Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N3 / 2003

Развитие инновационных процессов в Казахстане: проблемы и перспективы

Кенжалиев А.Д.,

экономист-менеджер, магистрант КазНУ
им. Аль-Фараби

В последнее время в экономических исследованиях значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства, что обусловлено, на наш взгляд, возрастанием роли технологического развития как фактора конкурентоспособности фирмы и стран. Практически на всех предприятиях целью технологических нововведений было повышение конкурентоспособности за счет улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий.

К технологическим инновациям относится конечный результат инновационной деятельности, выраженного в виде нового усовершенствованного товара или услуги, нового технологического процесса или способа передачи используемых на практике услуг.

Важным вопросом передачи технологий является создание информационной инфраструктуры, призванной обслуживать этот процесс. Эта инфраструктура должна обеспечивать распространение информации о передаваемых технологиях, содержать элементы аукционного (тендерного) характера, позволяющие осуществлять торговлю технологиями и в некоторых случаях способствовать их конкурсному распространению.[1] Инновация может считаться осуществленной только после внедрения в производство.

Общепризнанным можно считать выделение следующих основныхвидов инновационной деятельности: исследование и разработки, технологическаяподготовка и организация производства; производственное проектирование; пускпроизводства и предпроизводственные разработки,включая модификации продукта и технологического процесса; переподготовкуперсонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробноепроизводство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции; маркетингновых продуктов; приобретение невещественных (прав на патенты, лицензий,ноу-хау и т. п) и овеществленных (в виде машин иоборудования) технологий,

К сожалению, предприятия вынуждены все меньше заниматьсяинновационной деятельностью. Так, например, в России в 1999 г. только 6,2 %предприятий промышленности осуществляли разработку и внедрение инноваций [2].Иными словами, более 90% предприятий вообще не участвовали в инновационнойдеятельности. В Казахстане, как показывает практика, количество предприятий,занимающихся разработкой и внедрением инноваций, и того меньше. Экономическийрост, начавшийся в 1999—2000 годах, достигнут в основном благодаря наращиваниюэкспорта нефти, газа, металлов и другого сырья в условиях повышения мировых ценна эти виды ресурсов.

Анализ динамики развития промышленностипозволяет отметить стойкие негативные последствия кризисных явлений вэкономике, повлекших за собой существенное падение уровня инновационнойактивности: с 60—70% в 80-е гг., до 20% в начале 90-х ХХ века и, наконец, до5—6% во второй половине 90-х гг. Вплоть до второй половины 1980-х годовзначительная часть научных расходов в бывшем СССР (до 70—75%) приходилась наисследования и разработки оборонного назначения.

Казахстан в годы существования СССР располагал достаточнокрупным научным потенциалом.  Почисленности научных и научно-педагогических кадров в бывшем Союзе республиканаходилась на 4-ом месте.

В сфере НИОКР действовало 289 учреждений, в том числе 111НИИ, 56 вузов. Кроме того, имелось 262 опытно-экспериментальных завода, около600 научно-технических подразделений на предприятиях  и в объединениях. Правда, научный потенциалреспублики отставал от ее экономического потенциала. Достаточно сказать, что вотрасли «Наука и научное обслуживание» было занято лишь около 1,7% (149 тыс.чел в 1980 г.). Удельный вес этой отрасли в основных фондах был в 30 разменьше, чем промышленности, в 20 раз — чем в сельском хозяйстве, в 19 раз — чемв транспорте.

Переход к рыночным отношениям и экономический кризисотразились на состоянии науки в связи с невысоким уровнем ее финансирования.Доля расходов государственного бюджета на фундаментальные научные исследованияв последние годы в республике составляла не более 0,1% ВВП. Это на одном уровнес такими странами СНГ, как Азербайджан, Армения, Молдова и Таджикистан, гдерасходы на науку также не превышали 0,1—0,2%. В то время как в Беларуси иУкраине в 2000 году этот показатель составлял 0,4% ВВП, в России — 0,3% ВВП.

