Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N1 / 2001

"Космические высоты" глобальной экономики

Алексеев Н.С.,

Авиация и космонавтика долгое времябыли символом международного могущества СССР,гарантом безопасности и эталоном в областинаучно-технического прогресса. Однако падениеоснов совет-ской государственности, ранееказавшихся незыблемыми, кардинальным образомизменило состояние аэрокосмическойпромышленности (АКП). Товарооборот отрасли задесять лет с 1989 по 1999 год снизился в космическомсекторе почти в десять раз, в авиационном — впять. Финансовая несостоятельность, отказ отновых разработок, физически и моральноизношенное оборудование, невыплаты зарплат ипотеря квалифицированных кадров для многихпредприятий отрасли стали привычным явлением.

Причины произошедших изменений былобы неправильно сводить только к отрицательномувлиянию рыночных реформ и снижению объемовгосударственного финансирования, которое за тотже период времени сократилось в несколькодесятков раз. Названные факторы являются толькочастью более сложных глобальных процессов,разворачивающихся в мировой экономике напротяжении последних 10—15 лет. В том случае, еслинаша АКП не сможет адекватно отреагировать наэти изменения, надежды сделать ее высокиетехнологии одной из основных точекэкономического роста останутся несбыточными.

В настоящее время Россия ужевключилась в процесс мировой интеграции. Вкосмическом секторе на сегодняшний день 84%доходов предприятий обеспечиваетсяиностранными заказчиками (см. рис. 1). Но еслипроизводственный потенциал российской АКП ввосьмидесятые годы оценивался на уровне 50% отмирового, сейчас доля России на международныхаэрокосмических рынках составляет только 2—3%. Вто же время, доли рынка других ведущихаэрокосмических стран, без учета России,примерно соответствуют доле их современногопроизводственного потенциала: США — около 50%, ЕС— 25%, Канада и Япония — по 5%.

Структура источников финансирования АКП РФ

Рисунок 1. Структура источников финансирования АКП РФ

 

Большая политика и глобальнаяэкономика

Чтобы понять смысл происходящего иоценить современное состояние отрасли,необходимо вернуться в середину семидесятыхгодов, когда появились первые признаки грядущихперемен. В это время первые доклады Римскогоклуба показали близость границ индустриальногороста мировой экономики, что было наглядноподтверждено последовавшими энергетическимикризисами. В недрах индустриального обществапостепенно стала складываться новая экономика,развитие которой основывается на использованиинаучных знаний и эффективном управлениинововведениями. Ее развитие требуетзначительных инвестиций в создание новыхтехнологий. Капитал для этих целейзарабатывается в зрелых традиционных секторах,формировавшихся на предыдущих этапахэкономического роста.

В подобной ситуации страны,распределяющие значительную часть создаваемогоВВП на финансирование государственных расходов,сокращают объем ресурсов своего будущегоэкономического роста. А расходы на оборону иаэрокосмические программы, как известно,являются одними из основных бюджетных статей.Поэтому западные страны с развитой рыночнойэкономикой, задействованные в глобальномвооруженном противостоянии «холодной войны»,столкнулись с угрозой потери экономическоголидерства. Наиболее актуальна эта проблемаоказалась для США, несшими в НАТО основное бремявоенных расходов.

Их основными конкурентами стали новыеиндустриальные страны, обеспечившие благодарявыбранным стратегиям догоняющейиндустриализации высокие темпы экономическогороста. Большинство из них по сравнению с лидерамитратило на оборонные нужды значительно меньшуючасть своих экономических ресурсов. Так, в Япониимаксимально возможный уровень расходов наоборону был ограничен конституцией в размере 1%от ВВП.

В какой-то степени положениеэкономических лидеров усугубило введение в 1973году системы плавающих валютных курсов. Этоновшество устранило препятствия для свободногоперемещения капитала между странами и придалоновый импульс процессам глобализации. Врезультате значительная часть традиционныхпромышленных производств стала перемещаться встраны с более дешевыми производственнымифакторами: сырьевыми и материальными ресурсами,трудом, капиталом.

