Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N6 / 2002

Инфраструктурные проблемы развития отрасли бытового обслуживания населения и пути их решения на региональном уровне

Хотинская Г.И.,

д.э.н.,
кафедра «Менеджмент в социально-культурной сфере»
Московского государственного университета сервиса

В доперестроечный период бытовое обслуживание представляло собой отрасль народного хозяйства, включавшую более 25 отраслевых групп услуг. Управление отраслью осуществлялось через Министерство бытового обслуживания населения РСФСР, которое в начале 90-х годов было упразднено. Координационные функции Министерства были переданы постановлением правительства в ОАО «Росбытсоюз». Однако в условиях отсутствия административных рычагов и финансовых средств у «Росбытсоюза» и активизации центробежных сил со стороны демонополизированных и приватизированных хозяйствующих субъектов развал сферы бытовых услуг был неизбежен. В результате за десятилетие объемы бытовых услуг сократились в сопоставимых ценах более чем на 75%1.

По мере ликвидации Министерства бытового обслуживания населения, выступавшего ранее в роли головного центра по вопросам экономики, организации и управления на предприятиях отрасли, а также утраты бюджетных источников финансирования научные, информационные и методические отраслевые центры либо распались, либо переориентировались на доходные виды деятельности. Развитая отраслевая инфраструктура оказалась подорванной. В обобщенном виде современное состояние инфраструктуры бытового обслуживания может быть охарактеризовано следующим образом.

Наука и научное обслуживание, осуществлявшиеся ранее ЦНИИбытом, РОСБЫТНОТом и МТИ Минбыта РСФСР, деятельность которых была полностью подчинена проблемам отрасли, в настоящее время сохранились лишь в ЦНИИбыте и Московском государственном университете сервиса (ранее МТИ Минбыта РСФСР, ГАСБУ). При этом ЦНИИбыт почти не ведет научных исследований из-за отсутствия финансирования, а МГУ сервиса выполняет научные работы в рамках госбюджетной и хоздоговорной тематики, а также в рамках диссертационных исследований, однако лишь небольшая их часть посвящена отраслевым проблемам. Большая часть исследований — за пределами бытового обслуживания (туризм, гостиничное хозяйство, исследование различных рынков услуг и т.д.).

Информационное обслуживание, осуществлявшееся ранее ГИВЦ, СКБ АСУ и ЦБНТИ, в настоящее время практически отсутствует. В малом объеме информация координируется в АО «Росбытсоюз», однако она распространяется, главным образом, по участникам акционерного общества.

Реклама, осуществлявшаяся ранее через Росбытрекламу, постоянно действовавший павильон на ВДНХ СССР, а также через собственный печатный орган — журнал «Бытовое обслуживание населения», в настоящее время осуществляется на общих основаниях в различных средствах массовой информации и в других формах. Специфика рекламы по видам услуг (например, реклама в ломбардах, ритуальных услугах) учитывается самими хозяйствующими субъектами (в меру их возможностей) или их ассоциациями через свои печатные органы. В целом рекламные кампании хозяйствующих субъектов, работающих на рынке бытовых услуг, оцениваются крайне низко, что объясняется ограниченными собственными возможностями (в т.ч. финансовыми) предприятий бытового обслуживания и недоступностью тарифов специализированных фирм на комплекс подобных услуг.

Полиграфическое обслуживание, осуществлявшееся ранее объединенной хозрасчетной типографией, в настоящее время реализуется на общих основаниях в различных издательских структурах. Отдельно следует выделить лишь АО «Росбытсоюз», реализующий с 1995 года утвержденную в Минфине России программу первичного учета и распространения в бытовом обслуживании бланков строгой отчетности.