Удельный вес науки в ВВП республики в1996 и 1997 годах составлял 0,3%. С переходом республики на новую системунационального счетоводства эта отрасль включается в систему показателей«Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям», поэтому с1998 года в статистической отчетности проследить удельный вес науки в ВВП непредставляется возможным.

Для сравнения отметим, что доля расходовна научно-технические исследования и разработки в общей сумме госрасходов вразвитых странах невелика, но в последние 20 лет была стабильна, составляя 6—7%в США, 4—5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3—3,5% в Японии.В этих странах главным финансовым инструментом научно-технической политикипризнается использование средств госбюджета. В развитых странах государствоберет на себя от 1/5 до половины национальных научных расходов. Доля жекомпаний частного сектора в общем объеме затрат в стране на проведениефундаментальных исследований составляет в США более 20%, в европейских странах— несколько меньше. В японских корпорациях ведется более 1/3 фундаментальных исследований, в ЮжнойКорее — около половины [3].

Несмотря на постоянно увеличивающиеся объемы выполняемыхработ, удельный вес научно-технических работ в структуре валового внутреннегопродукта (ВВП) республики не превышал 0,3% (табл. №1). При почти десятикратномотставании уровня затрат на одного научного работника от достигнутого среднегоуровня в бывшем СССР среднегодовые темпы их роста втечение последних лет в 8-10 раз уступали среднесоюзным.

В начале и в середине 90-х годов научный потенциалКазахстана сокращался катастрофическими темпами. Кадры, занимающиесянаучно-технической деятельностью, в поисках средств существования уходили впредпринимательский сектор, а наиболее видные ученые выезжали за рубеж, гдеситуация с финансированием была более благоприятной. 

В последние годы наблюдается относительный рост расходов на науку. Государство осознало, что без поддержки научно-технической базы, восстановления и развитие малого и среднего предпринимательства не обойтись. В 1999 году по постановлению правительства РК был создан ЗАО «Республиканский инновационный фонд». Главной задачей стала разработка Программы инновационного развития Казахстана, которая впоследствии стала основой Программы инновационного развития РК, утвержденной Правительством в мае 2001 года.

Таблица 1

Объем выполненных научно-исследовательских работ и разработок в % к ВВП

  1997 1998 1999 2000 2001
Валовый внутренний продукт, млрд. тенге 1672,1 1733,3 2016,5 2599,9 3285,4
Доля затрат на НИОКР в ВВП, % 0,3
Расходы государственного бюджета на фундаментальные научные исследования, млрд. тенге 3,2 3,1 2,2 1,5 2,3
Удельный вес расходов на фундаментальные исследования в % к ВВП 0,19 0,18 0,11 0,06 0,07
Объем научно-технических работ, млрд. тенге 4,171 4,338 4,89 6,1 9,3
Удельный вес выполненных научно-технических работ, % в ВВП 0,25 0,25 0,24 0,23 0,30

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Вместе с тем практикасвидетельствует о том, что меры по увеличению бюджетных ассигнованийоказываются явно недостаточными для сохранения научного потенциала. Более того,несмотря на то, что в последние годы объем ВВП повышался, фактические затратына фундаментальные исследования даже уменьшились. На наш взгляд, необходимобыло, по крайней мере, стабилизировать удельный вес расходов на НИОКР в % к ВВП при принятии госбюджетана очередной год, что благотворно отразилось бы на состоянии науки.

Значительные изменения произошли и в самой структуренаучных исследований и разработок по важнейшим направлениям. За последние годыдоля фундаментальных и прикладных исследований в общемобъеме НИР снизилась с 76,2% в 1997 году до 61,3% в 2001 году. Одновременнопроизошло и некоторое перераспределение средств между фундаментальными иприкладными работами.

