Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2001 год | Статьи из номера N3 / 2001

Управление промышленной безопасностью

Козьяков А.Ф., Федосеев В.Н.,

Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации«О занятости населения в РФ», к числу занятыхотносятся россияне, являющиеся учредителями илиучастниками организаций, за исключениемобщественных объединений (фондов), ассоциаций исоюзов, не имеющих имущественных прав вотношении этих организаций. Занятые вобщественном производстве — это основнаясоставляющая часть экономически активногонаселения любой страны (рис. 1).

Рис. 1. Структура рынка труда

Рис. 1. Структура рынка труда

Постоянное население России внастоящее время не превышает 146 млн. человек, приэтом по уровню безработицы наша странарасполагается на четвертом месте в мире.Показатель производственного травматизма сосмертельным исходом (по данным Росстатагентства)составляет 0,155 на каждую 1000 работающих. Отрасли снаибольшей долей травматизма — это угольнаяпромышленность, черная и цветная металлургия,целлюлозно-бумажная промышленность. По уровнютравматизма с летальным исходом Россия в 3—3,5раза обгоняет Германию, США и Японию1.

Основной задачей государства в сфере занятостидолжно быть обеспечение безопасности труда.Гражданин любой страны осуществляет своюжизнедеятельность в двух сферах: техносфере(промышленное и прочее производство) и сфереобитания. Если среду обитания можноохарактеризовать как обусловленную в данныймомент времени совокупность факторов(физических, химических, биологических,социальных и т.п.), способных оказать прямое иликосвенное воздействие на деятельность человека,его здоровье и потомство, то вопросыпромышленной безопасности затрагивают болееузкую сферу жизнедеятельности — производствои конкретное рабочее место.

Для любого государства характернозаконодательство, которое защищает сферуобитания и сферу промышленной деятельностигражданина страны. Обеспечение безопасности —это своевременные и эффективные управленческиерешения в масштабах страны, отрасли и отдельныхпроизводств, основанные на действующихзаконодательных актах. В России законодательнообеспечение жизнедеятельности ведется в двухсамостоятельных направлениях:

  • охрана труда;

  • защита окружающей среды.

Охрана труда — это свод статейФедерального закона об основах охраны труда(1993г.) и Кодекс Законов о Труде (КЗоТ РФ).Существующий КЗоТ РФ является законодательнымактом по существу 30-летней давности и неучитывает изменений в современном правовом поле.В настоящее время в Государственной Думерассматриваются четыре варианта нового КодексаЗаконов о труде. У каждого из них есть позитивныеи негативные стороны, так как невозможно учестьзапросы всех участников рынка труда. Однакопринципиально важные вопросы регулирования ихвзаимоотношений на современном этапе должныбыть закреплены законодательно. Основноеотличие в подходах к созданию нового КЗоТ — этонацеленность на защиту прав работодателя или насоциальную защищенность наемного работника. Нетсомнений, что увольнение нерадивого работникадолжно быть мотивированным, но формальная защита«иждивенца» органами профессионального союзаили судебными органами в результате негативноотражается на производственной деятельностиорганизации и морально-психологическом климатев коллективе. Наверное, появилась необходимостьмаксимально упростить, но при этом детальноузаконить главные права работодателя и наемногоработника.

В Федеральном законе «Об основахохраны труда» определены лишь (правда, весьмаподробно) обязанности работодателя исоответственно права наемных работников поохране труда. Имеется также специальный раздел«Гарантии права работников на труд в условиях,соответствующих требованиям охраны труда». Но вто же время права работодателя при возможныхнарушениях законодательства о труде и охранетруда со стороны работников полностью неосвещены, что в условиях рыночных отношенийабсолютно неправомерно.

Анализ системы управления охраной труда в Российской Федерации, принятой Министерством труда РФ (рис. 2 "Система управления охраной труда в РФ"), свидетельствует, что в настоящее время в этой системе предполагается лишь неформальное участие союза работодателей на региональном уровне. Влияние союза на администрацию региона возможно только через инвестирование отдельных проектов или внебюджетные фонды охраны труда. Более целесообразным же является оказание влияния союзом на определение политики по охране труда на федеральном уровне.

В принятом в 1999 году Федеральномзаконе «О Российской трехсторонней комиссии порегулированию социально-трудовых отношений»определено, что в комиссию должны входитьпредставители исполнительной власти,общероссийских объединений профсоюзов иобщероссийских объединений работодателей.Основной упор был сделан на распространениесоциального партнерства и согласованиесоциально-экономических интересов сторон. Ксожалению, о вопросах охраны труда в этом законеречь не идет. Только согласно утвержденнымМинтруда РФ Рекомендациям по формированию иорганизации деятельности совместных комитетов(комиссий) по охране труда, создаваемых ворганизациях, предприятиях и учреждениях счисленностью работников более 10 человек,работодатель через своих представителей можетоказывать влияние на решение вопросов пообеспечению безопасности труда.

В настоящее время подходы к управлению охраной труда в организациях определены достаточно детально. Однако требует более детальной проработки система управления охраной труда в регионах, округах, городах. Применительно к организациям и предприятиям сохраняются принципы управления охраной труда, установленные ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения». Схема управления согласно этого нормативного акта представлена на рис.3. "Схема управления охраной труда организации", и она не вызывает возражений у специалистов по охране труда и работодателей. Однако в части реализации этой схемы в современных условиях существует много проблем, так как целый ряд подразделений, характерных для предприятий 80-х годов и действовавших в рамках данного стандарта (отдел научной организации труда, санитарно-промышленная лаборатория и т.п.) полностью отсутствуют. Принципы функционирования систем управления охраной труда на предприятиях (СУОТ) для условий рыночных отношений до настоящего времени не разработаны.

