Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Управление логистической  системой (методологические  аспекты)

Бакунина И.М., Кретов И.И. ,

Введение

В настоящее время в связи с заметным ростом производства и расширением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов (что в целом способствует росту оборота) в значительной мере выросла роль логистики, которую мы определяем как управление товарными потоками.

Грамотная организация логистической операции от закупки сырья, материалов, комплектующих и до поставки покупателю готовой продукции позволяет получать весьма заметную экономию оборотных средств и в этом смысле представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия.

В работах зарубежных и российских специалистов, ученых и практиков зачастую содержатся разные, порой противоречивые, подходы к определению места логистики в производственном цикле, менеджменте и маркетинге.

Главная задача публикации — попытка определить истинное место логистики среди других деловых дисциплин. Место, не противоречащее давно разработанным принципам и функциям менеджмента и маркетинга, изложенным в достаточно представительном объеме зарубежных и российских источников.

Значение логистики для предприятия

Сегодня невозможно представить производственное или торговое предприятие, которое не занимается решением логистических задач. Логистика позволяет оптимизировать функционирование товарных, информационных и финансовых потоков, «существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов» [1, с.13].

Наиболее важная цель, которую преследует предприятие, организуя у себя службу логистики или ставя задачи, которые решаются с ее помощью, — это «экономия издержек, связанных с потреблением, производством и распределением продукции»[2, с.31]. Уменьшение издержек способствует снижению себестоимости продукции и в конечном счете может представлять собой важное орудие в конкурентной борьбе. Более выгодному рыночному позиционированию предприятия по сравнению с конкурентами в немалой степени способствует своевременная поставка товара в оптимальном количестве и согласованной номенклатуре, в требуемый срок, что имеет важное, а иногда и определяющее значение для потребителя.

«Конкуренция всегда была движущей силой в развитии производства и торговли. И если потребитель остается в выигрыше от острой конкурентной борьбы между предпринимателями, то некоторые предприниматели в промышленности... нередко исчезают с поля деловой деятельности, потому что не достигают нижней границы рентабельности или не могут преодолеть неэффективность отдельных производственных процессов или операций. Часто к таким неэффективным процессам относятся процессы транспортировки и перемещения материалов» [3, с.17].

Умелая организация логистики приносит предприятию следующие выгоды:

  • Повышение эффективности производства. Материалы должны быть на рабочем месте в необходимом количестве и в нужное время. Сокращение потерь рабочего времени — дополнительная экономия.
  • При правильной организации логистики на предприятии удается уменьшить затраты труда и повысить рентабельность производства.
  • Снижение потерь материалов. Любое перемещение материалов (как между предприятиями, так и внутри предприятия) неизбежно ведет к увеличению потерь.
  • Лучшее использование производственных площадей. При должной организации логистики (транспортировки, складирования) можно значительно сократить или перепрофилировать производственные площади.
  • Снижение травматизма. «Плата за страхование от несчастных случаев на производстве возрастает, а потери рабочего времени измеряются не только временем отсутствия на работе рабочего, получившего травму, но и временем отвлечения руководителей всех уровней на составление подробных объяснений и отчетов...»[3, с.19].

Предприятие, которое не уделяет внимание правильной организации логистики, столкнется с неизбежными последствиями этого:

  • Снижением рентабельности производства и повышением себестоимости продукции; высокими издержками на непроизводственную рабочую силу и все сопутствующие затраты, связанные с совершением операций.
  • Несоответствием товарных запасов потребностям производства. (Симптомами являются либо слишком высокий, либо слишком низкий уровень запасов. Результат — либо простои производства или продаж в связи с нехваткой запасов, либо средства, замороженные в избыточных запасах.)
  • Низким качеством обслуживания потребителей. (Результат — потеря клиентов и, следовательно, доли на рынке.)
  • Возрастанием затрат на эксплуатацию оборудования.
  • Большими затратами времени на переработку грузов. Неэффективной организацией материальных потоков.