В структуре НИР республики главным направлением научно-технической деятельности являются прикладные исследования. На их долю приходится чуть менее 50%. Доля же научно-технических разработок за последние пять лет достигла своего пика в 2000 году, составив всего 26,8% (табл. 2). Другими словами, результаты научных исследований далеко не всегда получали свое практическое воплощение.

Динамика выполнения научно-технических работ (в % к общему объему научно-технических работ)

Рис. 1. Динамика выполнения научно-технических работ
(в % к общему объему научно-технических работ)

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике

Анализ структуры затрат на выполнение научно-технических работ свидетельствует также о том, что удельный вес научно-технических услуг с 1997 года по 2001 год увеличился в более чем 4,5 раза. Это служит свидетельством того, что научные организации стали приспосабливаться к рыночным реалиям и уделять больше внимания оказанию научно-технических услуг, так как эти работы выполняются преимущественно на коммерческой основе с полной или частичной предоплатой. Полученные средства используются, в основном, для собственных нужд организаций (финансирование эксплуатационных расходов, оплата аренды и т.п.)

Таблица 2

Объем научно-технических работ в РК за 1997—2001 гг.

Виды работ Всего
1997 1998 1999 2000 2001
млн. тг. % млн. тг. % млн. тг. % млн. тг. % млн. тг. %
Объем научно-технических работ 4171,9 100 4337 100 4889,7 100 6100,5 100 9300 100
Фундаментальные исследования 1038,8 24,9 941,1 21,7 723,6 14,8 811,3 13,3 1339 14,4
Прикладные исследования 2140,1 51,3 2290 52,8 3012 61,6 2952,6 48,4 4343 46,7
Научно-технические разработки 846,8 20,3 832,7 19,2 557,4 11,4 1634,9 26,8 2027 21,8
Научно-технические услуги 150,1 3,6 273,2 6,3 596,5 12,2 701,5 11,5 1590 17,1

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике

Из приведенных данных видно, что в республике велик объемвыполняемых исследовательских работ и крайне мал удельный вес разработок —конечной стадии  НИОКР, что  противоречит мировой практике, где подобнаяструктура характеризуется в среднем следующими соотношениями: фундаментальныеисследования — 15%, прикладные — 25-30%, разработки — 55-60%.

Затраты на технологическиеинновации в промышленности составляют незначительную величину, откровеннонесоизмеримую с реальными потребностями отечественной экономики втехнологическом обновлении и расширении спектра новой продукции. Основнымисточником финансирования затрат на инновации в течение последних трех летостаются бюджетные ассигнования (40%). За этот же период доля финансирования засчет хозяйствующих субъектов (включая собственные средства организаций)увеличилась лишь на 16%.

Удельный вес финансированиянаучных исследований и разработок из собственных средств научных организацийостается на низком уровне, значительная часть их используется на оплату трудаработников. В 2001 году доля собственных средств в составеисточников финансирования увеличилась до 22 %. Это повышение в определеннойстепени связано с расширением собственных финансовых возможностей научныхорганизаций за счет активизации их коммерческой деятельности по оказанию научно-техническихуслуг. К примеру в России основным источником финансирования затрат наинновации остаются собственные средства предприятий (84,5%). Финансирование жеиз Федерального бюджета и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетовсоставило 2,9% (которая неуклонно сокращается) [5].

В последние годы в республикенесколько активизировалась деятельность иностранных инвесторов,заинтересованных в приобретении результатов некоторых научных исследований иразличных научно-технических разработок. В 2001 году за счет средств изиностранных источников было профинансировано 2,7% НИР (в 1997 году менее 1%),из которых 74% осваивались в научных учреждениях государственной формысобственности. Между тем в середине 90-х годов 18% затрат на НИОКР в США и 14% в Великобритании обеспечивалось за счетиностранных инвестиций [6].