Эффективность функционирования СУОТво многом зависит от уровня их финансирования.Следует отметить, что Федеральный закон «Обосновах охраны труда» (статья 19) не определяетпринципы финансирования мероприятий поулучшению условий и охраны труда для федеральныхунитарных предприятий и федеральных учреждений.

Отсюда одна из проблем — этосоциальные выплаты работодателя во внебюджетныефонды, которые по расчетам не должны превышать10—12% от начисленной заработной платы. Введение сначала текущего года обязательного страхованияот несчастных случаев повысило суммуобязательных отчислений в среднем на 1,5%, а ворганизациях с повышенной опасностью — до 10,7%.

Основой взаимной договоренностиработодателя и трудового коллектива должен бытьколлективный договор, обязательная частькоторого содержит статьи об охране труда наемныхработников. Динамика заключения коллективныхдоговоров в России по данным Минтруда РФприведена в табл. 12. Даже в унитарныхгосударственных и муниципальных предприятияхдоля охваченных коллективными договорами (рис. 4)не превышает 50%.

Таблица 1

Соглашения и коллективные договора поРоссийской Федерации
за 1995—2000 годы

Рис. 4. Предприятия по формам собственности, охваченные коллективными договорами (в %)

Рис. 4. Предприятия по формам собственности, охваченные коллективными договорами (в %)

Рис. 4. Предприятия по формамсобственности,
охваченные коллективными договорами (в %)

В управлении охраной окружающей средыкак составляющей управления промышленнойбезопасностью в настоящее время также имеетсяряд проблем, одной из которых являетсяликвидация на федеральном уровне Комитета поохране окружающей среды (Госкомэкология РФ) иКомитета по лесному хозяйству, функции которыхпереданы Министерству природных ресурсов. Такимобразом указанное Министерство получилополномочия контроля за рациональнымиспользованием и при этом за охраной окружающейприродной среды. Функция контроля за выполнениемприродоохранного законодательства в этом случаепередана самим природопользователям. В этомслучае закономерен вопрос об объективностиэкологической экспертизы проектов, которуюранее проводил Госкомэкологии. В настоящее времявозможна передача функций Госкомзема РФ,Минимущества РФ и Федеральной службы кадастров введение Министерства природных ресурсов, чтотакже может снизить эффективность управленияохраной окружающей среды.

На уровне организаций продолжает действоватьГОСТ 24525.4-80 «Управление охраной окружающей среды.Основные положения». В условиях рыночныхотношений функции управления и функциональныеподсистемы, установленные этим стандартом, ненуждаются в коррекции. Однако на современныхпромышленных предприятиях, особенно в сферемалого бизнеса, определенные стандартомфункциональные подразделения (отделкапитального строительства, лаборатория научнойорганизации труда, центральная заводскаялаборатория, исследовательская и химическаялаборатория и т.п.), как правило, отсутствуют. Вподавляющем большинстве случаев отделы охраныокружающей среды были ликвидированы в начале 90-хгодов. Существующие законы «Об охране окружающейприродной среды» (1992 г.), «Об охране атмосферноговоздуха» (1999 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Закон «Оботходах производства и потребления» (1998 г.), Закон«О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов» (1989 г.), Закон «Осанитарно-эпидимиологическом благополучиинаселения» (1999 г.) и т.п. никаких указаний попринципам работ по охране окружающей среды недают.

С 1 апреля 1999 года в России введенымеждународные стандарты серии 14000 «Системыуправления хозяйством окружающей среды», но этидокументы не содержат принципов организацииохраны окружающей среды, а только определяютподходы к их созданию. К ним можно отнести ГОСТ РИСО 1400-98 «Системы управления окружающей средой.Требования и руководство по применению», ГОСТ РИСО 14004-98 «Общие руководящие указания попринципам, методам и средствам обеспечениясистем управления окружающей средой». Всовременной практике наиболее полноиспользуются стандарты этого комплекса поэкологическому аудиту: ГОСТ Р ИСО 14010-98«Руководящие указания по экологическому аудиту.Основные принципы», ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящиеуказания по экологическому аудиту. Процедурыаудита», ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания поэкологическому аудиту. Квалификационныекритерии для аудиторов в области экологии».Однако стандарты рассмотренного комплексаориентированы не на создание систем управления,а для проведения аудита и сертификациисуществующих или создаваемых структуруправления защитой окружающей среды напредприятиях и в организациях. Разработка такогорода систем должна иметьорганизационно-правовую основу (экологическийменеджмент и маркетинг), включать в себяинформационные методы управления (экологическиймониторинг, экологический баланс,математическое моделирование и прогнозированиеразличного рода воздействий на природную среду ит.п.), административные методы управления(лицензирование, экологическая экспертиза,экологическая сертификация, экологический аудити т.д.), экономические методы управления(экологическое страхование и т.п.). На наш взгляд,вопросы управления промышленной и экологическойбезопасностью являются крайне актуальнойпроблемой и должны найти отражение на страницахжурнала.

____________________________

1 Федосеев В.Н. Занятость, условия труда и доходыэкономически активного населенияРоссии.//Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. —№6. — с. 41—47.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».