Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N1 / 2004

Эволюция систем управления в контексте организационного развития бизнеса

Толкачёва Е.В. ,

Одним из важнейших факторов, определяющих продолжительность существования предприятия, является способность адаптироваться к внешней среде. Адаптация предполагает изменение системы управления, под которой понимается совокупность целей, методов и средств их достижения.

Инструментом, позволяющим оценить текущее и будущее состояние предприятия в связи с изменениями внутренней и внешней среды, может стать анализ организационного развития бизнеса.

Существует несколько теорий организационного развития, подробно описанных в литературе (см.[1—9]). Считается, что изучая динамику развития бизнеса, в определённой степени можно дать ответ на вопрос: что будет с бизнесом завтра. Отсюда следует, что зная, как развивается бизнес и как меняется его внешняя среда, можно разрабатывать систему управления для будущих условий.

Анализ эволюции внешних условий существования бизнеса (эпох предпринимательства), эволюции этапов организационного развития, а также тех систем управления, которые были характерны для них, показал взаимозависимость этих переменных. К примеру, состояние внешней среды влияет на этап организационного развития, а тот — на основную систему управления (рис. 1).

Взаимозависимость внешней среды, этапов организационного развития бизнеса и систем управления

Рис. 1. Взаимозависимость внешней среды, этапов
организационного развития бизнеса и систем управления

Системы управления экономическим субъектом (предприятием) можно классифицировать по признакам:

  • взаимодействие с внешней средой;
  • учёт изменчивости внешней среды;
  • ценности экономического субъекта и его организационная культура;
  • ключевой фактор, лежащий в основе системы управления;
  • способ координации.

Результаты анализа эволюции систем управления представлены в таблице.

Соответствие эпох предпринимательства, этапов
организационного развития бизнеса и систем управления

Соответствие эпох предпринимательства, этапов организационного развития бизнеса и систем управления

Приведённая таблица, разумеется, огрубляет, схематизирует реальные процессы переходов, в которых границы размыты. Однако определённое соответствие эпох развития предпринимательства и этапов организационного развития бизнеса, которые, в свою очередь, определяли возникновение тех или иных систем управления, налицо.

Этот вывод наряду с анализом организационного этапа развития любого экономического субъекта, его внешней среды даёт возможность:

  • анализировать существующую систему управления;
  • выявлять её достоинства и недостатки в целом, её эффективность с точки зрения соответствия наблюдаемых характеристик требованиям внешней среды;
  • предлагать возможные изменения текущей системы управления;
  • прогнозировать эффективность измененной системы управления.

Предложенная в таблице схема может быть с пользой применена и для понимания существующих систем управления на современных российских предприятиях.

Отмечу национальную особенность: в России за относительно короткий срок появились предприятия, находящиеся практически на всех этапах организационного развития. Можно сказать, что в России представлены результаты эволюции мирового бизнеса и, соответственно, отечественный бизнес получил великолепную возможность эволюционировать быстрее, и, по крайней мере, не набивать своих шишек. Вместо этого есть шанс понимать, что будет завтра и использовать самые современные технологии управления.

Литература

  1. 7 нот менеджмента — 5-е изд., доп. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001.
  2. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action./ Robert S. Kaplan, David P. Norton. Harvard Business School Press. Boston, Massachusetts, 1996.
  3. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации (http://media.karelia.ru/~resource/econ/Teor_org/index.htm).
  4. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
  5. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 1998.
  6. Грушенко В.И. Фомченкова Л.В. Кризисное состояния предприятия: поиск причин и способов его преодоления // Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — №1.
  7. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Жизненный цикл организационного развития // Организационное развитие. — 1996. — №2.
  8. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. — М.: АРМАДА, 1998. — 511 с.
  9. Ефремов В.С. Стратегическое управления в контексте организационного развития. //Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — №1.
  10. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  11. Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В. Организационный инжиниринг. — М.: «Издательство «Приор», 1999.
  12. Матвеева А. Рыба растет с головы // Эксперт. — 1999. — №8.
  13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: «Дело ЛТД», 1995.
  14. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках / Под ред. Б.В. Прыкина. — М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.
  15. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я. — М.: Финансы и статистика, 2001.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».