Общий результат: из-за роста себестоимости продукции предприятие теряет конкурентоспособность, долю на рынке, прибыль.

Исторические корни современной логистики

Понятие логистики заимствовано из военного дела. Важность логистики для военного дела трудно переоценить, если учитывать, что «...в современной войне участие каждого солдата в боевых операциях обеспечивают семь человек в тылу» [3, с.46]. Военная логистика — управление перемещением войск и военного имущества до места боевых действий. Сюда входит «необходимое инженерно-техническое обеспечение войск, строительство дорог и рокад, мостов, переправ и других саперных сооружений для обеспечения своевременного маневра войск перед началом боевых действий» [4, с.4].

Логистика как один из разделов стратегии и тактики была введена в оборот Анри Антуаном (в русской службе Генрихом Вениаминовичем) Жомини, которому принадлежит большое количество трудов по военной логистике. Генрих Вениаминович Жомини — генерал от инфантерии российской армии, швейцарец по происхождению. С 1804 по 1813 год служил во французской армии, с которой прошел все наполеоновские походы. После разгрома Великой армии императора Наполеона I Бонапарта он перешел на военную службу в Российской империи.

Логистика как хозяйственное понятие относится ко второй половине ХХ века. «Основы коммерческой логистики были заложены в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ столетия американскими специалистами-управленцами в разработку системы EDIFACT, которая представляет собой электронную систему обмена данными (информацией) по финансовому положению, управлению, коммерции (маркетингу) и транспортному обслуживанию деятельности предприятия в условиях конкурентного рынка» [4, с.5]. В основе этой системы — компьютеризация управления предприятием, то есть получение в режиме реального времени информации, ее оценки и анализа в процессе принятия управленческих решений и их направления исполнителям. Компьютеризация управления товародвижением явилась предпосылкой для развития логистики, в первую очередь для оптимизации снабженческих и сбытовых товаропотоков. Компьютеризация управления товаропотоками позволяет отслеживать положение каждого отгрузочного места (товарной единицы), обеспечивать своевременную приемку товара заказчиком и расчеты по коммерческим операциям, т.е. оптимизировать товарно-денежные отношения между поставщиками и заказчиками, в т.ч. путем заметной экономии издержек обращения. Стала очевидна необходимость оптимизации товародвижения. «Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров» [1, с.17].

К вопросу об определении понятия «логистика»

Развитие логистики неотделимо от развития связанных с ней областей — транспорта, складского хозяйства и оборудования, систем закупок и распределения других элементов, обеспечивающих исполнение одной из важнейших функций маркетинга — товародвижения.

Круг проблем, относящихся к логистике, обширен. В него входят аспекты, характерные для различных этапов управления товарными потоками. Это определяет время и место включения в товародвижение различных видов логистики. Цели соответствующих этапов определяют, какая сфера логистики к ним относится.

Литература по проблемам современной логистики показывает разные подходы к определению сущности логистики. Это свидетельство того, что логистика пока не вполне стала учебной, а тем более научной дисциплиной. Чтобы стать таковой, она должна обладать четкой и непротиворечивой системой теоретических, методологических и практических знаний.

Нам представляется ошибкой говорить о логистике как об управлении материальными потоками, забывая о том, что материальные потоки возникают помимо воли людей (течение реки, наводнения, сходы лавин, солнечный свет, селевые потоки и другие природные явления). В реальной экономической действительности, особенно в условиях товарно-денежных отношений, ни один материал, продукт, изделие не начнет двигаться, пока не превратится в товар, то есть пока его кто-то не купит и кто-то не продаст.

Исходя из сказанного, в определении логистики должно присутствовать понятие товарного, а не абстрактного, неопределенного материального потока. В качестве простого и непротиворечивого доказательства приведем реалии тысячелетиями складывавшейся системы товародвижения:

Логистика как управление товарными, информационными и финансовыми потоками

Рис. 1. Логистика как управление товарными, информационными и финансовыми потоками

Далее можно предложить достаточно четкое и (на наш взгляд) непротиворечивое определение логистики:

Логистика есть система теоретических, методологических и практических знаний об управлении товарными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми потоками от источника и места их возникновения до промежуточного или конечного места назначения (потребителя, заказчика).

