Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

К вопросу о виртуализации бизнес-систем

Иванова Т.Ю., Приходько В.И.,

(фрагмент статьи)

 

Введение

В теоретических подходах современного менеджмента превалируют два. Первый основан на первоначальном выявлении некоторых новых свойств, тенденций, закономерностей объекта исследования. Затем формируется понятийный аппарат, уже познанному явлению даётся определение, которое однозначно трактуется научной общественностью.

Второй подход основан на присвоении признакам нового явления (зачастую слабо проявляющимся) образного, привлекательного названия, которое сразу же становится популярным среди теоретиков и практиков менеджмента. Впрочем, каждый из них вкладывает в новое понятие свой смысл. При этом возникают различные ситуации методологического характера: и тупиковые, и перспективные.  Так, за модными в 60—70-е годы прошлого века названиями многочисленных новых школ менеджмента не оказалось научных сообществ такого уровня, как школа Тейлора.

История развития научной мысли хранит немало примеров, когда  само название зарождающегося научного направления играет роль системообразующей основы, является идеальным фактором, стимулирующим и ускоряющим его развитие — это справедливо в отношении кибернетики, теории катастроф и синергетики. Особняком стоит ситуация, когда использование нового понятийного аппарата продляет жизнь устаревшим концепциям менеджмента. Подмена понятий является одной из серьёзнейших проблем современной теории менеджмента.

Авторы руководствовались вышеизложенными наблюдениями, задумывая статью как попытку развить представления о трансформации организаций в новое качественное состояние, характеризуемое понятием «виртуальная бизнес-система». Предлагая текст читателю, мы исходим из того, что он уже знаком с основными публикациями по вопросам виртуальных организаций. Цель нынешней статьи — исследовать предпосылки и основные направления виртуализации организаций.

Предпосылки новой парадигмы менеджмента

Последнее время в странах с развитой рыночной экономикойсущественно изменяется организационная структура предприятий. Это связано прежде всего с коренной перестройкой деловыхпроцессов, происходящей в условиях внедрения новейших информационных икоммуникационных технологий. Изменения настолько глубоки и радикальны, чтоможно говорить о начале революции в сфере бизнеса. По последствиям набирающиесилу перемены сопоставимы, возможно, с промышленной революцией ХVIII—XIX вв.

Обобщая тенденции организационного развития, которые можнонаблюдать или угадать уже сегодня, назовём такие черты организаций будущего:

  • интеграция;
  • автоматизация и развитие персонала вместо рационализации труда и структуры организации;
  • сетизация;
  • деменеджеризация;
  • деструктуризация;
  • информатизация;
  • виртуализация;
  • социализация.

Эти тенденции связаны между собой, но каждая из нихпредставляет собой самостоятельный предмет исследования. Например, тенденция деменеджеризации, обозначенная в работах, можетрассматриваться в контексте сетизации идеструктуризации организаций.

Сегодня немало работ отечественных и зарубежных авторовпосвящено проблеме виртуализации организаций. Это сложное явление необходимоисследовать в контексте системных процессов, происходящих в современномменеджменте.

 

Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2004

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».