Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N6 / 2004

Механизм планирования, организации и регулирования рынка прав на экологический ущерб в регионе

Бычкова Е.А.,

Возможности сочетания и совместного использования положительных моментов административных и рыночных методов регулирования эколого-экономических проблем на уровне региона изучены недостаточно. Перспективно использование механизмов рынка прав на загрязнение окружающей среды, аналогичных моделям "компенсация выбросов" и "принцип пузыря".

Регионально регулируемый эколого-экономический рынок прав на экономический ущерб - это механизм повышения экологической безопасности в регионе, основанный на первичной (административной) и вторичной (рыночной) продаже прав на экономический ущерб. Целью его является оптимизация издержек и других эколого-экономических показателей региона и предприятий, в том числе уменьшение экономического ущерба в регионе.

Экономический ущерб, допустимый с позиций практической охраны окружающей среды, определяется на основе утвержденных органами регуляции природопользования методик. Региональные природоохранные организации в начале года продают субъектам региона (предприятиям) заранее рассчитанный в натуральной "стоимостной" оценке допустимый на территории региона экономический ущерб. Покупка субъектом региона разрешения на ущерб является обязательством покупателя не превышать этого ущерба.

Мы предлагаем соблюдать два принципа распределения прав предприятий на загрязнение:
а) принцип обмена правами предприятий на экономический ущерб в регионе;
б) принцип регионального регулирования рынка прав предприятий на экономический ущерб в регионе с учетом обеспечения экологической безопасности.


Суть первого принципа состоит в замене перемещения между предприятиями физических количеств загрязняющих веществ (что может усилить вредное воздействие на окружающую среду) на виртуальный обмен экономическим ущербом.

Суть второго принципа заключается в учете региональными природоохранными органами вторичного перераспределения прав предприятий на экономический ущерб, оценке ухудшения состояния окружающей среды в микрорегионах и проведении там природоохранных мероприятий в первую очередь. Это позволит учитывать географическую дифференциацию экологической ситуации на территории, сегодня условно стянутой в точку концепциями "компенсация выбросов" и "принцип пузыря". Предлагаемые принципы обеспечат соблюдение справедливости распределения социальных издержек в регионах. Можно применить нижеследующий алгоритм.

Первоначальная купля-продажа прав на экономический ущерб обязательно регистрируется в региональной (территориальной) природоохранной организации. На основе этого ведется дальнейший учет и последующий контроль деятельности предприятия. Плату за экономический ущерб природе нужно взимать в начале, а не в конце года (предоплата годового загрязнения окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятий). Перед распределением экономического ущерба региональная природоохранная организация определяет степень подготовленности каждого предприятия к проведению природоохранных мероприятий. Оценка готовности предприятий к активной эколого-экономической деятельности является результатом экологического аудита предприятия и включает в себя несколько составляющих

Согласно рейтингу определяются предприятия, обладающие наибольшим и наименьшим потенциалом для активной природоохранной деятельности. Составленным списком руководствуются при распределении среди предприятий (первичной продаже предприятиям) прав на экономический ущерб. В первую очередь, (и, возможно, на льготных условиях) продаются права предприятиям, имеющим объективно меньшие возможности внедрения природоохранных мероприятий.

Под объективными условиями понимаются: ограничения кривой производственных возможностей и ограничения развитием научно-технического прогресса (например, достигнутый коэффициент полезного действия котельных установок и теплоэлектростанций составляет около 40%, нет лучших с экологической точки зрения устройств или аналогов);
ограничения экономические (по издержкам, по эффективности) не ниже среднего уровня для предприятий данного типа, что аналогично механизму взимания единого налога с предприятия по средним критериям предприятий рассматриваемого типа;
климатические, рекреационные и другие подобные сложности.


Льготы при распределении разрешений на экономический ущерб могут состоять также в том, что для предприятий с низким рейтингом при исходном расчете допустимого ущерба в конкретной местности закладываются большие относительные объёмы возможного ущерба.