Советский Союз к началуанализируемого периода исчерпал возможностироста в рамках существовавшей социалистическоймодели догоняющей индустриализации. Однакопосле энергетического кризиса 1973 года рост ценна энергоресурсы и открытие новых месторожденийгаза и нефти позволили стране выйти на новуюнеустойчивую траекторию развития, опиравшуюсяна краткосрочную конъюнктуру рынка нефти и газа.В 1985 году доля нефти и газа в структуре экспортасоставила 54%. До начала восьмидесятых годов этотисточник средств позволял финансироватьрастущие бюджетные расходы, направляемые, в томчисле, на оборонные нужды и финансирование АКП.Именно в этот период СССР, наконец, смог достичьвоенного паритета с НАТО. По разным оценкам долявоенных расходов в ВВП СССР была экстремальновысокой и составляла 14-16%.

Таким образом, в середине семидесятыхгодов новый этап «холодной войны» инеобходимость финансирования растущих расходовна оборону, в том числе и в аэрокосмическомсекторе, стали главным препятствием длядемилитаризации международной экономики иразвития процессов глобализации. О степенивзаимной зависимости АКП и большой политикилучше всего говорит тот факт, что в 1984 году доляавиационной и ракетно-космической техники вструктуре заказов министерства обороны СШАсоставила 36,8%. Доля радиоэлектронногооборудования, оказавшегося по этому показателюна второй позиции, — 15,8%.

Необходимость одновременногоподдержания международнойконкурентоспособности американской экономики ифинансирования гонки вооружений вынудилиР.Рейгана совмещать в рамках единойэкономической политики рост военных расходов иснижение налогов для стимулированияэкономического роста. Растущий дефицитфедерального бюджета некоторое время удавалосьфинансировать за счет роста процентных ставок иденежной массы, увеличения импорта и притокакраткосрочного иностранного капитала. Однако,когда в 1985 году дефицит федерального бюджета СШАдостиг рекордного уровня в 300 млрд. долларов,иностранные инвесторы стали выводить своикапиталы из американских фондовых и валютныхактивов. Внутренние противоречия экономическойполитики США обернулись общим экономическимспадом.

Экономическая депрессиявосьмидесятых годов, приведшая к снижению цен наэнергоресурсы, и истощение природныхместорождений газа изменили тенденцию развитиясоветской экономики. Только за три года, с 1983 по1985 г., экспорт снизился с 91,4 до 86,7 млрд. долларов.Рост ВВП, который в 1965—1970 гг. в среднем составлял5,3% в год, в восьмидесятые годы снизился до 2,1%, а к1991 году и вовсе стал отрицательным. В условияхэкономической неустойчивости возможностифинансирования бюджетного дефицита за счетвнешних и внутренних заимствований быстрорастаяли. Резкое сокращение бюджетных расходов,в том числе финансирования обороны и АКП, сталонеизбежным.

Мотивы снижения военных расходов ипоследовавшей реструктуризации отраслей,лежащих в основе военно-промышленного комплекса,хорошо объясняет высказывание Вице-президентаАмериканской ассоциации электроннойпромышленности Р. Томсона, который заявлял: «Еслимы будем иметь просто экономику, производящуювооружения, мы утратим нашуконкурентоспособность. Мы должны признать, чтовоенная мощь не является единственным мериломбезопасности».

С прекращением мировогопротивостояния главный барьер на путиглобализации мировой экономики был устранен.Благодаря развитию коммуникаций и усилениюмеждународных информационных, товарных,денежных и пассажирских потоков отдельныерегиональных рынки стали объединяться в единоеглобальное экономическое пространство.Крупнейшие компании получили возможностьпроизводить и продавать свою продукцию по всемумиру, а приобщение все большего числа стран кценностям экономического роста привело кунификации предпочтений потребителей.

Современные информационныетехнологии позволили фирмам снизить затраты наобслуживание менеджментом возрастающих сферконтроля и увеличивающегося количестватрансакций. Для многих компаний возрастающийположительный эффект масштабов стал перекрыватьиздержки роста. Особенно большое значение этотфактор приобрел в отраслях, где усложнениетехнологий и продукции требует все большейконцентрации ресурсов для проведения НИОКР. Какизвестно, в АКП ведущие фирмы тратят на НИОКР до10% своих доходов. А в секторах отрасли смелкосерийным и единичным производством этотпоказатель бывает и значительно выше.

Первыми характер происходящихизменений и влияние на них аэрокосмическогокомплекса осознали американцы. И сделали все,чтобы захватить инициативу и направить процессглобализации по выгодному для себя сценарию.