Проектирование предприятий бытового обслуживания (головная организация Гипробытпром) практически свернуто в настоящее время: подобные заказы в Гипробытпром не поступают в течение нескольких лет. Проектирование и дизайн помещений предприятий и организаций сферы бытовых услуг осуществляются различными структурами на общих основаниях. Между тем, проектирование и дизайн, например, бани, салона-парикмахерской и похоронного бюро весьма специфичны, достаточно жестко регламентируются ГОСТами. На практике же отраслевые ГОСТы учитываются далеко не всегда, что впоследствии приводит к серьезным проблемам.

Наряду с отраслевой системой проектирования предприятий бытового обслуживания практически полностью разрушена система проектирования по видам услуг.

Развитая система строительства и монтажа, существовавшая ранее в рамках отраслевых трестов Мостелемонтаж и Росбытмонтажналадка, также полностью распалась.

Система отраслевого материально-технического снабжения, осуществлявшаяся ранее через Республиканское производственно-коммерческое объединение, к настоящему времени трансформировалась в Быткомплект, выполняющий поставки под заказ, а также систему специализированных (по видам услуг) поставщиков, комплексно обеспечивающих парикмахерское хозяйство, швейную подотрасль и др. Намечается возрождение централизованных поставок оборудования и материалов для ремонта обуви и по другим отраслевым группам.

В части производства и ремонта технологического оборудования, инструмента и оснастки следует отметить, что производственная база отрасли распалась полностью2 (в последнее время восстанавливается лишь отечественное производство парикмахерского оборудования). Большинство отраслевых групп получает оборудование по импорту. Поставщики-импортеры практически «с нуля» организовали в стране собственный фирменный сервис, включающий монтаж оборудования, его гарантийное и постгарантийное обслуживание. Из отечественных структур ремонтные функции по оборудованию и инструменту выполняет лишь Московская городская служба бытового сервиса.

В наиболее сохранившемся виде оказалась отраслевая система подготовки кадров (специалистов с высшим образованием). Это объясняется отчасти сохранившимся здесь бюджетным финансированием, а также развернутой программой коммерческого обучения. Развитая структура МГУ сервиса, выросшая из МТИ Минбыта РСФСР (позднее ГАСБУ), включает в настоящее время десятки филиалов, размещенных по всей стране и в странах Ближнего Зарубежья. МГУ сервиса также принял на себя функцию повышения квалификации руководящих работников и специалистов бытового обслуживания распавшегося ИПК в рамках различных программ дополнительного образования.

Таким образом, лишь немногие составные элементы инфраструктуры отрасли сохранились с начала 90-х годов (например, система подготовки кадров). Отдельные элементы отраслевой инфраструктуры трансформировались в новые, более соответствующие требованиям рыночной экономики отраслевые образования (это характерно, прежде всего, для системы поставок). Ряд составляющих отраслевой инфраструктуры (реклама и полиграфическое обслуживание) заменены специализированными хозяйствующими субъектами и реализуются для хозяйствующих субъектов сферы бытовых услуг на общих основаниях. Некоторые составляющие отраслевой инфраструктуры (например, проектирование) формально сохранились, однако реально свои функции не выполняют. И, наконец, такие составляющие отраслевой инфраструктуры как информационное обслуживание и производственная база распались практически полностью; последнее замещается импортными поставками.

Вместе с тем, современная действительность обусловила появление новых проблем и сделала чрезвычайно востребованными такие элементы инфраструктуры как:

  • бухгалтерский учет и аудиторское обслуживание, которые практически не представлены в отрасли, хотя в ряде отраслевых групп отдельные операции и учетные процедуры (например, списание расхода материалов в услугах парикмахерских) из-за отсутствия нормативного регулирования и методической поддержки превратились в проблемы отраслевого масштаба;
  • маркетинговое обслуживание, весьма специфичное по отраслевым группам; выполнение этой функции без учета специфики делает результаты маркетинговых исследований бессмысленными;
  • правовая поддержка, которая также в ряде случаев делает невозможными стандартные подходы (например, залоговые операции в ломбардах); кроме того, отрасль фактически выпала из сферы нормативного регулирования из-за отсутствия разработчиков. Вся нормативная база предприятий отрасли осталась на уровне 1990 года. За это время в стране изменилась экономическая среда, и нормативные акты, ориентированные на прежнюю экономическую среду, утратили силу, а новые правовые акты не принимались. За последнее десятилетие введены в действие лишь Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (действующая редакция от 12.10.1999)3. Между тем, подсчитано, что в утверждении и переутверждении нуждаются более 80 тысяч нормативов, ГОСТов, стандартов и т.п. документов4, регулирующих совокупность отраслевых групп бытовых услуг;
  • консультационное обслуживание, прежде всего, в специфичных областях (бизнес-процессы и реинжиниринг по видам услуг, бизнес-планирование, финансовый анализ, оценка бизнес-проектов, управление затратами, финансовый и налоговый, информационный и инвестиционный менеджмент);
  • финансовое и транспортное обслуживание; очевидно, в данном случае не следует переоценивать отраслевую специфику, и эти элементы инфраструктуры могут реализовываться специализированными хозяйствующими субъектами на общих основаниях.

За анализируемый период (с начала 90-х годов и по настоящее время) в отрасли возникали хозяйствующие субъекты, пытавшиеся реализовывать перечисленные выше функции, однако до настоящего времени эта часть отраслевой инфраструктуры так и не сложилась: «Аудитбытсервис» из-за отсутствия лицензии лишен права оказывать аудиторские услуги, а маркетинговые исследования, выполняемые Институтом экономики сервиса МГУ сервиса, не востребованы из-за отсутствия платежеспособных заказчиков.

Между тем, сфера бытовых услуг, как было отмечено ранее, включает более 25 отраслевых групп услуг, многие из которых имеют высокую социальную значимость и связаны с риском для клиента с точки зрения его личной безопасности или материального ущерба. Очевидные проблемы с инфраструктурой этой сферы затрудняют вхождение в рынок новых хозяйствующих субъектов и приводят к уходу с рынка многочисленных малых предприятий, действующих в низкодоходных, но социально значимых видах деятельности. Поддержка предпринимательства в этой сфере по линии инфраструктуры способствовала бы укреплению отрасли и решению многочисленных социальных проблем.

Для решения инфраструктурных проблем сферы бытовых услуг может быть использован механизм бизнес-инкубации. Мировой опыт, насчитывающий десятилетия, убедительно доказал, что бизнес-инкубация является эффективной формой поддержки предпринимательства на региональном уровне.

Важнейшим условием повышения инвестиционной привлекательности региона является формирование адаптивной саморазвивающейся системы поддержки предпринимательства, создание необходимой инфраструктуры, включающей совокупность предприятий, организаций и институтов, обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности и процесс воспроизводства в регионе. Это справедливо в отношении регионов в целом, в отношении малого предпринимательства, составляющего основу рыночной экономики на региональном уровне, в отношении социальной сферы и социально-значимых видов предпринимательства, составляющих центральное звено сферы бытовых услуг, особо нуждающихся в поддержке со стороны органов управления.

В диссертационном исследовании Жукова Д.М.5 такая инфраструктура на понятийном уровне включает две составляющие:

 

  • институциональную инфраструктуру — совокупность учреждений, организаций, фирм и т.п., обеспечивающих процесс поддержки, создания и развития предпринимательства;
  • производственную инфраструктуру — конкретная инфраструктура, жесткая, детерминированная и капиталоемкая в зависимости от вида деятельности.

Центром институциональной инфраструктуры все чаще становится бизнес-инкубатор, создающий условия для оперативного оказания организационных, юридических, маркетинговых, информационных, консультационных, лизинговых, инжиниринговых услуг, а также услуг по продвижению бизнес-проектов, подготовке кадров, поставкам, перевозкам, деловому, ремонтному и техническому сервису.

