Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N3 / 2004

Периодичность и горизонты планирования в зарубежных и российских компаниях (метод последовательных приближений)

Белый Е.М., Кузнецов А.В. ,

(фрагмент статьи)

 

В настоящее время стратегическое управление охватывает все основные функции и подразделения организации: производство, закупки, финансы, маркетинг, управление трудовыми ресурсами, научные исследования и разработки. В этом смысле планирование в зарубежных компаниях представляет собой многоэтапный системный процесс с реализацией стратегических замыслов в виде комплекса конкретных действий. Стратегическое видение перспектив развития предприятия количественно детализируется в планах, называемых бюджетами. При этом считается, что стратегия и бюджет должны накладываться друг на друга.

Процесс разработки планов, какправило, происходит «сверху вниз». Разрабатывается иерархическая структура,состоящая из корпоративной стратегии (для крупных и диверсифицированныхкомпаний), стратегии ведения бизнеса, функциональной и оперативной стратегии. Всоответствии с этим строится бюджетный цикл (цикл планирования количественныхпоказателей деятельности организации):

  1. Планируется деятельность организации в целом и по подразделениям, суммируются коллективные проектные предложения.
  2. Разрабатывается проект бюджета.
  3. Просчитываются варианты плана, вносятся коррективы.
  4. Утверждается один из вариантов плана, проектируется обратная связь для учёта меняющихся условий внешней среды.

Стратегия организацииизменяется с течением времени, поэтому непременными составляющими процессаразработки стратегии являются ответы на события, происходящие как внутрикомпании, так и в окружающей её среде. В зарубежных компаниях выделяютсяследующие виды планов:

Corporate Charter (устав) — задаёт фундаментальные целипредприятия и корпоративные стандарты, ориентацию на рынки, структурусобственности, позиционирование предприятия и отношений с собственниками исотрудниками.

Strategic Business Plan (стратегический бизнес-план) — формируется на пять-десять лет и определяет стратегии финансирования и выпуска продукции, роста объёма продаж, доли рынка.

Основу планирования большинства средних и мелких предприятий составляют годовые бюджеты с их последующей детализацией в виде операционных бюджетов, составляемых на квартал, месяц, неделю. К ним относят:

Business Plan (бизнес-план) — формируется на один—три года (часто с разбивкой по кварталам) и уточняет источники инвестиций, задаёт направления развития производственных мощностей, требования к персоналу, материальным и финансовым ресурсам. Включает укрупнённый план продаж в денежномвыражении.

Sales and Operation Plan (план сбыта и производства — портфель продукции) — формируетсяна год—два, уточняет бизнес-планы и отражает прогнозы продаж и отгрузки готовой продукции, укрупнённые показатели производства для обеспечения поставок в соответствии с прогнозом, запасы, незавершённое производство.

Большинство зарубежных организаций перестают использоватьдлительные ежегодные бюджетные процессы и полагаются на непрерывные прогнозы,называемые также повторными (rolling forecasts). В составлении прогнозов участвуют отделымаркетинга (оценка внешних факторов), сбыта (сведения о заказчиках и о ходепродаж) и производства (обобщение фактических данных о ходе производства).Прогнозы формируются на долгосрочную перспективу (более года) и на ближайшиеинтервалы времени (несколько недель). Они используются на всех этапахпланирования, от стратегического до формирования графиков производства.Скользящий бюджет строится следующим образом: ежемесячно делаются прогнозы наследующие пять кварталов, в конце месяца к плановому периоду добавляется ещёодин месяц и процедура повторяется.

 

Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2004

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».