По прогнозам, подготовленнымконсультантами американского правительства в 1989году, кардинальное сокращение военных расходов вСША должно было привести к снижению темпов ростаВВП на период вплоть до 1993 года. Но уже к 2000 годуэффект от высвобождения 257 млрд. долл. военныхфинансов и их инвестирования в гражданскийсектор должен был обеспечить индекс роста ВВП науровне 220% по отношению к 1977 году — моменту началанового витка гонки вооружений.

Следование выбранной стратегииразвития американской экономики далорезультаты, которые превзошли самые смелыеожидания. Сокращение доли военных расходов в ВВПСША с 6,3% в 1986 году до 2,9% в 2000 г., привело к ростуВВП, исчисленного в текущих ценах, по сравнению с1977 годом в 4,8 раз. С учетом дефлятора —приблизительно в 2,5 раза.

В абсолютном исчислении военныерасходы в США были снижены с 304 млрд. долл. в 1989 до261 млрд. долл. в 1996 году. При этом государственныерасходы на гражданские аэрокосмическиепрограммы, осуществляемые по линии НАСА,продолжали медленно расти. Беспрецедентныйэкономический рост США позволил к 1999 годуувеличить абсолютный размер расходов на оборонудо 307 млрд. долл., оставаясь в пределах 3,4% от ВВП.

Глобальная экономика и новыестратегии

Новые приоритеты экономическогоразвития кардинально изменили структуру спросана рынке АКП, являвшейся основой военнойбезопасности во времена глобальногопротивостояния. 1987 год стал первым, когдапроизошло резкое снижение государственныхзакупок авиационно-космической техники. В 1987году доля заказов министерства обороны СШАсоставляла 56% объема продаж национальнойаэрокосмической техники. К 1996 году она снизиласьдо 34%. Сокращение затронуло как закупки готовойпродукции, так и расходы на НИОКР.

В Европейском Союзе, по даннымЕвропейской Ассоциации АКП (AECMA), доля военнойтехники в продажах аэрокосмической продукциисоставляла в восьмидесятые годы 70—75%, а в первойполовине девяностых годов она снизилась до 40—45%.И если с 1980 по 1989 год объем продаж в отрасли выросс 32 млрд. экю (35,5 млрд. долл.) до 53,5 млрд. экю (54,9млрд. долл.), то в 1996 году он составлял уже только 49млрд. долл. Доля правительственных закупок совторой половины восьмидесятых годов к 1996 годуснизилась с 50% до 30%. А расходы на НИОКР в 1996 годусоставили 8 млрд. экю, и только 50% из них былоассигновано государствами.

В то же время в секторе коммерческихзаказов АКП продолжался рост. В США с 1987 по 1997 годпродажи АКП на этих рынках выросли с 40 до 65 млрд.долларов в текущих ценах.

Для обеспечения собственноголидерства в условиях глобализации иопережающего роста коммерческих секторов рынкаСША примерно в 1994 году начали реструктуризациюсвоей АКП. Решение этой задачи потребовало отгосударственных органов коренного пересмотратрактовок антимонопольного законодательства иразрешения активного процесса слияний ипоглощений. Так, по мнению председателякорпорации «Локхид Мартин» Н.Огестайна,высказанному по поводу слияния его компании с«Нортроп Грумман», объединение «крупных издоровых в экономическом плане фирм не вступаетв противоречие с антимонопольнымзаконодательством и не вызовет негативнойреакции в Европе. Оно позволит снизитьпроизводственные расходы и укрепить лидерство втехнологии».

В результате, на сегодня в США осталосьтолько четыре крупных производителя конечнойаэрокосмической продукции. Этоспециализированные корпорации «Боинг» и «ЛокхидМартин», фирма «Сикорски», входящая вмногоотраслевую корпорацию «ЮнайтедТекнолоджиз», и корпорация «Текстрон»,подразделения которой выпускают вертолеты(«Белл геликоптер») и небольшие гражданскиесамолеты («Цессна»). Намечаемое приобретениекорпорацией «Боинг» фирмы «Хьюз Электроникс» —крупнейшего производителя спутников,принадлежащего «Дженерал Моторз», может статьдостойным завершением консолидации отрасли.

