Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N4 / 2002

Роль внутреннего аудита в системе управления экономическим субъектом

Ситнов А.А. ,

Чтобы принимать и реализовывать наиболее эффективные с точки зрения стратегического развития экономического субъекта управленческие решения, необходим постоянный и эффективный внутренний контроль на всех этапах процесса управления.

Еще в период СССР контроль занимал особое место в деле повышения эффективности общественного производства и обеспечения сохранности социалистической собственности.

Бухгалтерская (финансовая) информация служила только одному государственному пользователю, от лица которого выступали различные министерства и ведомства, а также государственные планирующие, статистические и финансовые органы. С одной стороны, бухгалтерский учет собирал, регистрировал и систематизировал различную информацию о совершающихся финансово-хозяйственных фактах, операциях и событиях, что позволяло создать качественную и количественную характеристики экономического субъекта. С другой стороны, с помощью полученной учетной информации осуществлялся непосредственный контроль за экономическим субъектом в соответствии с заданной ему целью, экономической целесообразностью финансово-хозяйственных операций, за соблюдением им административно-командного режима экономики и сохранностью социалистической собственности. При этом система государственного контроля строилась главным образом на решении задач выявления отклонений от жестко установленных государством моделей финансово-хозяйственной деятельности любых экономических субъектов.

Уход общества от системы планово-директивного хозяйствования и вступление в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования экономических субъектов. Это, в свою очередь, потребовало от них коренным образом изменить уровень и направленность принимаемых ими управленческих решений. Одним словом, возникла первостепенная необходимость в разработке научно-обоснованной, адекватной современным требованиям, системы формирования как бухгалтерской (финансовой), так и иной информации, без которой невозможно дальнейшее обеспечение  условий взаимоотношений экономических субъектов с внешней средой.

В рыночныхусловиях основой стабильного положения любого экономического субъекта являетсяего финансовое состояние, мерой которого служит его финансовая устойчивость.

Именнофинансовое состояние определяет конкурентоспособность экономического субъекта,его потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантийэкономических интересов как самого экономического субъекта, так и его партнеровпо финансовым и иным отношениям.

Такимобразом, на первый план в современных условиях выходит вопрос управленияфинансовыми ресурсами экономического субъекта как основным и приоритетным видомресурсов.

Втрадиционном понимании, чтобы эффективно управлять финансовыми ресурсамиуправленческому персоналу, необходимо прежде всего уметь реально оцениватьфинансовое состояние как своего экономического субъекта, так и его существующихи потенциальных партнеров.

Рассматриваяэтапы принятия и реализации управленческих решений, можно отметить, что весьпроцесс управления строится на определенного рода информационных потоках,основу которого составляет бухгалтерская (финансовая) информация. По мнениюряда авторов, процесс управления представляет собой процесс преобразованияинформации. При этом, чем сложнее структура внутренней среды экономическогосубъекта и чем сложнее и изменчивее взаимоотношения с внешней средой, тембольше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений.

В этой связивозрастает роль современной системы бухгалтерского учета, являющейся основныминформационным источником процесса управления.

В то жевремя следует отметить, что существуют некоторые ограничения, связанные синтерпретацией получаемых учетных данных, входящих в основной информационныйпоток, на основе которого принимаются управленческие решения.

К такимограничениям можно отнести: во-первых, то, что сама бухгалтерская (финансовая)информация относительно трудно воспринимается неквалифицированнымипользователями из-за специфики ее формирования. При этом чаще всего учетнуюинформацию формируют с целью осуществления какого-либо управленческоговоздействия. Иными словами, данный информационный поток не совсем нейтрален.Во-вторых, любая учетная информация, а следовательно, ее результативныепоказатели подвержены влиянию как человеческого фактора, являющегося предметомотдельных исследований, так и неточностей, свойственных несовершенству самойсистемы бухгалтерского учета. Это позволяет ей быть не настолько достоверной,как следовало бы ожидать. В-третьих, значительное влияние на принятиеэффективных управленческих решений оказывает существующая до настоящего временипроблема существенности учетной информации. Корень этой проблемы лежит всубъективности понимания составителями бухгалтерской (финансовой) информации,классифицирующими или даже игнорирующими исходные данные на основе ихсубъективного мнения о том, что они понимают под существенными данными, а что —нет. В настоящее время не установлен единый критерий, позволяющий однозначнооценить степень существенности учетной информации как самими составителями, таки заинтересованными пользователями, непосредственно принимающими управленческиерешения.