На проведение научных исследований и разработок в отраслевых научно-исследовательских институтах было использовано 36,4% иностранных инвестиций, в конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях — 16,9% и в научно-исследовательских институтах, подведомственных высшим учебным заведениям — 11,8%. Остальные 35% были освоены в научных организациях республиканских министерств и ведомств и в организациях системы Министерства образования и науки.

Таблица 3

Данные о затратах на выполнение научно-технических работ по источникам финансирования,
млн. тенге

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Внутренние затраты на исследования и разработки, всего 3535,0 3819,9 3706,9 4706,9 7154,1
в том числе по источникам финансирования:          
   бюджетные средства, включая бюджетные ассигнования
   на содержание ВУЗов
2094,9 2455,9 1536,2 1983,7 2848,8
   из них:          
      бюджетные ассигнования на содержание ВУЗа 1,2 0,4 1,7 3,0 1,1
      собственные средства отчитывающихся организаций 304,5 439,5 506,8 857,3 1592,7
   средства заказчиков научно-технических работ 1125,6 924,5 1663,8 1865,8 2712,5
в том числе:          
   средства иностранных инвесторов 33,0 35,7 86,8 106,3 196,9

Приоритетным направлением научно-технической деятельностиявляются исследования в области технических наук. Их удельный вес в составезатрат на научные исследования и разработки с 1997 года увеличился в 1,7 раза ив 2001 году составил 63,2% от общих затрат. Несмотря на отрицательную динамикудоли исследований в области естественных наук, в структуре затрат они занимаютвторое место (21,8%). Следом идут затраты на исследования в областисельскохозяйственных наук (7,7%), общественных (3,3%), медицинских (2,2%) игуманитарных (1,1%) наук.

Из общей суммы текущих затрат на долю заработной платы и отчисления на социальные нужды приходилось от 60% до 67,2%. В 2001 году это составило 4,3 млрд. тенге, или около 60% внутренних текущих затрат организаций, ведущих научные исследования и разработки (табл. 4).

Таблица 4

Распределение затрат по статьям расходов

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
млн. тенге в % к общим затра-там млн. тенге в % к общим затра-там млн. тенге в % к общим затра-там млн. тенге в % к общим затра-там млн. тенге в % к общим затра-там
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки 3499,2 100 3806,8 100 3685,7 100 4664,1 100 7121,3 100
затраты на оборудование 136,4 3,9 132 3,5 179,7 4,9 394,0 8,4 401,3 5,6
затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды 2352,1 67,2 2492,4 65,5 2211,8 60,0 2717,5 58,3 4265,7 59,9
другие материальные затраты 366,8 10,5 511,4 13,4 572,6 15,5 665,9 14,3 879,2 12,3
прочие затраты 643,9 18,4 671 17,6 721,5 19,6 886,7 19,0 1575,1 22,1
Инвестиции направленные на исследования и разработки 35,8 100 13,1 100 21,1 100 42,8 100 32,8 100
в том числе:                    
   здания 10,8 30,2 1,3 9,9 15,5 73,5 19,6 45,8 4,2 12,8
   оборудование 5,6 15,6 4,5 34,4 3,6 17,1 11,3 26,5 26,3 80,2
   земельные участки 0,3 0,8 0 0,0 1,1 5,2 0 0 0 0
   прочие
   капитальные
   затраты
19,1 53,4 7,3 55,7 0,9 4,3 11,8 27,7 2,3 7,0

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Снижение доли стоимости машин иоборудования в общей стоимости основных средств научно-исследовательскойдеятельности с 39% в 1998 году до 22% в 2000 году связано, главным образом, спроцессом их интенсивного старения и износа и незначительными объемамиинвестиций, направляемых на обновление материально-технической базы науки.