В Европе процесс укрупненияаэрокосмических компаний начался несколькопозже. Основными инициаторами укрупнений такжестали правительства государств, обеспокоенныерастущим давлением со стороны США. Председательправления государственной компании«Аэроспасиаль» Луи Галлуа в 1994 году бил тревогу:«Не без задержки и намерения правительстваструктура американской аэрокосмическойпромышленности коренным образом изменяется.Невзирая на антитрестовское законодательство изакон о контроле над слияниями, создаются оченьрентабельные гигантские компании почти во всехгруппах изделий».

По причине государственнойразобщенности и скромных размеров национальныхрынков европейские компании имели меньшиемасштабы, чем американские конкуренты и большенуждались в объединении. По той же причинеевропейские фирмы начали интеграцию посредствомсоздания совместных консорциумов,ориентированных на совместные проекты понаправлениям аэрокосмической деятельности. Итолько после того, как на пути интеграцииевропейской АКП было снято препятствие в видегосударственного статуса компании«Аэроспасиаль», в Европе были созданы двекрупные аэрокосмические компании «EADS» и «БритишАэроспейс Системс».

Можно констатировать, что в настоящее времябольшая часть международной АКПреструктурирована таким образом, чтобывоспроизводить стратегии, эффективные вусловиях роста глобальной экономики. Успехреорганизации АКП США и Объединенной Европы былпредопределен двумя основными факторами.Во-первых, наличием опыта аналогичной рыночнойадаптации к стратегическим изменениям,связанным с I и II мировыми войнами и следовавшимиза ними сокращениями военного производства.Во-вторых, отработанной системой взаимодействиягосударства и частных фирм по финансированию иразработке новых оборонных технологий и ихпоследующего использования для получениякоммерческого эффекта.

Именно этих знаний и опыта управленияна микро- и макроуровне не хватило отечественнойАКП. Наши предприятия всегда были активны вобласти разработок и технологическихнововведений, в связи с чем и был достигнутвоенный паритет, благодаря этому некоторые изних остаются конкурентоспособными намеждународном рынке до сих пор. Но системыстратегического менеджмента в условиях жесткогополитического руководства и централизованногогосударственного планирования не формировались.Предприятия и отрасль не могли получить навыкисамостоятельного планирования стратегии.

В новую эпоху аэрокосмическаяпромышленность будет развиваться прежде всегокак средство коммуникаций, обеспечивающеематериальную базу для информационных технологийглобализации. В условиях, когда основные факторыпроизводства и базовые промышленные технологииглобальной экономики становятсяравнодоступными для всех участников рынка,основой конкурентных преимуществ становятсяэффективная глобальная система менеджмента,удобство совершения трансакций, скорость икачество доставки материальной продукции.Эффективность реализации этих функцийобеспечивается услугами систем транспортных иинформационных коммуникаций, поставщикомзначительной части которых является или можетявляться АКП.

Этим обстоятельством и будетопределяться структура спроса нааэрокосмическом рынке в ближайшие 15—20 лет. Так,уже сейчас международной аэрокосмическойассоциацией провозглашается задача созданияглобальной автоматизированной системыкорпоративного менеджмента с использованиемкосмических технологий. Уже в течение ближайшихлет основную долю рынка будут составлять услугиназемным потребителям. По оценкам компании«ЦНИИМАШ-экспорт», занимающейся менеджментоммеждународных космических проектов, размеррынков, непосредственно зависящих откосмической деятельности, должен составить в 2000году около 1 трлн. долл. Это 3,3% от всего мировогоВВП.

Выведение полезной нагрузки,изготовление средств выведения, орбитальныхсистем и наземной инфраструктуры, в которыхпозиции российских компаний наиболее сильны, всовокупности составят только 22% космическогорынка.

В авиационном секторе значительныйрост перевозок ожидается натрансконтинентальных линиях, что приведет кросту спроса на магистральные самолеты. За этотперспективный сегмент рынка сейчас борютсякрупнейшие поставщики гражданской авиатехники«Эрбас Индастри» и «Боинг». Ожидаемая интеграциякрупнейших авиационных, железнодорожных иавтомобильных транспортных компаний, котораяпозволит оптимизировать предоставлениетранспортных услуг на глобальном рынке,потребует качественного изменения и обновленияпарка самолетов местных авиалиний. К сожалению,России в настоящее время нечего предложить и дляэтих секторов рынка, хотя перспективныеразработки новых систем разными фирмами ведутся.Но на их завершение не хватает денег.