Несмотря нато, что система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется, однако еепрямые функции, в силу вышеуказанных причин, а также постоянно меняющаясянормативно-регулирующая база не позволяют в достаточной мере сформироватьдостоверную, отражающую объективные финансово-хозяйственные процессы,бухгалтерскую (финансовую) информацию.

По этой причине в современныхусловиях возникла необходимость создания независимых контрольных органов,которые, осуществляя последовательный контроль за правильностью ведениябухгалтерского учета, подтверждая достоверность бухгалтерской (финансовой)информации, могут оказывать и квалифицированные консультационные услуги по улучшениюметодологии бухгалтерского учета, а также финансового состояния экономическогосубъекта.

Воспользовавшись знаниямиметодологии учета, бухгалтерских стандартов, пониманием сущностифинансово-хозяйственных операций, а также навыками финансового аналитика,служба внутреннего контроля, определяя эффект от каждой финансово-хозяйственнойоперации, интерпретируя изменения в конкретных статьях отчетности, формируетопределенные выводы и дает необходимые рекомендации для принятия иликорректировок управленческих решений экономического субъекта.

Важной вехой в развитии методовконтроля стало внедрение в российскую экономику аудита.

Несмотря на то, что, по мнениюряда авторов [6,15], аудит в России состоялся (этому свидетельствует и принятыйФедеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ  «Об аудиторской деятельности»), все существующие теоретические разработки отечественной научной мысли направлены главным образом наорганизацию внешнего аудита.

Однако, так как процессуправления экономическим субъектом и надлежащим образом организованную системувнутреннего контроля невозможно отделить друг от друга, не нарушив при этомстройность и эффективность всей системы управления, то, как следствие,возникает потребность не в эпизодическом применении независимого внешнегоаудита, а в постоянно действующей и эффективной структуре, входящей в системувнутреннего контроля в качестве неотъемлемой ее части.

Известно, что еще на стадиизнакомства с характером и особенностями финансово-хозяйственной деятельностиэкономического субъекта, аудитор должен оценить качество систем бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля этого субъекта. Однако следует помнить, чтоценность для экономического субъекта любой информации, в том числе и получаемойв результате аудиторской проверки, тем выше, чем ниже затраты на ее получение.В то же время необходимым условием эффективности системы внутреннего контроляявляется наличие у экономического субъекта независимой организационнойструктуры — службы внутреннего аудита.

В официальных российских нормативныхактах в области аудиторской деятельности под внутренним аудитом понимается «...организованная экономическимсубъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников,регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдениемустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностьюфункционирования системы внутреннего контроля» или «...один из способовконтроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономическогосубъекта» [12, с.218].

В экономической литературепонятие внутреннего аудита по разному трактуется как отечественными, так изарубежными авторами.

Так, например, Бычкова С.М.считает, что «внутренний аудит представляет собой элемент системы внутреннегоконтроля, организованный руководством предприятия в целях анализа учетных идругих контрольных данных» [4, с.21].

По мнению Бурцева В.В.,«внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организациидеятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционированияорганизации, осуществляемая представителями специального контрольного органа врамках помощи органам управления организации...» [3, с.212].

С точки зрения Богомолова А.М.и Голощапова Н.А., «внутренний аудит (внутрихозяйственный, внутрифирменный) —составная часть общего аудита, организованного на экономическом субъекте винтересах его собственников и регламентированного его внутренними документамипо соблюдению установленного порядка ведения бухгалтерского учета, охранысобственности и надежности функционирования системы внутреннего контроля» [2,с.6].

Известный английский ученыйДодж Р., представивший в России одну из первых работ, связанных с международнымаудитом, дает свое понимание внутреннего аудита. «Внутренний аудит являетсясоставной частью внутреннего контроля; осуществляется по решению органовуправления фирмы для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности» [7,с.87].