Наблюдаемое в настоящее времяоживление отечественного производства (особенно в сфере добывающейпромышленности нефти и газа) может дать толчок развитию инновационнойактивности не только в добывающей, но и в обрабатывающей промышленности. Впоследние годы процесс оздоровления экономики позитивно отразился на объемахинвестиций в экономику. Темпы прироста инвестиций в экономику достаточно высокии составили в 1998г. — 41,9%, в 1999г. — 33,2%, в 2000г. — 29,4%. Это в своюочередь повлияло на обновление фондов. Так, коэффициент обновления составил в1997г. — 4,1%, в 2000г. —15,6%. Тем не менее, в экономике преобладает моральноустаревшая и физически изношенная техника. Степень износаосновных средств всего по экономике составила в 1997г. — 35,5%, в 2000г. —32,2%; в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве самая высокая степень износа в1997г. — 48,2%, в 2000г. — 45%; в отраслях промышленности в 1997г. онасоставляла 34,8%, а в 2000г. — 24,6%; в обрабатывающей промышленности —соответственно 45% и 38,1%; в производстве и распределенииэлектроэнергии, газа и воды 48,4% и 40,6%; в строительстве — 40,7% и 40,5%. Акоэффициент ликвидации по экономике в целом составил в 1999г. — 3,1%, в 2000г.— 2,0%. Это говорит о том, что выбытие устаревших основных средств идет оченьмедленно [4].

Касаясь проблемы дальнейшегонаучно-технического развития страны, можно использовать мировой опыт разработкиразличных целевых программ. Их можно подразделить на два вида: поддержаниенаучно-технического уровня, технологий, развития, обеспечивающие эволюционныйпереход к следующему поколению научно-технических решений; обновления,означающие отказ от сложившейся традиционной линии развития, переход напринципиально новые технологии. Они могут сочетаться в различных пропорциях.Так, при консервативной политике научно-технический потенциал на 60%задействован для достижения целей поддержания, на 35% — целей развития, на 5% —целей обновления. При прогрессивной политике соотношение выглядит иначе: 25, 40и 35% соответственно.

Если с этих позиций оценивать научный потенциалКазахстана, то можно сказать, что он ориентирован на реализацию  научно-технической стратегии скорее первоготипа, нежели второго. Казахстан запаздывает в формировании потенциала,обеспечивающего создание наукоемких технологий, а главным недостатком втерриториальном разрезе является слабая научная база для появления новыхпроизводств в регионах. Дополнительным основанием длятакого утверждения служат данные анализа структуры научного потенциала.

Потенциал академической и вузовской науки является крайне узким местом в республике. Вне вузов и Академии наук в 1996 году работали 34,8% научных кадров, 20,1% докторов наук и 28,4% кандидатов наук. Многие из них были заняты в управлении, медицине и других отраслях непроизводственной сферы. В 2000 году численность специалистов и исследователей, работающих в предпринимательском секторе, составила 1252 человека против 1305 человек в 1997 году. Из них специалистов, имеющих степень доктора наук, — 20 человек в 2000 году против 3 человек в 1997 году, и кандидатов наук 135 человек в 2000 году против 113 человек в 1997г.

На начало 2001 года число колледжей в республике  составило 293 с числом учащихся 168,2 тыс.чел., высших учебных заведений — 170 с числомстудентов — 440 тыс. чел., 257 научных учреждений с численностью научныхсотрудников в 19510 чел. Численность научно-педагогических работников, выполнявшихнаучные исследования и разработки наряду с педагогической деятельностью,составила в 2000 году — 4671 чел., в том числе имеющихстепень докторов наук — 948 чел., кандидатов наук — 2797 человек.

То есть численность докторов наук, занятых научно-техническими работами, по сравнению предыдущим годом снизилась на 4%, а численность кандидатов наук — соответственно на 23% (табл. 5).

Таблица 5

Данные численности специалистов, ведущих научные исследования и разработки

  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Численность специалистов-исследователей, человек 10944 11722 9624 9009 9223
Численность научно-педагогических работников, ведущих научно-технические работы, человек 3046 3370 3568 4754 4869
Численность докторов наук, человек 975 961 939 948 938
Численность кандидатов наук, человек 3388 3554 2924 2797 2756

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Таким образом, в последние годы происходит отток кадроввысшей научной квалификации науки в бизнес.

