание района Пудун рассчитано на превращение Шанхая в один из крупнейших центров мировой экономики, финансов и торговли. Это первый шаг к открытию городов вдоль реки Янцзы. Правительство КНР предоставило этому району большие льготы. В отличие от других форм СЭЗ, применяемых в Китае, в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации, магазины, супермаркеты, а также открывать фондовые биржи и выпускать акции.

В 1990 году генеральный план развития района Пудун был утвержден Госсоветом КНР, а в 1991 году в районе началось интенсивное строительство. Быстро создается инфраструктура. Так, построены Наньпуский и Янпуский мосты, пудунский участок автоэстакады внутреннего кольца, Вайгаоцяоский морской порт, Пудунский газогенераторный завод и очистные сооружения. В строительную программу включены такие объекты, как Вайгаоцяоская электростанция, Линьцяоская станция водоснабжения, система связи и другие объекты. Сформировались Вайгаоцяоская беспошлинная зона, Луцзяцзуйская зона торгово-финансовой деятельности, Цзиньцяоская зона обрабатывающей промышленности, ориентированная на экспорт, Чжанцзянская зона освоения новых и высоких технологий.

В Пудунской промышленной зоне сооружается несколько сотен объектов. В 1992 году по решению Госсовета КНР шесть городов на берегу Янцзы (Уху, Цзюцзян, Юеян, Ухань, Хуанши и Чунцин), а также Хэфэй, Наньчан, Чанша и Чэнду, являющиеся административными центрами провинций, стали открываться для внешнего мира. В настоящее время, таким образом, открытая полоса вдоль реки Янцзы простирается от Пудуна (Шанхай) до Чунцина (провинции Сычуань, являющейся самой крупной по численности населения в Китае).

Создание беспошлинных зон является важным шагом с целью расширения внешнеэкономических связей КНР и привлечения иностранных инвестиций. Беспошлинная зона представляет собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах “свободным портом” или “зоной беспошлинной торговли”. В этих зонах действует особая таможенная политика, применяются специфические правила таможенного управления и надзора.

После 1990 года с разрешения правительства КНР были созданы следующие беспошлинные зоны: Вайгаоцяоская беспошлинная зона (Шанхай), находящаяся в устье реки Янцзы, площадью 3,28 кв. км (она является наиболее открытой в Китае); беспошлинная зона порта Тяньцзинь, расположенная на территории Тяньцзиньского морского порта (занимает 5 кв. км и является самой крупной беспошлинной зоной в Северном Китае); Даляньская беспошлинная зона, находящаяся в восточной части Даляньской зоны технико-экономического освоения площадью 1,25 кв. км; Шатоуцзяоская беспошлинная зона, находящаяся в поселке Шатоуцзяо города Шэньчжэнь (площадь — 0,2 кв. км); Футяньская беспошлинная зона площадью в 1,35 кв. км, расположенная в южной части города Шэньчжень в пограничном пункте Хуанган, на границе с Сянганом; Гуанчжоуская беспошлинная зона площадью 1,4 кв. км, находящаяся в северо-восточной части Гуанчжоуской зоны технико-экономического освоения; Чжанцзяганская беспошлинная зона площадью (по проекту) 4,1 кв. км, находящаяся в нижнем течении реки Янцзы в восточной части Чжанцзяганского речного порта — единственная в КНР беспошлинная зона, созданная в речном порту; Хайкоуская беспошлинная зона, находящаяся в Цзиньпанской зоне обрабатывающей промышленности города Хайкоу, занимающая 1,93 кв. км; Циндаоская беспошлинная зона, находящаяся на западном берегу залива Цзяочжоувань близ города Циндао (провинция Шаньдун), проектная площадь зоны — 2,5 кв. км; Нинбоская беспошлинная зона площадью 2,3 кв. км, расположенная в северной части Бэйлуньганского морского порта города Нинбо; Фучжоуская беспошлинная зона, находящаяся на территории Мавэйской зоны технико-экономического освоения города Фучжоу, площадь 1,8 кв. км; Сяньюйская беспошлинная зона города Сямэнь, находящаяся в Сямэньском ОЭР (площадь первой очереди строительства — 0,6 кв. км); Шаньтоуская беспошлинная зона площадью 2,3 кв. км, находящаяся в Шаньтоуском ОЭР.