По мнению известныхамериканских ученых Аренса Э.А. и Лоббека Дж.К., внутренний аудит — этовнутрихозяйственный аудит, обеспечивающий администрацию «ценной информацией дляпринятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса» [1,с.14].

Из приведенных определений,описывающих понятие внутреннего аудита, следует, что он все же имеетсущественные отличия от внешнего аудита, которые можно идентифицировать как:

  • ограниченную независимость;
  • обеспечение регулярного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;
  • регулярное предоставление информации с целью принятия и корректировок, ранее принятых управленческих решений.

Прежде чем определить местовнутреннего аудита в процессе управления экономическим субъектом, и в частностив системе внутреннего контроля, рассмотрим основные характерные черты этойсистемы.

Согласно существующим как вроссийской, так и в международной практике положениям система внутреннегоконтроля состоит из трех основных элементов:

  • надлежащим образом организованной системы бухгалтерского учета;
  • контрольной среды;
  • отдельных средств контроля.

Исходя из этого, под надлежащимобразом организованной системой бухгалтерского учета экономического субъектаследует понимать систему учета, формирующую достаточно полную, своевременную идостоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающуюконтроль за наличием и движением имущества, а также предотвращающую возможностьпоявления злоупотреблений.

Под контрольной средой следуетпонимать общее отношение руководства экономического субъекта к необходимостиорганизации и осуществления внутреннего контроля за функционированием данногосубъекта и, как следствие, принимаемые в этой связи действия.

И наконец, под отдельнымисредствами контроля подразумевается в данном случае принятая руководствомэкономического субъекта политика, процедуры и иные действия, призванныеобеспечить возможность выявления или предотвращения и исправления искаженийинформации в системе бухгалтерского учета, а также всего процесса управленияэкономическим субъектом с целью достижения его стратегических целевыхустановок.

Таким образом, современнаясистема внутреннего контроля экономического субъекта представляет собойопределенную политику и процедуры (средства контроля), принятые системойуправления данным субъектом для достижения целей процесса управления,предусматривающих степень выполнимости упорядоченного и эффективного веденияфинансово-хозяйственной деятельности данного субъекта, включая строгоеследование политике управления, обеспечение сохранности имущества, обнаружениеи предотвращение искажений, возникающих вследствие как непреднамеренныхдействий, так и злоупотреблений, относительную точность и полноту бухгалтерской(финансовой) информации [10].

Анализприведенных выше определений внутреннего аудита, а также основных элементовсистемы внутреннего контроля, позволяет определить внутренний аудит какдейственное, многофункциональное (интегрированное) средство контроля,организованное руководством экономического субъекта, призванное обеспечитьэффективность всей системы внутреннего контроля и оптимизацию принимаемыхуправленческих решений.

Преждечем определить целесообразность организации внутреннего аудита в рамках любогоэкономического субъекта, необходимо понять его основную цель, от достижениякоторой зависит эффективность его функционирования.

Таккак внутренний аудит является составляющим элементом системы внутреннегоконтроля, то его стратегическая направленность должна быть прежде всегоадекватной целевым установкам этой системы.

Еслиисходить из данного утверждения, то необходимо учитывать то обстоятельство, чтоцель системы внутреннего контроля представляет собой обеспечение процессауправления экономическим субъектом разнообразными, надлежащим образом обработанными и проанализированнымикак внутренними, так и внешними информационными потоками, необходимыми длядостижения стратегических целей функционирования экономического субъекта.

Поэтой причине цель внутреннего аудита на современном этапе развитияэкономических отношений можно определить как многофункциональное содействиесистеме управления экономическим субъектом в реализации эффективногофункционирования системы внутреннего контроля и, как следствие, оптимизациюпринимаемых управленческих решений.

В тоже время цель есть не что иное, как осознанный ориентир, к которому стремятся впроцессе какой-либо деятельности. Однако для достижения данного ориентиранеобходимо решить целый комплекс различных вопросов, которые обычно называютзадачами. Другими словами, для достижения выбранной цели необходимо решитьцелый круг задач, от правильной постановки и реализации которых зависит преждевсего эффективность достижения этой цели. Исходя из этого, для достижения целивнутреннего аудита на первом этапе необходимо сформулировать его основныезадачи.