Негативно сказываются на инновационной способностиэкономики также и недостатки производственного потенциала (производственныхфондов). В Казахстане слабо используется накопленный научно-техническийпотенциал для решения приоритетных проблем отечественной экономики. По данным КазГосИНТИ, в Казахстане действуют 455 государственных,общественных и частных НИИ, проектно-конструкторских организаций и предприятий,занимающихся научно-технической деятельностью, выпуском интеллектуальнойпродукции, в том числе 77 научно-исследовательских организаций, 11проектно-конструкторских (технологических), 13 научно-технических(производственных) центров, 7 национальных центров, 17 предприятийнаучно-технического профиля.

Возникла определеннаядиспропорция между звеньями цепи «исследование — разработка — проектирование —изготовление». В Казахстане свыше 80% этого комплекса составляют НИИ, остальноеприходится на проектно-конструкторские, опытные и сервисные организации(например, за рубежом соотношение между учеными, конструкторами и рабочимиопытных производств составляет 1:2:4). Большинство действующихнаучно-исследовательских организаций не имеют в своем составе инженернойинфраструктуры, призванной заниматься «материализацией» научных идей иразработок.

80% всей научной сферыреспублики составляет исследовательская часть и менее 20% приходится на проектно-конструкторские иопытно-производственные части, т.е. как раз те структуры, которые должныдоводить научно-технические разработки до состояния товара. Поэтому следует добиватьсярационального соотношения составляющих научно-производственного процесса.

Сегодня ученые Казахстана имеютмножество интересных разработок, основанных на идеях и результатах многолетнихисследований. Но проблемой остается внедрение их в производство, а продажа ихявляется вовсе единичными случаями. Это происходит потому, что казахстанскиенаучно-технические достижения мало известны в мире. Между тем  казахстанские научно-технические идеиобходятся потребителям  значительнодешевле, т.к. в них учтены природно-климатические условия и экономическиеособенности Казахстана. Интересно, что иностранные инвесторы, поначалу делавшиеставку на зарубежные технологии, сейчас стали постепенно ориентироваться наместные разработки. Для сравнения, в России большую часть приобретаемых  предприятиями научно-технических достиженийсоставляют отечественные разработки: в 1999 г. их использовали 78% предприятий,закупавших новые технологии [5].

Но все же зарубежные разработкиостаются более предпочтительными по своим качественным характеристикам и присоответствующих финансовых возможностях нередко используются отечественнымипредприятиями.

Как видим, республика всостоянии развиваться по инновационному пути. Другими словами, развитиеэкономики как за счет интенсивного, так и инновационного пути позволит ей выйтик 2030 году на уровень не менее 50 процентов от среднего уровня «большойсемерки», что составит порядка 7500 долларов ВВП на душу населения. Однако дляэтого необходимо создать условия для коммерциализации науки.

Одной из ключевых задачразвития инновационной деятельности в компаниях является внедрение в экономикуновых форм организации производства.

Наличие законодательной базы ибезусловная поддержка всеми уровнями государственной власти идей малого исреднего бизнеса, вкладывание государственных и постоянное привлечениезарубежных средств в науку не смогли обеспечить высокую отдачу.Производственные предприятия сталкиваются с такими проблемами, как высокаяарендная плата за пользование производственными площадями при внедрении новыхразработок (технологий) в производственный процесс и их финансировании.

В связи с этим специализация вграницах сети производителей позволила бы быстро реагировать на изменениетребований к производимому продукту и объединить усилия с целью производстваразличного количества продукта, на который требуется вложения извне.