Беспошлинные зоны быстро развиваются, в них уже функционируют несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов США. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзиньском морском порту. Из приведенного выше перечня беспошлинных зон видно, что зоны этого рода созданы во многих приморских городах Китая и занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль. Нельзя не отметить также, что устройство беспошлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект приносит ощутимый спустя короткий период времени.

В 1992 году КНР открыла внешнему миру тринадцать приграничных городов: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэньхэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хэкоу, Ваньцзин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район). Затем правительство Китая решило открыть административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов): города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзячжуан.

Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток Российской Федерации. В настоящее время в них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля посредством заключения бартерных сделок. Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не просто взаимоэффективной, но и единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В неменьшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы и соседи Китая, в том числе приграничные районы России. Это следовало бы иметь в виду некоторым руководителям наших восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом, по нашему мнению, да и не только по нашему, совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как порой практикуется на нашем Дальнем Востоке. Об этом со всей откровенностью шел недавно разговор на встрече Премьер-министра России с главами субъектов РФ, входящих в полосу приграничных регионов страны.

В Китае руководство страны полностью отдает себе отчет в том, какие выгоды можно ожидать от приграничного сотрудничества. Поэтому согласно постановлению Госсовета КНР тринадцать открытых приграничных городов имеют право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых осуществляется политика предоставления льгот, как в приморских зонах технико-экономического освоения.

Как уже отмечалось выше, одной из важнейших целей создания всего многообразия свободных экономических зон в Китае является привлечение иностранных инвестиций. Китайская Народная Республика несмотря на многие препятствия и трудности с поставленной целью успешно справляется. В прошлом году в эту страну поступило 40 млрд. долларов иностранных инвестиций. В этом мы видим сегодня ответ на вопрос, который почему-то очень волнует некоторых наших экономистов: стоит ли тратить усилия на создание свободных экономических зон в России?

3. Рекомендации руководителей Всемирной ассоциации зон экспортного производства по создания СЭЗ в России

Руководители ассоциации Р.Болин и Р.Хейвуд, изучив опыт создания свободных экономических зон в разных странах мира, подготовили рекомендации для разработки законопроекта о СЭЗ в России. Материалы состоят из шести глав: цель и область применения закона, учреждение и регулирование СЭЗ, льготы пользователям зоны, валютный контроль на территории СЭЗ, право на участие в СЭЗ, другие условия.

Авторы рекомендаций считают, что привлечение иностранных инвестиций способствует развитию экономики путем увеличения производства и экспорта, передачи передовых технологий, повышения производительности труда, развития регионов, отдаленных от центра страны, создает стабильный источник дополнительного дохода государственного бюджета.

Для создания СЭЗ и достижения этих результатов необходимо подготовить соответствующую законодательную базу, а также иметь администрацию зоны, гарантирующую инвесторам стабильность и безопасность их деятельности. Для управления зоной следует организовать Административный совет с соответствующими правами и обязанностями.

В свободных экономических зонах отсутствуют пошлины и налоги на импорт и экспорт оборудования и материалов, используемых в производстве экспортных товаров, что обеспечивает рентабельность инвестиций. Фирмам-инвесторам, как правило, гарантируются налоговые каникулы сроком от 5 до 35 лет. В некоторых случаях этот период не имеет определенных границ и совпадает с периодом производства экспортной продукции. Имеются различные варианты формирования отношений администрации зон с иностранными предпринимателями и работниками, но в большинстве СЭЗ льготное налогообложение распространяется как на их имущество, так и на доход.

Иностранные и российские инвесторы должны располагать возможностью выбора мест размещения объектов бизнеса. Определяющими факторами их отбора являются производственные и транспортные издержки, каналы и география реализации продукции, состояние окружающей среды, надежность и простота системы управления.

Инфраструктурные проекты, необходимые для подготовки площадки СЭЗ, могут финансироваться за счет иностранных источников и государственного бюджета. Затраты, которые на первых порах несет государственный бюджет, обычно возмещаются в течение первых пяти лет.

Эксперты отмечают, что, создавая СЭЗ, необходимо исходить из требований закона, а не руководствоваться постоянно меняющимися решениями исполнительной власти.