На современномэтапе целевая установка внутреннего аудита сместилась сконтрольно-подтверждающей к контрольно-регулирующей что, в свою очередь,коренным образом изменило характер и масштабы решаемых им задач, которые можносформулировать следующим образом:

  • регулярный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;
  • контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных  операций в бухгалтерском учете;
  • контроль за сохранностью имущества экономического субъекта и его филиалов;
  • контроль за расчетно-платежной дисциплиной;
  • контроль за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов;
  • контроль за своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;
  • выявление или предотвращение и контроль за исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;
  • проверка учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;
  • оценка степени эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и его филиалов;
  • контроль за соблюдением политики экономического субъекта и обеспечение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и его филиалов;
  • оценка экономической безопасности;
  • оценка инвестиционных и иных экономических проектов;
  • выявление и мобилизация имеющихся резервов ограниченных ресурсов;
  • консультирование персонала экономического субъекта и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;
  • научные разработки и подготовка методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету и иным, входящим в его компетенцию, направлениям;
  • компьютеризация бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу и прочим направлениям, входящим в компетенцию внутреннего аудита экономического субъекта;
  • контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;
  • оценка степени надежности информации, предоставляемой системе управления;
  • организация служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям и обстоятельствам;
  • взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов.

Приведенный, хотя и непретендующий на полноту, перечень задач, стоящих перед внутренним аудитом,может меняться в зависимости от возникающей необходимости в процессеуправления. В то же время его разнообразие подтверждает многофункциональныевозможности внутреннего аудита. При этом все эти задачи можно объединить вобобщенное понятие. Иными словами, задачей внутреннего аудита на современномэтапе его развития является обеспечение процесса управления экономическимсубъектом достаточной и уместной контрольно-регулирующей информацией,позволяющей принимать наиболее эффективные управленческие решения, а такжеоперативно и своевременно проводить корректировку ранее принятых решений.

При этом под достаточностьюследует понимать полноту информационных потоков, а под уместностью — их достоверность.

Так как цель и задачикакой-либо деятельности характеризуют главным образом лишь ее основнуюнаправленность, то для более глубокого понимания сущности этой деятельностиважно определить основополагающие принципы, на которых она базируется.

По этой причине следующим, неменее важным аспектом, определяющим условия функционирования внутреннегоаудита, является установка и характеристика тех принципов, которыепредопределяют его особенность и требования, предъявляемые к нему со сторонысистемы управления экономическим субъектом.

Вофициальных российских законодательных и нормативных актах в области аудитавнутренний аудит регламентируется только в Правилах (стандартах) аудиторскойдеятельности и при этом лишь для целей оценки внешним аудитором системывнутреннего контроля экономического субъекта.

Теоретическиеисследования ученых и практический опыт аудиторов стран с развитой рыночнойэкономикой в области выработки и применения основополагающих фундаментальныхпринципов аудита определяют их как этические правила, нормы или принципы [1,7 идр.], соблюдение которых позволяет повысить степень доверия к результатамаудиторской деятельности заинтересованных в ней пользователей.

Кэтим принципам относят: независимость, честность, добросовестность,объективность, конфиденциальность, профессиональную компетентность,профессиональное поведение.

Несмотряна то, что данные этические нормы практически выработаны международнымипрофессиональными аудиторскими организациями, в частности Институтом внутреннихаудиторов (Institute of Internal Auditors), образованным в 1941 году в США,однако в российской практике первостепенное значение они получили лишьприменительно к внешнему аудиту, что подтверждается также отсутствием донастоящего времени централизованной политики развития внутреннего аудита какодного из составляющих элементов аудиторской деятельности.

Поэтой причине на начальной стадии становления национального российскоговнутреннего аудита наиболее приемлемым является изучение и адаптациямеждународного опыта.

Известно,что основополагающим принципом, на котором строится аудиторская деятельность,является принцип независимости. В традиционном понимании данный принциппредполагает обязательное отсутствие у аудитора при формировании его мнения каккакой-либо заинтересованности в делах экономического субъекта, так изависимость от системы управления этого субъекта. Однако внутренний аудит,являющийся элементом системы внутреннего контроля, не может претендовать навышеуказанную независимость и, как следствие, его независимость носитотносительно ограниченный характер.