Поэтому стратегическая цельразвития инновационной деятельности должна вырабатывать решение следующихзадач:

  • поощрение создания субъектами малого и среднего бизнеса инновационных и наукоемких венчурных производств;
  • налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга;
  • создание и развитие инновационных фондов с участием государственных и негосударственных средств, частных фондов, регламентация работы которых основывалось бы на четких понятиях, одинаково почитаемых всеми конкурирующими институтами;
  • переход к системе целевого субсидирования инноваций, к совместному их финансированию инновационными фондами, научными организациями, промышленными предприятиями, банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями и др.;
  • принятие постановления правительства, которое обязывало бы при передаче предприятий во внешнее управление производить отчисления в бюджет, систематически и в полной мере оплачивать казахстанские технологии, в полной мере использовать механизмы защиты интеллектуальной собственности и авторского права;
  • создание системы налоговых льгот, освобождение от уплаты таможенных пошлин, тарифов, НДС с приобретаемых оборудовании, приборов, сырья, материалов.

Современное развитие инновационных процессов в Казахстане пока находится на довольно низком уровне. Ситуация с финансированием науки остается также проблемным вопросом. Об этом свидетельствуют невысокие показатели уровня инновационной активности, объемов затрат на технологические инновации и их результативность, недостаточное использование научного потенциала страны, неразвитость инновационной инфраструктуры. Очевидно, что самостоятельность и инициатива предприятий в продвижении инноваций имеют первостепенное значение. Необходимо прежде всего обеспечить более существенную поддержку НИОКР со стороны государства, а также принятие законов, обеспечивающих реальные гарантии и стимулы для отечественных и зарубежных инвестиций в инновационную деятельность. 

Чтобы поднять уровеньисследований и разработок, на наш взгляд, необходимо проведение государственнойполитики стимулирования по следующим направлениям:

  1. Целенаправленное формирование рынка для продукций инновационных предприятий путем размещения на них государственного заказа.
  2. Предоставление инновационным предприятиям, в том числе малым, производственных площадей, льготной инвестиционной поддержки, содействие в развитии бизнес-инновационных центров, технопарков, центров технологической поддержки, предоставления юридических, финансовых, маркетинговых, хозяйственных, и иных услуг; содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.
  3. Содействие формированию и расширению сети лизинговых компаний.
  4. Проведение целенаправленной политики по разработке и производству малыми предприятиями новых видов продукции на основе наукоемких технологий.
  5. Необходимо изменение структуры бюджетных ассигнований (инвестиций), в частности увеличение удельного веса средств, выделяемых на осуществление инновационных проектов.
  6. В целях снижения вероятности потери вложенных инвесторами средств в результате неудачной реализации инновационных проектов целесообразно осуществлять их страхование, в том числе за счет бюджетных инвестиций.
  7. Льготное кредитование научно-технических разработок в долевое финансирование крупных проектов, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования.

Развитию инновационной деятельности может также послужитьинтеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономическихструктур, причем особую роль в решении этой проблемы будет игратькооперирование связей. Организационные формы такой интеграции самыеразнообразные:  лизинг, долгосрочныеконтракты на поставки комплектующих материалов под определенные финансовыегарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации являетсясоздание гарантированных рынков сбыта для инновационных предприятий.

Литература

  1. Колоколов М.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент. — 2002. — №1. — С. 104.
  2. Экономическая газета. — 2000. — №46. — С.3.
  3. OECD, Basic Science and Technology Statistics — 1999, Paris, 2000, p. 247,269.
  4. Агентство Республики Казахстан по статистике.
  5. Гохберг Л., Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы// Экономист. — 2002. — №2.
  6. Дагаев А. Рычаги инновационного роста//Проблемы теории и практики управления. — 2000. — №5.
  7. Куатбаева Г.К., Сапарова с., Доланбаева Р.М. Мировой опыт создания и развития инновационной инфраструктуры // Казахстан — Спектр. — 2001. — № 4.
  8. Innovations in Science & Technology education, vol. VI /Ed. by W. Jenkins; Consultant ed. David Layton — Paris; Unesco, 1993 — 286 p.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».