Естественная эволюция -ограниченная ответственность

В рамках традиционной траекториихозяйственного оборота советского периода АКПполучала ресурсы, необходимые для своегоразвития, из государственного бюджета. Основнымисточником финансирования был экспортэнергоресурсов. Сам аэрокосмический сектор небыл нацелен на достижение экономическогоэффекта, а поэтому не мог развиватьсясамостоятельно. Уровень последующего паденияпроизводства в отрасли соответствовал степенисокращения бюджетного финансирования. Принезначительных объемах российских коммерческихзаказов очень быстро стало понятно, что за счетвнутреннего спроса аэрокосмический комплекссуществовать больше не сможет.

Поэтому реально выбор стратегиидальнейшего развития оказался ограничен двумяальтернативными вариантами — АКП можетразвиваться, обслуживая глобальный рынок либотолько в традиционных секторах, либо активнопроникая в новые.

К традиционным секторам можно отнестите, которые непосредственно не участвуют вформировании глобальных транспортныхкоммуникаций. В авиации это разработка ипроизводство боевой авиации как средстваобеспечения национальной безопасности и местнойгражданской авиации. В космической области этосоздание средств выведения, космическихаппаратов, инфраструктуры запусков. Названныекосмические технологии позволяют поддерживатьвысокий авторитет стран в оборонной и научнойобластях, но не дают прямого экономическогоэффекта без обслуживания глобальныхкоммуникаций.

Новые аэрокосмические технологиивозникли только как элемент хозяйственногооборота постиндустриальной глобальнойэкономики. Это глобальные транспортные системы,магистральная авиация, космическиетелекоммуникации, связь, инфрастуктура бизнеса иглобальные системы корпоративного менеджмента.

Конкурентные преимуществароссийского аэрокосмического комплексаоснованы на высоком уроне традиционныхтехнологий. Их использование позволилопредприятиям после принятия закона олиберализации внешнеэкономической деятельностисамостоятельно выходить на внешний рынок. Иименно в этом качестве российская АКП оказаласьинтересна остальному миру.

Расширение новых секторовобеспечивает рост заказов на продукциютрадиционных технологий. Поскольку к моментувыхода на рынок российских фирм центромразвивающейся глобальной экономики уже сумелистать ведущие индустриальные страны, основнойспрос на продукцию и услуги отечественногокосмического сектора, не имеющегонепосредственного выхода на рынки конечныхпотребителей в новых секторах, возник со стороныСША и стран Европейского Союза. На них приходитсядо 97% общей стоимости всех международныхконтрактов. И именно монопольное положение США,имеющих портфель в 91% стоимости российскихмеждународных контрактов, позволяет имдиктовать свои условия и жестко ограничиватьквоты на запуски.

Эта стратегия развития российской АКПсложилась самопроизвольно, поскольку являетсяестественным продолжением предыдущей истории ине требует кардинальных изменений на уровнеотрасли. Ее базой стали действия отдельныхпредприятий.

Следование стратегии развитиятрадиционных секторов АКП приведет к тому, чтороссийские предприятия в соответствии сосложившейся специализацией будут выполнятьзаказы в рамках вертикально-интегрированныхмеждународных структур. Обслуживаниемпотребителей на глобальных рынках будутзаниматься мировые лидеры отрасли. Нашимкомпаниям останется заполнение недостающихсегментов технологической базы лидеров ивыполнение федеральных отраслевых программ.

Для усиления жесткости структурных связей врамках глобальной кооперации, получения доступак заказам и финансирования перспективныхразработок они будут использовать различныесредства интеграции со своими иностраннымипартнерами:

  • допускать участие партнеров в своем акционерном капитале;
  • создавать совместные предприятия для реализации перспективных проектов;
  • выполнять заказы на производство комплектующих по кооперации внутри международных консорциумов.

На примере ГКНПЦ им. Хруничева, НПО«Энергомаш», РКК «Энергия», заводов «Пермскиемоторы» можно утверждать, что данный процесссейчас только набирает силу (см. рис. 2).