Поэтой причине функционирование внутреннего аудита, исходя из принципанезависимости, должно базироваться на особом организационном статусе службывнутреннего аудита. Иными словами, служба внутреннего аудита должна бытьнезависима от организационной структуры, чью деятельность она аудирует. Приэтом важно не допускать вмешательства любых лиц в определение объема аудита, впроведение аудиторских проверок, а также формирование выводов и отчетных форм.

Крометого, представляется необходимым исключить материальную зависимость внутреннихаудиторов, аудирующих то или иное направление деятельности экономическогосубъекта, от результатов этой деятельности.

Важнымусловием, способствующим повышению уровня независимости внутреннего аудита,является исключение из его функций ответственности за организацию и проведениетех или иных корректировок управленческих решений, которые возможны послевыявления тех или иных отклонений.

Крометого, следует исключать возможность участия внутреннего аудитора в аудированиитого направления деятельности экономического субъекта, в котором он могявляться непосредственным исполнителем.

Примеромможет служить участие внутреннего аудитора в восстановлении какого-либосегмента бухгалтерского учета. В этом случае аудитор не должен проводитьпроверку данного сегмента.

В то же время в задачивнутреннего аудита входит консультирование персонала экономического субъекта повсем аспектам, входящим в его компетенцию.

По этой причине наиболееприемлемым является участие в работе службы внутреннего аудита несколькихквалифицированных в этой области специалистов.

Принцип честности представляетсобой, не честность в обычном понимании этого слова, а, скорее, соблюдениевнутренним аудитором его профессионального долга и общих норм морали, а такжеистинности в выражении своих суждений. Соблюдение данного принципапредопределяет доверие окружающей среды к деятельности  всей службы внутреннего аудита.

Следующим принципом, которыйтесно взаимосвязан с принципами независимости и честности, является принципобъективности, который требует от службы внутреннего аудита беспристрастного исвободного от личных интересов и конфликтов сторон подхода к проведениюаудирования любого направления деятельности экономического субъекта. По данномупринципу внутренний аудитор не должен умышленно искажать существующие факты иформировать свое мнение, учитывая мнение других лиц.

Принцип добросовестности предполагаетобязательность проведения внутреннего аудита, основываясь на ответственномотношении аудитора к своим профессиональным обязанностям и выполнении своихфункций с определенной должной тщательностью, внимательностью и оперативностью.В то же время данный принцип не может гарантировать абсолютной точностирезультатов аудирования, он лишь уменьшает степень информационного риска, подкоторым понимается риск того, что любая информация, подвергаемая аудиту, несетв себе некоторую неопределенность, то есть ряд искажений, возникающихвследствие тех или иных объективных и субъективных факторов.

Так как задачи, решаемыеслужбами внутреннего аудита, затрагивают практически все области деятельностиэкономического субъекта, то информация, входящая в информационные потоки,исследуемые этими службами, носит закрытый или, точнее сказать,конфиденциальный характер как для внешней среды, так и для ряда служащихсубъекта, которым по роду их деятельности закрыт доступ к подобной информации.

К такой информации, например,можно отнести прогнозные показатели реализации или продаж, смету на новуюпродукцию или услуги, затраты на рекламу, маркетинг, защиту электроннойинформации и прочее.

Если исходить из принципанезависимости, то службу внутреннего аудита можно представить как стороннююструктуру, получившую доступ к такого рода конфиденциальным информационнымпотокам, что накладывает на нее некоторые функции  сохранения конфиденциальности.

Согласно существующемуопределению принципа конфиденциальности «...аудиторы (аудиторские организации)обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими входе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или копии(как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либоразглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника(руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательными актами Российской Федерации» [12, с.296].

Исходя из данного определения,внутренний аудитор обязан соблюдать принцип конфиденциальности как при храненииим архива рабочих документов, так и при взаимоотношениях со штатнымисотрудниками экономического субъекта и внешней окружающей средой. Инымисловами, каждый сотрудник службы внутреннего аудита обязан сознавать всепоследствия несанкционированного разглашения какой-либо информации, связанной сдеятельностью экономического субъекта.

