Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N3 / 2001

Роль менеджмента втелепроизводстве

Падейский В.В. ,

Телевидение было и будет наиболеемощным коммуникативным средством с большимфункциональным спектром использования. Вплотнуюприблизившись по качеству к кинематографу ииспользуя оперативные технологии, телевидениестало влиятельным фактором, позволяющимформировать общественное мнение.

Резкое усиление рекламных потоковпозволило вывести большинство телеканалов избюджетной зависимости, развить продюсерскийспособ телепроизводства. Ключевые позиции стализанимать независимые телекомпании ипродюсерские центры, направившие деятельностьна использование коммерческих средств дляразвития отечественного телепроизводства.Анализ структуры эфира центральных каналовпозволяет сформулировать основные направленияпродюсерской деятельности. В первую очередь, этоиспользование наиболее популярных на Западемоделей телепрограмм и шоу, таких как «Полечудес», «Угадай мелодию» и «Форт Байяр», которыестали родоначальниками многих отечественныхпроектов.

Закономерным явлением сталоиспользование имиджа актеров советскогокинематографа в ностальгических передачах типа«Старая квартира» и «Клуб белый попугай».Апофеозом подобных ретроспектив явиласьпрограмма Леонида Парфенова «Намедни»,построенная на использовании телехроник.

Используя постановочные возможностиразличных российских студий и большойтворческий ресурс, стало активно расширятьсясериальное производство, особенно втелекомпаниях ТНТ и «НТВ плюс». Большоераспространение получили и креативные циклы,подобные программе «От винта» или масштабнойигре «Перехват». Продюсеры используют в проектахматериалы милицейского наблюдения, фрагментыкомпьютерных игр и даже материалы Интернета.

В целом можно выделить следующиеосновные направления продюсерской деятельности:

  • ремаркетинг или модернизация старых телециклов таких, как «Мир животных» или «Клуб кинопутешественников»;

  • использование лицензионных моделей западных программ;

  • сериальное производство, использующее оригинальную литературную основу, подобно сериалам «Бандитский Петербург» или «Черная комната»;

  • креативное направление, использующее неординарные идеи.

Процесс создания телепродукциицелесообразно разделить на три основныхорганизационных этапа:

а) предварительный — этапформирования идеи и отношений с партнерами;

б) подготовительный — созданиепрототипа — пилотного выпуска;

в) производственный — созданиепродукции в соответствии с эфирным расписанием.

1. Предварительный этаптелепроекта

Предварительный этап характеризуетсясамым широким поиском телепродюсера вкреативной и в организационной сфере [1].

Детально изучается вся проблематика, скоторой связывается предстоящий экранныйпроект. Анализируются наиболее актуальные изрелищные аспекты замысла, формулируетсяконцепция цикла или серии, разрабатываетсяпервоначальный формат телесообщения. Для циклахарактерно структурирование тематики,позволяющее создать законченнуюпоследовательность телевыпусков. Это должнобыть подробно описано в синопсисе, охватывающем,по крайней мере, 8—10 последующих выпусков скратким изложением тематики.

Точно так же выделяются и постоянныерубрики или разделы передачи, формулируются ихэфирные параметры и содержание. Определяется ипредполагаемый жанр: к наиболее простым следуетотнести сюжеты с уличным опросом и репортажи, кнаиболее сложным и затратным — постановочныеформаты, подобные сценкам «театра абсурда» илидаже элементам мюзикла, достаточно характернымдля дорогостоящих телеигр и эстрадных серий.

Результатом подобных разработокстановится набор стартовых документов проекта,куда включаются, в первую очередь, заявка, вкоторой излагаются не только технические, но итворческие аспекты будущего цикла.

Следующим важным направлениеморганизационной деятельности продюсераявляется формирование творческой командыпроекта. В первую очередь создаетсяпостановочное ядро — своеобразный генераторидей. Следует отметить, что состав творческойкоманды во многом аналогичен театральнойантрепризе — существует большая зависимость отжанра. Для информационно-публицистическихпроектов — это авторы и корреспонденты. Подобныйжанр принято считать лицом канала. В качествеобозревателей приглашаются самые авторитетныежурналисты. Менее заметными исполнителямиявляются репортеры, однако именно они вместе соператорами хроник создают всю информационнуюмозаику новостных программ, работают в горячихточках [2].

Менее принципиальна роль режиссеров впроцессе формирования информационных сюжетов.Как правило, это режиссеры монтажа или пультовыеассистенты, проводящие трансляции сиспользованием ПТС (передвижных телестанций). Адля создания постановочных серий, телеигр иэстрадных шоу-программ обычно формируетсямощный творческий коллектив, включающий в себясценаристов, режиссеров, художников и операторов[3].