Предприятия, обладающие конкурентоспособнымитехнологиями, при условии внедрения эффективныхсистем менеджмента интегрируются в глобальныеструктуры АКП самостоятельно. Федеральный органуправления, которым является РоссийскоеАвиационно-Космическое агентство, долженспособствовать росту инвестиционнойпривлекательности таких предприятий ипредоставить им необходимую свободу действий.Сохранение унитарного статуса или контрольныхпакетов акций этих предприятий в рукахгосударства противоречит тенденции роста доликоммерческих международных контрактов в ихпортфеле заказов. Тем самым государство,неспособное выступить как весомый заказчик итеряющее реальные рычаги управления отраслью,мешает самостоятельному развитию коммерческоймеждународной деятельности предприятий.

ринципиальная схема интеграции предприятий АКП РФ в глобальный рынок при стратегии ограниченной тветственности

 

Рисунок 2. Принципиальная схема интеграции предприятий АКП РФ в глобальный рынок при стратегии ограниченной тветственности

 

Неизбежным следствием указаннойстратегии стало эффективное развитие только техпредприятий, которые имеют конкурентоспособныетехнологии, востребованные глобальным рынком.Свидетельством тому является распределениестоимости экспортных контрактов в космическомсекторе, где, по данным компании«ЦНИИМАШ-экспорт», 68% принадлежит одномупредприятию, 84% — двум, 98% — пяти предприятиям.Именно за счет экспортных контрактов ведущиепредприятия космического сектора смогли непросто выжить в новых условиях, но ипрофинансировать новые разработки.

В авиационном секторе ситуациянесколько иная. Так, по данным счетной палатыРоссии, уже сейчас иностранным инвесторампринадлежит пакет 26,7% акций ОАО «АНТК им.Туполева», 35% — ОАО «Авиастар», 41,28% — МВЗ им. Миля,37,1% — ОАО «Росвертол», 13,24% — ОАО «Пермскиемоторы», 23,34% — ОАО «ВАСО», 35,7% — ОАО «Сигнал».Однако финансовое положение всех названныхпредприятий ничуть не лучше, чем у остальных.Реализовать совместно с западными партнераминовые перспективные проекты у них так и неполучилось. Причина как раз в том, что все базовыетехнологии, ранее разработанные и используемыеданными предприятиями, имеют аналоги в западнойпромышленности, а потому на международной аренеостаются невостребованными.

Технологии, не востребованныеглобальным рынком, развиваться только за счетвнутреннего спроса не могут. Целостностьтехнологического комплекса отечественной АКПможет быть утрачена. В этом случае возможностиположительного влияния роста экспорта продукциивысоких аэрокосмических технологий наэкономический рост в России будут сведены кминимуму. Наша страна так и не сможет утвердитьсяв качестве мировой экономической державы.

Более того, в тех секторах глобальногорынка, в которых российские предприятия имеюттехнологические преимущества, будут постепенноразвиваться и западные технологии. И по мере ихразвития более слабые российские конкурентыбудут постепенно вытесняться с рынка. Подобнаякартина наблюдается на рынке боевой авиациипосле того, как западные корпорации началиразработку истребителя пятого поколения.

На рынке боевой авиации против насработает еще одно, в целом позитивное следствиеглобализации — тенденция снижения числарегиональных вооруженных конфликтов и связанноес ним сокращение импортных закупок вооружений вдва раза за последние 10 лет. А именно в этомсегменте позиции АКП России традиционнонаиболее сильны.

Описанную стратегию, которая основанана экспорте в традиционных секторах иобеспечивает микроэкономическую эффективность,условно можно обозначить как стратегиюограниченной ответственности.

Национальная ответственность -экономический рост?

Повышение макроэкономическойэффективности аэрокосмического комплекса можетобеспечить стратегия, ориентированная наэкспорт в новых секторах глобальной экономики иоказание полного комплекса услуг дляпотребителей, начиная с созданияаэрокосмической техники и заканчивая ееэксплуатацией на рынках перевозок, связи ителекоммуникаций. Такая постановка означаеткачественное изменение траекториихозяйственного оборота. Экспорт, основанный нановых знаниях и технологиях, способен обеспечитьгораздо более высокие темпы и устойчивостьопережающего экономического роста, чемиспользование традиционных промышленныхтехнологий и экспорта топливных ресурсов.

