Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2000 год | Статьи из номера N2 / 2000

Проблемы развития малого предпринимательства в Воронежской области

Аборнева О.И., Воронин В.П.,

Переход экономики России на рыночные отношения, созданная в этих целях нормативно-правовая база и система государственной поддержки дали толчок развитию малого предпринимательства.

В принятых Правительством РФ программах структурной перестройки и экономического роста до 2000 и 2005 годов развитие малого предпринимательства было определено в числе первоочередных задач социально-экономического развития России.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых:

-- доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

-- доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Кроме того, установлены ограничения по численности. В частности средняя численность работников за отчетный период не должна превышать в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Для многопрофильных предприятий, имеющих несколько видов деятельности, отнесение к малым осуществляется по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

Этот показатель определяется в течение года нарастающим итогом. При принятии учетной политики на год предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться: объем оборота (реализации продукции, товарооборота и т.п.) или прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Учетная политика и выбранный показатель должны быть неизменными в течение отчетного года.

Становление малого предпринимательства сталкивается с проблемами как на уровне страны в целом, так и в региональном разрезе, в частности, в масштабах отдельной области.

Имеются свои проблемы и в Воронежской области. В настоящее время в этом регионе малый бизнес, как наиболее динамично развивающийся сектор экономики, насчитывает около 30 тысяч малых предприятий со статусом юридического лица, в которых занято 115 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости около 180 тыс. человек. Малое предпринимательство охватывает почти 15 процентов трудоспособного населения области. Для сравнения следует отметить, что в 1995 году из 26 тыс. предприятий и организаций, состоящих на самостоятельном балансе, 23 тыс. составляли малые предприятия (МП).

Под влиянием ряда факторов (утяжеленное и чрезмерно усложненное налогообложение, криминальное воздействие) порой наблюдалось явное “вымывание” существующих МП из ряда важнейших сфер экономики (строительство, транспорт, сельхозпереработка), но в 1998 году по сравнению с предыдущим годом число малых предприятий возросло в промышленности — на 35%, строительстве — на 41%, торговле — на 17%.

Изменилась отраслевая структура малого предпринимательства: доля предприятий торговли и общественного питания снизилась с 44% до 41%, доля предприятий, специализирующихся на выпуске промышленной продукции, возросла с 19% до 21%, а строительных организаций — с 14% до 16%.

В Воронежской области работает 63 тыс. граждан — предпринимателей без образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого бизнеса. В области насчитывается 74,6 тыс. субъектов малого предпринимательства, на которых с учетом вторичной занятости работает более 226 тыс. человек. В настоящее время ведется работа по созданию единого реестра хозяйствующих субъектов с выделением субъектов малого предпринимательства, что будет способствовать прогнозированию их деятельности, контролю за собираемостью налогов, формированию доходов бюджетов всех уровней.

Основная часть субъектов малых предприятий относится к субъектам с частной формой собственности: на частных предприятиях работают свыше 90% работников торговли; 75% работников строительства, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка; около половины работников промышленности, транспорта, инфоромационно-вычислительного обслуживания.

Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономики, процессы ее стабилизации. Сегодня треть консолидированного бюджета области формируется за счет сферы малого бизнеса, а в городе Воронеже его доля составляет почти половину доходной части бюджета.

В 1998 году в целом сохранены объемы производимой малыми предприятиями продукции (на уровне 98% к предыдущему году). При этом ожидается рост 1—5% в 2000 году. Объем инвестиций в основной капитал возрастет в 2000 году от 7 до 9%.

Объем произведенной субъектами малого предпринимательства продукции составляет более 20% валового регионального продукта. Балансовая прибыль малых предприятий составила 225 млрд. руб., а объем инвестиций — более 258 млрд. руб., причем около 70% приходится на их собственные средства. Налоговые поступления от деятельности малых предприятий в областной бюджет составляют около 20%, в бюджеты районов и городов области — от 10 до 30%, а в бюджет г. Воронежа — более 55%.

Начиная с 1997 года наблюдается оживление деятельности малых предприятий. Показатели развития торговли и общественного питания в Воронежской области за январь-июнь 1999 года представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика развития торговли и общественного питания
в Воронежской области в I полугодии 1999 г.