Именно они создают и основныекреативные разработки, из которых рождается сампроект. Да и главный производственный документ —смета выпуска разрабатывается именно на основетаких документов, как режиссерский сценарий иэкспликация основных постановщиков — художникаи оператора. В них детально излагаются принципывыбора натуры, создания съемочных площадок сосложными структурированными интерьерами,обосновывается техническая оснащенностьпроекта не только звуковым и световымоформлением, но и другими вспомогательнымисредствами, такими как вертолеты или стедикамы(использование в состязаниях типа ралли«Париж-Дакар»).

Вместе с тем в форматах различных игр исостязаний все чаще используются и кадры сминиатюрных камер, вмонтированных в шлемы самихучастников, — программа «ТВ спецназ». С другойстороны, возможности компьютерной техникипозволяют включать и чисто виртуальныхперсонажей, как это продемонстрировано в циклах«Академия ошибок» и «Тушите свет».

Самым длительным по времени являетсятрадиционный подбор реальных исполнителей. Вотсутствии в России заметных актерских агентств,позволяющих охватить обширный актерский рынок,широкие кастинги исполнителей заменяютсядостаточно ограниченным поиском. Для повышенияимиджа программ все чаще приглашаются непрофессионалы, а просто узнаваемые лица, лидерымнений, культовые фигуры. Процесс выбора иформирования отношений и составляет различныеаспекты кадрового менеджмента телепродюсера [4].

Более сложной является сферакреативного менеджмента телепродюсера. Это нетолько создание концепции и формата.Профессиональному продюсеру приходится влиятьна размах различных сценарных и постановочныхрешений с учетом требований маркетинга. Тесноесотрудничество с основными исполнителямипозволяет контролировать расходные статьи исметы, эффективнее управлять затратами, в первуюочередь, связанными с созданием съемочныхинтерьеров. Иногда подобные павильонные съемкиможно заменить полноценной натурой. Характернымвыбором места съемок многих американскихблокбастеров являются заброшенные заводы ишахты. Априорный выбор подобных мест —подлинный капитал продюсера. Чаще всего длясоздания клипов ищутся самые неординарные места— паровозные кладбища, крыши сталинских высоток,демонтированные фортификации.

Многие старинные здания Москвы,библиотеки и музеи располагаютотреставрированными интерьерами, где можнопроводить съемки различных проектов. Но наиболеезамечательным примером использования стариннойнатуры явилась знаменитая телеигра «Форт Байяр»,чей проект потребовал изначально значительныхсредств для восстановления казематов крепости.

В настоящее время не менеераспространенным является использованиевиртуальных интерьеров, созданных на базеразнообразных программных продуктов.

Другим, не менее важным направлениемдеятельности телепродюсера является поискнаиболее оптимального дистрибьюторателепродукта или же самого вещателя. Важную рольв подобном поиске играет детальный анализпрограммного состава вещания в определенномсегменте телерынка, динамика развития жанровыхниш, профили самих каналов, интенсивностьрекламных и спонсорских вложений. Большинствопотенциальных спонсоров выходятнепосредственно на канал и имеют определеннуюцелевую установку, связанную с предполагаемойаудиторией. Это, как правило, определеннаяэфирная позиция. Наиболее перспективными дляреализации телепродукта являются программныеблоки «праймтайм» и тематические каналыспутникового телевидения. Они предпочитаютприобретать телециклы, позволяющие заполнятьвремя между основными трансляциями. Одним изприоритетных мест являются спортивные каналы,где интенсивно проводятся рекламные компанииспортивного реквизита, одежды, продуктов питанияи автоаксессуары.

Предварительные переговоры свещателями завершаются оформлениемгарантийного письма, в котором указываютсяпараметры передачи и время эфирной позицииканала, предоставляемой под предлагаемыйтелецикл.

Подобный документ являетсянеобходимым в том случае, если стартовые затратына проект оказываются слишком значительными дляпакета спонсорских предложений, ужесуществующих в портфеле вещателя. Такие ситуациинаиболее характерны для масштабных трансляцийили телеигр. В этом случае телепродюсеруприходится опираться на возможное партнерстворазличных финансовых структур, брать кредит —это уже сфера финансового менеджментателепродюсера. Успешно существовавший до 1998 годаинститут кредитных брокеров, позволявшийфинансировать любые, в том числе и самыевенчурные проекты, во многом утратил своипозиции. Банки дают кредит, как правило, подсолидное обеспечение или под твердые гарантии,предоставляемые администраторами высокогоуровня. Очевидное преимущество телепроектов —относительно быстрый срок окупаемостипрактически во всех жанрах, исключая, пожалуй,сериалы, где возврат капитала связан сзавершением всего проекта и оценивается взависимости от числа эпизодов не менее чем в 8—12месяцев с начала кредитования. Значительныхфинансовых расходов требуют и телекомпанииинформационного профиля, чей запускпредполагает создание большойкорреспондентской сети, оснащение огромнымпарком съемочной техники и самыми современнымивидеосерверами, как это, например, было в проектетелекомпании ТСН.