Важнейшая роль в создании и функционировании бизнес-инкубатора отводится региональным властям, которые могут вовлекать в оборот помещения, изъятые в погашение задолженностей по налогам, оказывать содействие в регистрации хозяйствующих субъектов, владеют информацией о местных деловых сетях и могут помогать в налаживании контактов с руководителями, могут выступать в роли третейского судьи в урегулировании разногласий, предоставлять гарантии при кредитовании хозяйствующих субъектов, устанавливать льготы по налогам и арендной плате, выделять муниципальные заказы и финансовую помощь через фонды поддержки предпринимательства и целевые программы.

Применительно к российской хозяйственной среде на ближайшую перспективу будут характерны не столько венчурные или технологические инкубаторы, сколько организационные бизнес-инкубаторы с технологиями низкого и среднего уровня, способствующие быстрому развертыванию сетей малой экономики и их эффективному участию с региональных социально-экономических программах.

Приоритеты по видам деятельности при этом обусловливаются тенденцией перехода к сервисному обществу, необходимостью развития инфраструктуры социальной сферы, а также возможностью быстрой окупаемости проектов. В этой связи одним из направлений бизнес-инкубации могут и должны выступать инкубаторы, ориентированные на сферу бытовых услуг. Это позволило бы, во-первых, восполнить обозначенные выше пробелы в современной инфраструктуре отрасли, во-вторых, активизировать экономическую активность в регионе, в- третьих, содействовать развитию региональной социальной сферы.

Учитывая многоотраслевой состав сферы бытовых услуг, организационно такой инкубатор может быть многопрофильным сервисным бизнес-инкубатором, включающим несколько бизнес-линий — по отраслевым группам бытовых услуг. Становление этого бизнес-инкубатора может начаться с одной или нескольких бизнес-линий. Впоследствии при необходимости перечень бизнес-линий может быть расширен за пределы бытовых услуг.

В рамках каждой бизнес-линии могут находиться несколько стартапов (инкубируемых проектов) на различных стадиях «выращивания», а также фирмы-клиенты (т.н. «третьи» лица), сотрудничающие с бизнес-инкубатором на условиях взаимовыгодного партнерства.

Бизнес-инкубатор, «выращиваемые» в нем стартапы, сотрудничающие на условиях купли-продажи услуг фирмы-клиенты, местные власти и уполномоченные органы (фонды занятости, фонды имущества, регистрационная палата и т.п.), а также деловые партнеры (банки, страховые компании, перевозчики, образовательные учреждения и т.п.) формируют деловую среду региона — институциональную инфраструктуру, центральным звеном которой является бизнес-инкубатор.

Концептуальная схема многопрофильного сервисного бизнес-инкубатора приведена на рис. 1.

Как видно, в схему данного бизнес-инкубатора заложены следующие концептуальные моменты:

  • многопрофильность, соответствующая многоотраслевому составу сферы бытовых услуг;
  • включение в структуру бизнес-линий, соответствующих отраслевым группам услуг;
  • последовательное и параллельное «выращивание» стартапов (инкубируемых фирм) внутри бизнес-линий;
  • параллельное сотрудничество с фирмами-клиентами в рамках имеющихся бизнес-линий на условиях купли-продажи услуг;
  • наличие деловых сетей как обязательный элемент среды бизнес-инкубатора.

Концептуальная схема многопрофильного сервисного бизнес-инкубатора

Рис. Концептуальная схема многопрофильного сервисного бизнес-инкубатора

 

Правовой статус инкубируемых бизнес-проектов возможен в интервале от подразделения бизнес-инкубатора до самостоятельного юридического лица. В диссертационном исследовании Радионовой С.П. отстаивается и полностью прописан статус обособленного подразделения вплоть до Положения о филиале и приравненном к нему обособленном подразделении юридического лица6. Думается, что стратегически более целесообразен правовой статус юридического лица для инкубируемого бизнес-проекта. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в соответствии с законодательством по мере создания или ликвидации филиала (обособленного подразделения) необходимо перерегистрировать в установленном порядке учредительные документы; в результате трудоемкая процедура перерегистрации будет возникать у бизнес-инкубатора ежегодно и даже несколько раз в год. Во-вторых, регистрация стартапа в качестве юридического лица по мере его становления теоретически и практически возможна без участия бизнес-инкубатора; в этом случае бизнес-инкубатору будет трудно обеспечить обратную связь и покрытие финансовых расходов.