Показатели

Фактически, тыс.руб С начала отчетного года

За соответствующий период предыдущего года

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Выпуск товаров и услуг (без внутреннегооборота) по основной деятельности вфактических ценах (без НДС и акциза)

294401

288505

102,00

Отгружено (передано) товаров собственного производства в фактических ценах (безНДС и акциза) по основной деятельности

9928

3957

160,14

Объем платных услуг населению (включаяНДС)

3905

4673

80,33

Оборот розничной торговли

1456358

939872

135,46

Оборот розничной торговли продовольственными товарами

283757

292596

96,89

Инвестиции в основной капитал

65360

50624

122,55

Выручка (нетто) от реализации товаров,продукции, работ, услуг (без НДС, акцизови аналогичных обязательных платежей)

4789244

3364217

129,75

Затраты на производство и реализациюпродукции (работ и услуг)

2008996

919920

154,21

Среднесписочная численность работников(без внешних совместителей)

31266

30596

102,14

Фонд начисления заработной платы

80745

70497

112,69

Выплаты социального характера

964

830

113,90

Среднемесячная заработная плата, руб.

430

384

110,70

 

 

Важной частью в развитии малого предпринимательства является его социальная направленность. В настоящее время около 500 тыс. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы в сфере малого бизнеса. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест.

Многие из зарегистрированных МП являются местом второй или третьей работы для работников крупных промышленных предприятий и объединений, вынужденных искать дополнительный приработок. Нередки случаи, когда регистрация МП осуществляется с целью облегчить одноразовые сделки и минимизировать налоги в рамках закона.

Недостаток капитала для развития малого предпринимательства, высокий банковский процент по кредитным ресурсам обусловливают доминирование в секторе малого бизнеса микрофирм, основанных на “самозанятости” и занимающихся быстроокупающимися услугами и операциями.

В одних сферах (торговля, общая коммерческая деятельность, частично сфера услуг) малое предпринимательство развивается достаточно быстро и в принципе не нуждается в специальной господдержке. В других сферах экономики (производство, инновационная деятельность), равно как и в целом ряде экономически депрессивных районов области, малое предпринимательство может получить развитие лишь при условии целенаправленного содействия государственных структур.

Администрацией Воронежской области принят ряд нормативных документов, призванных способствовать развитию малого предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” областной думой 30.10.97г. принят Закон “О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области”, который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной (областной) политики по поддержке предпринимательства на территории области, устанавливает формы и методы государственного (областного) стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Целями поддержки являются: обеспечение занятости населения, стабилизация финансово-экономического положения области, насыщение рынка товаров и услуг и повышение конкурентоспособности продукции, внедрение новых технологий и высокотехнологического оборудования в сфере малого предпринимательства, развитие производств, основанных на ресурсосберегающих и экологически чистых технологиях.

В целях реализации государственной политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства, а также в соответствии с вышеуказанным Законом области Постановлением администрации Воронежской области от 09.10.98 г. создан Координационный Совет по малому предпринимательству. В задачи Совета входит устранение противоречий между различными ветвями власти и предпринимателями при выработке принципиальных решений по вопросам малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям:

-- осуществление органами государственной власти области правовой защиты субъектов малого предпринимательства от незаконных действий должностных лиц;

-- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

-- совершенствование налоговой политики;

-- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

-- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В области разрабатываются программы развития и поддержки малого предпринимательства среднесрочного характера. В частности, разработана и реализована “Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 1998-1999 годы”. Целью программы было создание благоприятного инвестиционно-финансового климата и организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне. Реализация мер, предусмотренных областной программой, позволила к 2000 году увеличить вклад этого сектора в валовой региональный продукт области до 50% и удвоить количество занятых в этой сфере.

В целях реализации данной программы в области сформирована и эффективно действует инфраструктура поддержки и развития бизнеса прежде всего по оказанию консультативной, информационной и финансовой поддержки по созданию и деятельности субъектов малого предпринимательства. Организован Воронежский региональный центр поддержки малого предпринимательства, а также семь центров поддержки предпринимательства в районах области. К 2000 году предусматривается создать такие центры во всех районах области.