Основные виды и место логистики в менеджменте и маркетинге.
Концептуальный подход

Место логистики в менеджменте и маркетинге можно проиллюстрировать схемой (рис. 2). Эта схема справедлива для предприятия, имеющего собственную логистическую службу в организационной структуре и так называемого «домашнего экспедитора».

Открыть рисунок 2.
"Схема взаимодействия функций менеджмента, маркетинга и логистики на предприятии" >>>

Из рис. 2 видно, что функции менеджмента и маркетинга на предприятии вызывают необходимость решать разнообразные задачи, которые ставятся перед разделами логистики, которые соответствуют тем или иным функциям менеджмента и маркетинга.

Так, на производстве возникает необходимость в управлении запасами, следовательно, в закупочной и производственной логистике. В процессе сбыта, который является одной из функций маркетинга, задействована распределительная (маркетинговая) логистика. Общими для обеих функций являются информационная, транспортная и складская логистика.

При этом транспортная логистика пронизывает и соединяет в единый товарный поток (или товарные потоки) все логистические операции и завершает их после доставки товара потребителю (заказчику) в соответствии с условиями, оговоренными в договоре купли-продажи, поставки и др. Другими словами, транспортная логистика, своевременно и качественно завершая сделку, помимо всего прочего является важной составляющей конкурентных преимуществ предприятия — поставщика (изготовителя) товаров.

Особое место в предложенной концепции занимает производственная логистика, которая практически во всех работах отечественных специалистов в области логистики рассматривается как технологический процесс, в котором имеет место чисто материальный поток, никак не связанный с потоком товарным. На наш взгляд, такая позиция противоречит фундаментальным положениям и классической политэкономии, и современной экономической теории.

Дело в том, что операционная (технологическая) логистика управляет товарными потоками. В технологический процесс включается не просто сырье, расходные и вспомогательные материалы, комплектующие узлы и детали, а все выше обозначенное и многое другое в товарной форме. Любой сырьевой материал (прокат или отливка, полученные со стороны) имеет стоимость в виде цены как денежной формы выражения этой стоимости. Рабочий, станочник, кузнец или слесарь не обязаны знать, что они имеют дело с товаром: для них это заготовка, поковка, прокат. Но для финансовых служб предприятия, бухгалтерии, отвечающих за учет, отчетность и себестоимость готовой товарной продукции в начале пути и при сдаче заказчику — это продукция, имеющая очевидную форму товара, поскольку на конечную продукцию назначается цена, которая выражается простейшей формулой «издержки + прибыль». Издержки — главный инструмент формирования цены товара, так как от одной технологической операции к другой происходит процесс добавления стоимости вплоть до создания новой потребительной стоимости в форме готовой товарной продукции.

Следует иметь в виду, что складская логистика, как и производственная, осуществляя различные операции, связанные с получением, сортировкой, размещением, хранением, поиском и выдачей товарной продукции, также создает добавленную стоимость, которая учитывается в цене отпущенного покупателю (потребителю) товара.

Эта система доказательств, на наш взгляд, может убедить экономически образованных и профессионально подготовленных специалистов, занимающихся решением проблем управления системой товародвижения, что они имеют дело с товарными операциями, а не с абстрактным материальным потоком.

Литература

  1. Аллегри Т. Транспортно-складские работы: Пер. с англ. Ю. К. Трубина. – М.: Машиностроение, 1989. — 518 с.
  2. Гаджинский А. М. Логистика. 6-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. — 407 с.
  3. Кретов И. И., Садченко К. В. Логистика во внешнеторговой деятельности — М.: Дело и Сервис, 2003. — 191 с.
  4. Титюхин Н., Черноусов Е. Экспедитор может стать логистической компанией // Логинфо. — 2002. — № 12. — С. 25—35.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».