При этом при регистрации стартапа в его учредительных документах необходимо предусмотреть прозрачность учетных процедур и отчетности для инкубатора, активную роль инкубатора в принятии управленческих решений в отношении стартапа, финансовые взаимоотношения и обратную связь бизнес-инкубатора и стартапа по мере становления последнего.

Один из наиболее проблемных вопросов бизнес-инкубации — источники финансирования бизнес-проектов. В этой связи необходимо раздельно рассматривать источники покрытия:

  • инфраструктурных расходов бизнес-инкубатора;
  • операционных расходов стартапов;
  • инвестиционных расходов, неизбежных при «выращивании» бизнес-проектов.

В качестве источников покрытия инфраструктурных расходов могут выступать доходы от предоставления сервисных услуг на платной основе, в том числе от обслуживания «третьих» лиц, предусмотренного в концепции создания бизнес-инкубатора.

В качестве источников покрытия операционных расходов стартапов могут выступать их доходы от реализации, в том числе полученные от выполнения государственных (муниципальных) заказов.

В качестве источников покрытия инвестиционных расходов могут выступать банковские кредиты, в том числе выданные под гарантии бизнес-инкубатора или региональных властей, бюджетные средства, предоставленные в форме грантов и бюджетных ссуд, выделенные под определенные инвестиционные программы или в форме целевого финансирования, налоговые льготы или налоговые кредиты, а также средства региональных фондов поддержки малого предпринимательства. В качестве дополнительного источника покрытия инвестиционных расходов автор указанного выше диссертационного исследования Радионова С.П. предлагает формирование венчурного фонда из регулярных отчислений всех участников инкубатора7.

Учитывая многосложность финансовых потоков в рамках каждого стартапа и по бизнес-линиям в целом, идеология учета операций должна предусматривать существование нескольких информационных полей с одновременным отражением в них взаиморасчетных операций, а также корректные учетные процедуры при формировании единого информационного пространства в масштабе всех афилированных структур.

Корректно сформированная информационная база делает возможным внутрифирменный анализ по существующим методикам в масштабе афилированной группы в целом, в пределах инкубатора как юридического лица, в рамках каждой бизнес-линии, а также по стартапам на разных стадиях их жизненного цикла.

 

1 Егорова С.К. Информационное обеспечение управления в сфере сервиса. — М.: Юрист, 2000, с.13.

2 Ранее она включала Главное управление производства нестандартизированного оборудования с 14 заводами, размещенными по территории России, а также опытные производства в Москве (химический завод и швейная лаборатория) и Ростове-на-Дону (лаборатория головных уборов и корсетных изделий)

3 Постановлением Госдумы РФ от 19.05.1999 № 3971 принят Федеральный Закон РФ «Об основах бытового обслуживания населения РФ», однако письмом Президента РФ от 04.06.1999 закон был отклонен, и с тех пор дальнейшая его судьба неизвестна.

4 См.: Егорова С.К. Информационное обеспечение управления в сфере сервиса. — М.: Юрист, 2000, с.13.

5 См.: Жуков Д.М. Регулирование социально-экономических процессов на региональном уровне. / дисс. На соиск. Учен. Степ. Докт. экон. наук / Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. — 2000.

6 См.: Радионова С.П. Методические основы процедур оценки инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект). / Дисс. На соиск. Учен. Степ. Канд. экон. наук. — СПб, 2000.

7 См.: Радионова С.П. Методические основы процедур оценки инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект). / Дисс. На соиск. Учен. Степ. Канд. экон. наук. — СПб, 2000.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».