Более избирательны в выборе партнеровинвесторы, их характеризует не толькозаинтересованность в возможной прибыли (это, какправило, рекламная рента), но и возможностьсамостоятельно получать рекламное время в обменна создаваемый телепроект и пакетировать его врасчете на резкие скачки рекламных тарифов впредвыборные периоды.

Все подобные переговоры, как правило,требуют от продюсера представления дляэкспертной оценки не только имеющихсявидеоматериалов и сценарных и оформительскихразработок, эскизов, фото- и видеопроб, но ицелого пакета документов, включающих в себясмету и бизнес-план телепроекта.

1. Подготовительный этаптелепроекта

Как правило, этот этап основан напозитивных оценках, полученных в результатеэкспертизы. Телепродюсер и его финансовыйпартнер заключают предварительное соглашениеили опцион. Подобная форма оформления деловыхотношений позволяет в случае непредвиденныхобстоятельств или неудачной реализации экранныхрешений расторгнуть деловой союз. Это наиболеереально в случае, когда не только инвестор, но ивозможный дистрибьютор не примет созданныйэкранный прототип или пилотный выпуск передачидля эфирной реализации. Начало предварительногоэтапа следует отсчитывать с момента перевода насчет продюсера или на счет телекомпании,представляющей интересы продюсера первоготранша денежных средств. Первые ассигнования впроект рассматриваются как инициативныеинвестиции. В смету затрат на создание первоговыпуска входят все расходы по оформлениюстудийных и павильонных интерьеров, затраты надизайн самой передачи, включая и компьютернуюграфику, непредвиденные расходы и безусловногонорары авторам и постановщикам. Обычноподобные оплаты проходят аккордом при запускелюбого цикла и намного превышают текущие расходына создание последующих материалов,используемых в телепроцессе.

Перед началом работы съемочных бригадпродюсер корректирует весь пакетсъемочно-монтажных документов с учетомминимизации основных статей затрат: арендытехники и транспортных расходов. Некоторымпродюсерам удается использовать средствапервого транша для создания экранного резерва идаже целого пакета выпусков намеченного цикла вусловиях жесткого контроля над использованиемтехнических средств и деятельности творческихбригад, особенно в период монтажа и озвученияэкранного сообщения.

Иногда удается избежать значительныхрасходов используя более простую съемочнуютехнику, прежде всего, для репортажных сюжетов,спланировать съемки в дневное время, чтопозволяет отказаться от привлечениязначительного числа осветительных приборов,добавлять выразительность экранному материалу,используя более доступные средства дляосуществления процесса съемок, чем стедикам илискайлифт. Это и является существенными моментамипроизводственного менеджмента телепродюсера.

Сдача готового пилотного выпускаруководству канала ведет, как правило, кнеобходимости учета целого ряда творческих итехнических замечаний, приводит к перемонтажуотдельных сцен и рубрик, изменению текстов,доработке оформительских решений и даже титров.Это позволяет продюсеру утвердить окончательныйформат телепродукта, оптимизировать расходнуючасть финансового плана. Прием и одобрениепилотного выпуска как вещателем, так иинвестором, ведет к заключению ряда контрактов идоговоров не только с основными партнерами, но ирядом исполнителей, составляющих творческуюбригаду. Подобные соглашения позволяютконкретизировать основные обязанности,необходимые для творческого производства,оценить компетентность самих исполнителей,завершить комплектацию творческих составов [6].

Большую роль для последующейреализации проекта играет и пакет соглашений сорганизациями, предоставляющими телекомпанииосновные транспортные и технические услуги.

При реализации масштабных проектовцелесообразно формировать собственныйсъемочно-монтажный парк аппаратуры, строитьпостоянные выгородки и возводить даже павильоны.Размах подобных постановочных решенийдостаточно хорошо продемонстрирован в известнойголливудской ленте «Шоу Трумена» и он неявляется вымыслом. Большинство европейскихстудий, таких как Баррандов и Бавари давно ужепереориентировались под телепроизводство, а этосъемочные павильоны площадью до 3000 кв. метров. Внастоящее время в Египте строится целыйтелесъемочный комплекс, превышающий многиесуществующие в США павильонные ресурсы —Голливуд на Ниле.