Принцип профессиональнойкомпетентности предполагает выполнение внутренними аудиторами своих заданий надолжном профессиональном уровне. При этом сама структура внутреннего аудитадолжна обладать в своей совокупности знаниями и навыками, необходимыми дляосуществления своей роли в системе управления экономического субъекта.

Данныйпринцип предполагает необходимость постоянного повышения профессионализма всехсотрудников службы, что обусловлено постоянным изменением условийфинансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, а такженормативно-правовой базы, являющейся основой функционирования внутреннегоаудита.

Опираясь наопыт ученых и специалистов в области аудита стран с развитой рыночнойэкономикой, следует иметь в виду, что для более эффективного достижениятребований данного принципа необходимо не только постоянное повышение знанийвсеми сотрудниками службы внутреннего аудита, но и постоянный контроль качествавсех аспектов их работы, позволяющий стимулировать повышение профессионализмавсей службы. При это необходимо проводить как самооценку работы аудиторов, таки независимую оценку их деятельности и знаний со стороны лиц, не являющихсясотрудниками экономического субъекта.

И наконец,последним из фундаментальных принципов аудита в целом и внутреннего аудита вчастности является принцип профессионального поведения.

Несмотря нато, что система управления экономическим субъектом ожидает от внутреннегоаудита безошибочных результатов его деятельности, однако, постоянно следуетпомнить, что внутренние аудиторы не могут гарантировать абсолютной точностисвоих выводов и рекомендаций.

В то жевремя любой аудитор, в том числе и внутренний, должен соблюдать приоритетинтересов той социально-экономической системы, которой он служит, иподдерживать высокую репутацию своей профессии. При этом его ответственность:

  • за неосмотрительную, в разумных пределах, оценку объемов работ, необходимых для достижения поставленных перед ним целей;
  • за субъективную оценку сложности, существенности или значимости тех или иных аспектов, в отношении которых он формирует свои выводы;
  • за оценку адекватности и эффективности управления рисками, а также систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • за вероятность существенных ошибок;
  • за понесенные затраты на предоставляемую проаудированную информацию для системы управления экономическим субъектом, превышающие возможные экономические выгоды от управленческих решений, сформированных не ее основе, — должна быть адекватной возможным последствиям в пределах его компетенции.

Кроме того,внутренний аудитор обязан на всех этапах своей деятельности, решая те или иныепоставленные перед ним задачи, исходить из известной позиции профессиональногоскептицизма, понимая, что существует вероятность того, что вся информация,получаемая им из различных источников, может нести некоторый уровеньнедостоверности.

Несмотря нато, что следование рассмотренным выше принципам повышает степень доверия квнутреннему аудиту, однако, отсутствие выработки определенных правил,регламентирующих порядок практического их применения, позволяет судить о нихлишь как о высоких этических намерениях, декларированных общими нормами морали.

Список литературы

  1. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ./ Гл. редактор серии проф. Я.В.Соколов. (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту). — М.: Финансы и статистика, 1995.
  2. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. — М.: «Экзамен», 1999.
  3. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. — М.: «Экзамен», 2000.
  4. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. (Серия «Учебники для вузов. Специальная литература»). — СПб.: Издательство «Лань», 2000.
  5. Данилевский Ю.А. Общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. — М.: Бухгалтерский учет, 1996.
  6. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 1999.
  7. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: Пер. с англ.; предисловие С.А. Стукова. (Аудит: теория и практика). — М.: Финансы и статистика;  ЮНИТИ, 1992.
  8. Иткин Ю.М. Проблемы становления аудита. — М.: Финансы и статистика, 1991.
  9. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  10. Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). — М.: МЦРСБУ, 2000.
  11. Родионова В.М. и др. Финансы. — М.: Финансы и статистика, 1993.
  12. Стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие.  (Серия «Высшее образование»). — М.: ИНФРА-М, 2000.
  13. Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. Аудит, экспертная диагностика, финансовая стратегия. — М.: Форум, 1990.
  14. Стуков С.А., Голышев В.Д. Введение в аудит. — М.: Тарвер, 1992.
  15. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. — М.: Финансы и статистика, 2001.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».