Базовый блок структур поддержки малого бизнеса в Воронежской области включает:

-- региональный научно-координационный центр “Ренакорд”, основной задачей которого является разработка и формирование научно-технических программ, инновационных проектов;

-- Воронежский областной научно-технологический парк, оказывающий содействие развитию малых предприятий в научно-технических сферах (сформировано почти 2 тыс. инновационных проектов);

-- бизнес-инкубатор “Воронеж-Орбита-Сервис”, который размещает малые предприятия, осуществляет офисное обслуживание, консультирование, а также поиск, отбор, обучение и адаптацию к местным условиям начинающих предпринимателей, оказание им организационно-правовой помощи (основным источником финансирования этой структуры является трехлетний гарант фонда “Евразия” в размере 50 тысяч долларов);

-- региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющее подготовку специалистов для малых и средних предприятий, оказание консультационных услуг, в том числе в бизнес-планировании;

-- информационно-аналитический центр “Аргонавт”, предоставляющий малым предприятиям информацию правового, экономического, технологического и коммерческого характера;

-- учебно-консультационный центр агробизнеса, который занимается подготовкой консультантов высшей квалификации в области малого бизнеса на базе высшего образования;

-- региональный центр “Достижения молодых”, оказывающий помощь в создании молодежных предпринимательских структур;

-- Воронежский филиал Московского государственного университета коммерции, осуществляющий подготовку специалистов для малого бизнеса по ускоренной программе на базе среднего профессионального и высшего профессионального образования;

-- региональная лизинговая компания, предлагающая предприятиям необходимое оборудование на выгодных для них условиях.

В настоящее время наблюдается заметное отставание развития МП в сельских районах области. Сегодня 81% всех предприятий малого и среднего бизнеса и практически вся инфраструктура сосредоточена в областном центре.

В регионе реализуется программа развития и поддержки малого предпринимательства, в которой нашли отражение не только мероприятия по созданию благоприятной среды для становления малого бизнеса, но и предпринимательские проекты в приоритетных сферах производства, требующие господдержки. Одним из основных элементов государственной поддержки малого предпринимательства является финансовая поддержка малых предприятий в реализации их инвестиционных проектов. Для оказания кредитной поддержки малым предприятиям с 1993 года при Главном экономическом управлении администрации области действует Фонд поддержки предпринимательства, который Постановлением администрации от 03.06.98 г. преобразован в областной фонд поддержки малого предпринимательства (ВОФПМП). Им оказана финансовая помощь в реализации 54 проектов на общую сумму 7,6 млрд. рублей. Общая стоимость реализуемых с участием фонда проектов составила соответственно более 15 млрд. рублей. Создано 350 новых рабочих мест.

Следует отметить, что создаваемая система государственной поддержки малого предпринимательства пока ещё не носит целостного характера. Нарушена вертикальная связь с федеральными органами. Медленно развивается малый бизнес в сельских районах.

Кроме того, в целях развития малого предпринимательства реализуется концепция международных программ и проектов, в том числе Европейского Союза, США, Международной организации труда.

Проводится работа по привлечению иностранных инвестиций в малый бизнес Воронежской области. Финансовая помощь международных фондов малым предприятиям агропромышленного комплекса составила более 17,0 млрд. рублей, около 1,8 млрд. рублей вложено ими в виде грантов в развитие региональной инфраструктуры.

Для оценки условий, в которых действуют МП, необходимо проанализировать барьеры входа на рынок новых предприятий и препятствия для расширения деятельности уже функционирующих предпринимательских структур, которые могут носить как объективный характер, обусловленный особенностями данной отрасли, так и быть вызваны деятельностью органов власти и управления всех уровней, в том числе в таких сферах как налогообложение, лицензирование, квотирование, порядок регистрации предприятий и предоставления производственных помещений и земельных участков. Все это можно определить как административные барьеры входа предприятий на рынок, то есть препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами или вызванных произвольными действиями органов власти различного уровня, затрудняющими создание и развитие МП.