1. Производственный период

Включение программы в сетку вещанияналагает на продюсера и его финансовых партнеровусловия жесткого сотрудничества. Создаетсяграфик финансирования или же открываетсякредитная линия, уточняются формы отчетности,исключающие срыв выходов запланированныхпередач в эфир. Как правило, формируется резервэкранных выпусков, характерный для многихжанров, — пример телеигра «О, счастливчик» или«Перехват», которые заранее создавали додвадцати смонтированных эпизодов.

Большое значение имеют и объемысредств, запланированных на маркетинговыепродвижения, в качестве примера которых можнопривести практику интенсивных анонсов, особеннона канале ТВ6, где большинство ключевых программ(от «Те, кто» до «Я сама») постоянно продвигаютсяво всех программных блоках.

Однако большинство циклов послезапуска имеют неустоявшийся рейтинг, продюсерыактивно ищут оптимальную эфирную позицию,корректируют формат. Большое влияние на этотпроцесс оказывает постоянное изучениерезультатов обследования телерынка в отчетах MediaGallop TV INDEX.

Другим существенным моментом являетсязащита от коммерческих и маркетинговых рисков.

При проведении съемок в экстремальныхусловиях и «горячих точках», особенно в случаеподводных съемок, продюсеру следует проводитьстрахование съемочной аппаратуры и членовбригад. Подобные проекты, как правило,предусматривают расширенные статьи затрат,связанные с непредвиденными расходами икомпенсацией разного рода материального ущерба,— это защита от производственного риска.

Оценку эффективности проектаинвестору следует проводить [7] уже с учетомсложившегося цикла экранного производства иобъективных реализаций рекламного времени. Какправило, цена, заявленная в прайслистах,предлагаемых рекламными брокерами, учитываетцелый ряд стимулирующих скидок. Скидкипредставляются как за объем рекламногопространства, предоставляемого одному клиенту,так и за общий объем средств, потраченных нарекламу за определенный период.

Кроме того, существуют скидки запокупку рекламного пространства со свободнымграфиком размещения и даже за предоплату заказа.Некоторые каналы практикуют и специальныескидки для рекламных агентств и скидки,предлагаемые в определенные сезоны [8].

Обычно каналы предлагают к продажевремя в программном и межпрограммномпространстве. Иногда с учетом спроса формируютпакеты рекламных минут из вечернего инесмотрибельного дневного времени. Все этопозволяет оценить рекламную ренту для каждойпрограммы.

В ходе производства телепродюсеруприходится планировать затраты на амортизациюоборудования, создание дополнительных помещенийи помещений для производства и размещенияэкранного и реквизитного материала. Программа«Куклы», например, вынуждена создавать выгородкудля размещения более полусотни действующихкукольных персонажей и постоянно их обновлять.Более сложными для реализации финансовых плановявляются телепрограммы, основанные надистанционном обучении студентов, подобные«Открытому университету». Специфика нашейстраны предполагает возможность подобныхкоммерческих программ, ориентированных на лиц,живущих в удаленных районах. Это предполагаетряд организационных мероприятий, таких какразмещение декодеров или организацию сессий.

Для полной реализации масштабныхпроектов целесообразно формировать командууправления, состоящую из исполнительных икреативных продюсеров, менеджеров, съемочныхбригад. Это позволяет эффективно управлятьнаиболее существенными затратами на этапахсъемки и монтажа телематериала. Успех,достигнутый при эфирной реализациителепродукта, позволяет планировать сбытэкранного материала на других рынках, что,возможно, например, путем кассетированиявыпусков цикла, как это практикуется впрограммах «Криминальная Россия» или «Куклы». Неменее существенна и возможность создаватьсобственные печатные материалы — журнал«Впрок».

Подобные формы диверсификации,связанные с телепроизводством, также требуют отпродюсера разносторонней подготовки в различныхсферах искусства, права и предпринимательства.

Литература

 

1. Полукаров В. Телевизионныйменеджмент. — М., 1994.

2. Фэнг Секреты журналистскогомастерства. — М., 1994.

3. Zettl H. The television production Hand book, N/Y, 1992.

4. Goodell G. Independent film feature production, N/Y, 1989.

5. Baldwin Н. How to create effective TB commercial, N/Y, 1989.

6. Чуковская Е. Аудиовизуальный бизнес.Договорное регулирование. — М., 1998.

7. Идрисов А. и др. Стратегическоепланирование и анализ эффективности инвестиций.— М., 1997.

8. Батра Р. и др. Рекламный менеджмент. —М., 1999.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».