Эту стратегию, ориентированную на ростмакроэкономической эффективности отрасли,условно можно обозначить как стратегиюнациональной ответственности. На ее успехпозволяет рассчитывать существование спроса напродукцию новых аэрокосмических технологий встранах, относящихся к периферии мировойэкономики, но пытающихся самостоятельноинтегрироваться в глобальное экономическоепространство. Устойчивость роста данногосектора аэрокосмического рынка поддерживаетсяблагодаря различиям в уровнях развития АКПразных стран, связанным с различиями ихтраекторий экономического роста.

Создание аэрокосмических технологийтребует больших затрат ресурсов. Поэтому страны,самостоятельно создающие полный профильаэрокосмических технологий для традиционных иновых экономических секторов, должны обладатьмасштабной экономикой с высоким показателем ВВПи высоким уровнем развития, отражаемымпоказателем ВВП на душу населения и долейэкспорта продукции новых секторов экономики вВВП. Естественно, что в эту категорию преждевсего попадают страны передовойиндустриализации.

Значительные ресурсы для развития АКПсмогли также сосредоточить страны раннейдогоняющей и социалистической индустриализации.Однако задержка в освоении современныхтехнологий не позволяет им достичь высокогоуровня экономического развития, из-за чего у нихсохраняется низкий уровень показателя ВВП надушу населения. Полный комплекс аэрокосмическихтехнологий удалось создать только в СССР,наиболее обеспеченном экспортными природнымиресурсами. Такие страны, как Китай и Индия,заметно отстали и обладают ограниченнымперечнем заимствованных технологий созданиякосмических аппаратов и средств выведения.

Новые индустриальные страны былиориентированы на экономический рост всовременных промышленных областях и сейчасимеют высокий уровень развития и показатель ВВПна душу населения. Но на этапе становлениятрадиционных аэрокосмических технологий этистраны не имели ресурсов для развития АКП, всвязи с чем у них появилось значительноетехнологическое отставание от лидеров. К этойкатегории стран прежде всего относятся Япония игосударства Юго-Восточной Азии.

Высокие темпы экономического роста,наблюдавшиеся в регионе до финансового кризиса1998 года, позволили его пятнадцати экономическинаиболее крупным странам обеспечить в 2000 годусовокупный уровень ВВП в 7,5 трлн. ам. долл., чтосоставляет 24% от мирового ВВП и 80% ВВП США. Однакостраны этого региона смогли достичь уровняэкономического развития, позволяющего создаватьсобственные аэрокосмические технологии, тольков восьмидесятые годы. Так, еще в 1970 году расходыЯпонии на исследование космоса были в 170 разменьше, чем у США. Об указанном отставаниисвидетельствует и тот факт, что если уровень ВВПна душу населения у Японии примерно равен уровнюСША, то доля АКП в ВВП составляет только третьамериканского уровня (см. рис.3).

Существование данного разрыва иговорит о том, что новым индустриальным странамЮго-Восточной Азии в процессе интеграции вглобальную экономику необходимо компенсироватьнедостаток развития аэрокосмическихкоммуникаций. Сделать это можно только двумяспособами. Либо заимствовать соответствующиетехнологии, вступая в международную кооперацию сих обладателями, либо приобретать услугиаэрокосмического комплекса в готовом виде.Одновременно важным позитивным для нас факторомявляется стремление этих стран к сокращениюсвоей технологической и политическойзависимости от США. Активное развитие вдевяностые годы Японией, Южной Кореей, Таиландом,Малайзией, Сингапуром собственных космическихпрограмм, тщательный подбор иностранныхпартнеров однозначно указывают на выбранныйэтими странами путь интеграции. Аналогичноеположение сложилось и в некоторых странахЛатинской Америки, где Аргентина и Бразилия также открыли собственные космические программы.

Сейчас эта ситуация дает нам хороший шанс дляусиления позиций на мировом рынке. Нопрактическая реализация стратегии национальнойответственности связана с большими трудностями,поскольку требует целенаправленной и быстройреструктуризации аэрокосмического комплекса.Эта проблема для нашей страны даже важнее тогополитического давления, которое оказываетсяведущими корпорациями и правительствами странЗапада в процессе конкурентной борьбы на мировомрынке.