Следует отметить, что еще сохраняются определенные препятствия на пути развития малого предпринимательства области. Основными причинами, которые сдерживают развитие малого предпринимательства, являются:

-- неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий;

-- несовершенство структуры органов управления, на которые возложены координация деятельности и государственное регулирование малого предпринимательства, и в этой связи недостаточная координация действий по государственной поддержке малого бизнеса;

-- отсутствие эффективной стимулирующей налоговой политики и инвестиционной поддержки;

-- низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию;

-- проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;

-- сложность организации каналов сбыта и др.

Кроме того, серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес.

Именно административным препятствиям в становлении новых предпринимательских структур необходимо уделить особое внимание, поскольку их устранение не требует значительных затрат и полностью зависит от реальных целей государственной политики, совершенства законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности и уровня правовой культуры.

Вновь создаваемое МП вынуждено еще до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства на внесение части уставного капитала, оплату услуг регистрирующего органа, органов статистики, госпожарнадзора, санэпидемнадзора, вневедомственной охраны и т.д. Тем самым создается финансово-административный барьер для открытия МП, величина которого (в стоимостном выражении) различна для разных отраслей и регионов, но составляет по экспертным оценкам более 50 млн. руб, а с учетом налогового пресса эта цифра значительно возрастает.

В совокупном объеме затрат, связанных с созданием и регистрацией предприятия, условно можно выделить две основные составляющие:

-- “переменные” затраты (приобретение оборудования, аренда помещений, наем персонала и др.), которые обусловлены конкретным видом деятельности предприятия и его местоположением;

-- “постоянные” затраты, связанные с выполнением обязательных процедур, необходимых для регистрации предприятия: подготовка устава и учредительного договора, нотариальное заверение учредительных документов и подписей, сбор за государственную регистрацию, постановка на учет в органах статистики и налоговых органах, внесение уставного капитала, изготовление печатей.

Практика превратила лицензирование в фактор торможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданному разрастанию на местах бюрократического аппарата, создала потенциальные условия для коррупции, а также причинила предпринимателям прямой материальный ущерб.

Наблюдается тенденция подмены отмененного в некоторых сферах лицензирования другими формами разрешительной практики. Так, в ряде регионов под видом местных сборов за право торговли фактически введено ее лицензирование. Аттестация предприятий торговли и общественного питания с выдачей свидетельств установленного образца также фактически означает лицензирование этих видов деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29.06.98 г.. № 730 п. 4 “О мерах по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства” с целью снижения барьеров, препятствующих выходу предпринимателей на рынок, связанных с лицензированием, минимизации принудительных или фискальных сторон лицензирования, а также в целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления основ единого рынка принят Федеральный закон от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”. По нашему мнению, положения о лицензировании конкретных видов деятельности должны разрабатываться соответствующими ведомствами совместно с общероссийскими корпоративными и отраслевыми объединениями предпринимателей. При этом необходимо обеспечить вневедомственный порядок выдачи лицензий через систему специальных лицензионных органов, действующих на основе законодательства и положений о лицензировании, с привлечением независимых экспертов. Следует исходить из базового принципа, что лицензируются только те виды деятельности, которые:

a) непосредственно связаны с безопасностью государства;

б) могут причинить непосредственный вред здоровью граждан.

В настоящее время существует избыточность контролирующих органов и дублирование их функций. Контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контрольных органов. Контрольные проверки носят бессистемный характер. Различные органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой.

С малых предприятий стали требовать копии учредительных документов не только регистрирующие органы, но и другие организации. В частности, в Воронежской области предоставление копий учредительных документов стали требовать: прокуратура, работники отделов милиции, земельный комитет городской администрации (копии договоров аренды). Последним это требуется для составления мониторинга земель. Но ведь земли закреплены не за всеми арендодателями, а только за балансодержателями. И кто сможет проанализировать все договоры аренды малых предприятий? Это — бессмысленная работа.

Такая практика дезорганизует работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда и снижению активности МП, держит их в напряжении перед непредсказуемостью очередной проверки. Несогласованность в действиях органов контроля приводит к тому, что предпринимательские структуры подвергаются не-однократным проверкам за сравнительно короткий промежуток времени.