Р.Болин и Р.Хейвуд считают, что при создании СЭЗ не следует увлекаться гигантскими планами. На первом этапе в России следует сосредоточиться на создании десяти свободных зон площадью не более 350 га каждая. СЭЗ могут создаваться в регионах, обладающих достаточной инфраструктурой для поддержки инвестиционной активности иностранных предпринимателей.

Закон о свободных экономических зонах должен включать детально разработанный раздел о льготах. В нем целесообразно указать, что предприниматели зоны освобождаются от таможенных пошлин и налогов при ввозе на территорию СЭЗ сырья, капитала, оборудования и других ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного использования инвестиций. Авторы рекомендаций подчеркивают, что это — первое стандартное правило для любой СЭЗ.

Второе стандартное правило любой свободной экономической зоны состоит в том, что предприниматели зоны освобождаются от экспортных налогов, пошлин, экспортных выплат, экспортных квот, налога на добавленную стоимость, специальных налогов и любых других экспортных ограничений, за исключением утвержденных международными соглашениями на товары, производимые или собранные на территории СЭЗ и экспортируемые с территории России.

На материалы, ввозимые в зону с таможенной территории России, налагаются такие же выплаты и ограничения, как и на экспортируемые из России аналогичные товары.

Товары, ввозимые на таможенную территорию России с территории зоны, облагаются налогами, пошлинами, квотами, принятыми для импортируемых аналогичных товаров, с учетом того, что стоимость, добавленная внутри зоны, рассматривается как стоимость, добавленная внутри России, вследствие чего она не является объектом таможенных пошлин и налогов в составе стоимости товаров, импортируемых из-за границы. Это стимулирует инвестирование капитала в Россию, обеспечивая доступ к российским рынкам на условиях, не дискриминирующих отечественных производителей, но более выгодных по сравнению с теми, что предлагаются чисто иностранным партнерам.

Предприниматели СЭЗ освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль на пять лет, начиная с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприниматели зоны облагаются подоходным налогом в размере 50% от нормальной ставки; при этом сумма налога, выплачиваемого во все бюджеты, не должна превышать 25% всего полученного дохода. По истечении второго пятилетнего периода предприниматели зоны платят подоходный налог по общепринятой в России ставке, но при этом подоходный налог, выплачиваемый во все бюджеты, не должен превышать 25% дохода. В любом периоде, если ставки налогов превышают 25%, то во все бюджеты налоги выплачиваются с пропорциональным уменьшением, чтобы в целом не выходить за норматив 25%.

Данные льготы применяются на мировом рынке инвестиций в случае использования этих инвестиций в СЭЗ. Они призваны обеспечить окупаемость инвестиций в период, когда риск капиталовложений наиболее высок. Эти льготы нельзя рассматривать как экономический ущерб для принимающей стороны, поскольку в противном случае крупные иностранные инвестиции не будут поступать в страну и найдут себе более подходящую нишу где-нибудь в другой стране.

Менеджеры и специалисты, прибывающие для работы на предприятиях зоны, должны иметь оформленные в законодательном порядке права и обязанности. Так, импортные товары, ввозимые для личного пользования менеджеров и специалистов, освобождаются от таможенных платежей или налогов, включая НДС, на жилье, на определенное количество автомобилей, приборы и электронную технику, которые должны быть зарегистрированы местной таможенной службой при ввозе на таможенную территорию России. Эти товары должны быть вывезены из Российской Федерации или переданы другому лицу в случае прекращения специалистом работы на территории России.

Товары, стоимость которых превышает установленную в России нормативную величину, облагаются обычным налогом на импорт. Местные таможенные органы имеют право отменить или снизить размер таможенных платежей на товары личного пользования иностранцев, пришедшие в негодность, украденные, потерянные или каким-либо иным образом потерявшие ценность для владельца.

Административный комитет зоны может аннулировать по просьбе местных таможенных органов документ об освобождении от уплаты налогов иностранными физическими и юридическими лицами, действующими в СЭЗ, в том случае, если будут обнаружены злоупотребления таможенными льготами.

Авторы рекомендаций считают целесообразным четко определить порядок пользования землей на территории СЭЗ.

В целом их рекомендации не выходят за пределы международно признанной практики и максимально приближены к действующему в России законодательству.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».