Место АКП в экономике некоторых стран

 

Рисунок 3. Место АКП в экономике некоторых стран

 

Российская АКП сейчас по масштабамдеятельности значительно уступает своиминостранным конкурентам (см. рис. 4). Это лишаетнаши предприятия возможности концентрироватьресурсы на перспективных направленияхдеятельности и финансировать новые проекты. Вусловиях дефицита государственногофинансирования и отсутствия механизмовфинансирования частных заказов раздробленнаяструктура лишает аэрокосмический комплексресурсов, необходимых для развития. А имеющиесяресурсы зачастую распыляются по несколькимдублирующим проектам. Подобное происходит приразработке нового истребителя, региональных имагистральных самолетов.

Объемы продаж крупнейших поставщиков аэрокосмической продукции

Рисунок 4. Объемы продаж крупнейших поставщиков аэрокосмической продукции

Для успешной конкуренции наглобальных рынках необходимо осуществитьмаксимальную интеграцию российскихаэрокосмических разрабатывающих ипроизводственных мощностей в рамках единойсистемы менеджмента

Обеспечить решение этой задачисамостоятельно российским предприятиям не посилам. Помимо естественных организационныхсложностей на пути интеграции зачастую встаютиндивидуальные интересы высшего руководствапредприятий, что подтверждает ряд конфликтов,возникших при создании авиационных финансово —промышленных групп. Важным препятствиемстановится и нежелание руководства предприятийиз-за опасности социальных обостренийотказываться от заведомо неперспективныхобластей деятельности и неэффективных активов.

В силу указанных причин, а также из-засжатости сроков реструктуризация должнаосуществляться централизованно. Основуструктуры интегрированной аэрокосмическойкомпании (ИАКК) должны составить отделения,объединяющие предприятия по технологическимнаправлениям (см.рис.5).

Высшее руководство такой интегрированнойкомпании обеспечивает управлениестратегическими проектами по выходу наперспективные сегменты международного рынка,требующими использования потенциала всехтехнологических отделений. Из-за значительнойспецифики работы на внешних рынках реализацияэтих проектов потребует создания специальногоотделения, отвечающего за международнуюдеятельность. Еще одной функцией ИАКК долженбыть финансовый контроль за деятельностьюотделений.

Принципиальная схема структуры ИАКК

Рисунок 5. Принципиальная схема структуры ИАКК

 

Отделения должны в рамках работ постратегическим проектам обеспечиватьразработки и производство продукции, а такжепродолжать собственные проекты, неукладывающиеся в рамки стратегических, в томчисле и международные.

Главной опасностью при реализациистратегии национальной ответственностиявляется свойство большинства отечественныхцентрализованных организаций превращаться вбюрократические структуры с негибкимменеджментом. Для снижения риска подобнойметаморфозы структурной основой отделений ИАККдолжны стать предприятия — лидеры в своихтехнологических областях, уже добившиеся успехана международном рынке.

Российское Авиационно-Космическоеагентство не может осуществлятьнепосредственное руководство деятельностьюИАКК, поскольку статус федерального органауправления вступает в противоречие скоммерческими целями компании. Полномочия поруководству аэрокосмической деятельностью иобслуживанию коммерческих рынков послереструктуризации должны быть сосредоточены вИАКК. После завершения программыреструктуризации федеральный органисполнительной власти должен сохранитьответственность только за реализациюфедеральных отраслевых программ.

Соблюдение государственных интересовв деятельности компании должно обеспечиватьсячерез институциональное воздействие, участиегосударства в акционерном капитале ИАКК и работуего представителей в совете директоров.

Государственная политика и менеджментИАКК должны строиться на понимании того, что вусловиях новой экономики не военная мощь и дажене капитал, а знание и умение сознательноиспользовать принципы экономического итехнологического развития являются главнымисточником конкурентных преимуществ. Какпоказывает опыт США, правильно выбраннаястратегия позволяет активно формировать будущиеусловия экономической деятельности, в том числеи для конкурентов.

Если теперь, в сложившихся на данныймомент условиях глобализации, российская АКП исможет реализовать стратегию национальнойответственности, ей уже вряд ли удастся догнатьушедших вперед лидеров. Но незавершенностьпроцесса глобализации еще оставляет возможностьвскочить на подножку уходящего поезда. Какпоказывают проведенные оценки, успешнаяреализация стратегии национальнойответственности в ближайшие 20 лет может привестик росту товарооборота российской АКП примерно в9—10 раз, увеличению нашей доли мирового рынка до9% и вызвать рост годового ВВП РФ до 100%.

А это уже означает самостоятельноепозиционирование России в глобальномэкономическом пространстве.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».