Во многих случаях нормативные акты и ведомственные инструкции устанавливают широкую компетенцию контролирующих органов, которая не соответствует имеющейся в их распоряжении материальной базе, кадровому потенциалу и системе организации работы. Это приводит к сугубо формальному выполнению контрольных функций, превращению их в чисто бюрократическую процедуру, не оказывающую реального влияния на деятельность предприятий.

Предприниматели в большинстве случаев не имеют достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов, определяемых внутренними инструктивными документами, и не могут отстоять свои интересы. Ответственность контрольных органов за допускаемые ими нарушения, как правило, четко не установлена.

В процессе упорядочения контрольной деятельности органов исполнительной власти целесообразно осуществить, по нашему мнению, следующие согласованные меры:

-- определить предельный перечень федеральных и местных органов исполнительной власти и управления, допущенных к осуществлению контрольных функций;

-- определить регламентные сроки, периодичность и последовательность контрольных проверок различными органами;

-- исключить практику дублирования проверок различными подразделениями одной структуры;

-- установить порядок публичной отчетности об осуществлении контрольных функций;

-- обеспечить осведомленность предпринимателей о правах контрольных органов и нормативных документах, регламентирующих их деятельность, что позволит исключить возможность произвола и необоснованных требований со стороны указанных органов;

-- установить порядок, при котором внеочередная контрольная проверка предприятия может производиться только по постановлению суда.

Отдельные действия местных органов власти нередко сдерживают развитие МП. Региональные органы своими решениями создают многочисленные барьеры для входа на рынок новых малых предприятий путем введения местных ограничений. Это проявляется:

-- при распределении находящихся в ведении органов власти ограниченных ресурсов;

-- в ущемлении прав отдельных хозяйствующих субъектов либо предоставлении одним из них эксклюзивных прав и индивидуальных льгот при кредитовании и субсидировании;

-- в возложении на хозяйствующие субъекты (как правило, занимающие доминирующее положение на рынке) отдельных функций государственного управления и контроля.

В условиях, когда значительная часть ресурсов, необходимых для начала и развития предпринимательской деятельности (объекты недвижимости, природные ресурсы, земля), находится в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, порядок предоставления этих ресурсов и степень их доступности для предпринимателей становятся важными факторами развития малого бизнеса.

Сложившуюся в настоящее время ситуацию в регионах характеризуют следующие основные черты:

-- отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним, что ограничивает конкуренцию и создает условия для теневых соглашений между предпринимателями и служащими соответствующих органов управления;

-- недостаточная степень конкурентности и открытости в предоставлении ресурсов, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов МП;

-- усложненность процедуры доступа к ресурсам, ведущая к существенным потерям времени и финансовых средств;

-- нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего, недвижимость) в хозяйственной оборот, преимущественное предоставление недвижимости и оборудования на условиях краткосрочной аренды.

Создаются условия для льготного предоставления объектов недвижимости отдельным структурам, находящимся в тесном контакте с органами власти, при существенном ограничении доступа к этим объектам для потенциальных конкурентов.

Заключение арендных договоров сопровождается включением в них дополнительных условий, не относящихся к предмету договора и предусматривающих различные финансовые отчисления, так называемую помощь, “сотрудничество” с внебюджетными фондами и т.д. Допускаются также случаи безосновательного расторжения договоров и изменения размеров арендной платы в одностороннем порядке.

Установленные местными властями методики расчета арендной платы по объектам государственной и муниципальной собственности в ряде случаев также создают неравные условия для хозяйствующих субъектов, например, путем установления базовой ставки арендной платы для государственных предприятий ниже, чем для аналогичных предприятий других форм собственности, действующих на том же рынке.

Во многих случаях предоставление государственными и местными властями исключительных прав и преимуществ непосредственно связано с формой собственности предприятия, причем предпочтение, как правило, отдается государственным и муниципальным предприятиям, ранее находившимся в ведении соответствующих органов власти.

Традиционным методом регулирования рынка, ограничивающим самостоятельность субъектов предпринимательства, остается практика административного установления цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг. Необходимы меры по оптимизации системы таможенной очистки товаров, ввозимых предпринимателями.

Таким образом, перед малым предпринимательством стоит немало проблем, преодоление которых должно стать приоритетной задачей региональной политики.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».