Таким образом, уже при первоначальном административно-регулируемом распределении (продаже) предприятиям прав на экономический ущерб окружающей среде учитываются объективные и субъективные возможности осуществления природоохранных мероприятий. Такое первичное распределение не является "слепым", в отличие от ранее предлагаемых моделей рынка прав. Но, чтобы первичное распределение не было статичным, предусматривается вторичное перераспределение (перепродажа) прав предприятий на экономический ущерб окружающей среде.

Осуществленная таким образом первоначальная продажа прав еще не полностью освобождает предприятия, купившие разрешения на экономический ущерб, от материальной ответственности за загрязнение окружающей среды. В конце года предприятия, купившие права на экономический ущерб, должны будут в случае изменения его стоимости оплатить разницу. Это соответствует принципу "загрязнитель платит", так как если в течение года возрастает стоимость возмещения экономического ущерба, то именно предприятия, являющиеся источниками возникновения этого ущерба, должны покрывать все расходы по его ликвидации

Изменение экономических, технологических, режимных, климатических, экологических характеристик в течение года не должно влиять на первоначально заданную разрешенную предприятию величину экономического ущерба. Это выгодно отличает распределение величины экономического ущерба от распределения разрешений на выброс определенной массы загрязняющих веществ. При постоянстве величины экономического ущерба, разрешенного предприятию, все годовые изменения характеристик источника загрязнения, которые могут привести к увеличению экономического ущерба, придется устранить за счет природоохранных мероприятий. Это является рычагом стимулирования активной эколого-экономической деятельности предприятий.

<*> Имеется в виду не разница в величине ущерба, а повышение его текущей стоимости в результате инфляции.

Получение региональной природоохранной организацией средств от продажи предприятиям разрешений на экономический ущерб в начале года позволяет мобилизовать инвестиционные ресурсы. Расчет ущерба региональной природоохранной организацией снизит возможность занижения фактического экономического ущерба, что наблюдается при расчете его предприятиями. Для полного устранения такой возможности нужно обязательно контролировать реальное выполнение предприятиями обязательств, взятых при покупке разрешений.

В случае выявления экологической экспертизой превышения величины фактического экономического ущерба по сравнению с принятыми обязательствами (правами на загрязнения) необходимо обязательно провести природоохранные мероприятия, устраняющие или компенсирующие ущерб окружающей среде. Величина штрафа должна быть больше оценки причиненного экономического ущерба или затрат на его полное предотвращение.

Случаи неисполнения предприятием обязательств должны снижать доступ к приобретению прав на экономический ущерб в дальнейшем, с тем чтобы выдавать нарушителям в следующем году меньше прав и, таким образом, заставить эти предприятия проводить природоохранные мероприятия с опережением, не допускать в дальнейшем превышения допустимого уровня загрязнения окружающей среды. Целесообразен также полный запрет приобретения в отдельных, наиболее тяжелых, случаях (например, при повторном нарушении природоохранных обязательств).

Предприятия могут продать права на экономический ущерб до выполнения природоохранных мероприятий, если считают это целесообразным. Предварительная продажа прав на экономический ущерб послужит для предприятия источником привлечения средств (инвестиций) на природоохранную деятельность. Для снижения трансакционных издержек по сделкам на вторичном рынке купли-продажи разрешений на экономический ущерб региональной природоохранной организации, осуществляющей первичную продажу прав, целесообразно заниматься и вторичной торговлей этими правами. Это целесообразно и с точки зрения экологического учета распределения прав предприятий на экономический ущерб окружающей среде, так как вторичная и последующая купля-продажа прав должна обязательно регистрироваться для контроля над экологической ситуацией и природоохранной деятельностью предприятий.

Региональная природоохранная организация, формирующая подобный рынок и регулирующая его, должна включать необходимые функциональные элементы - подразделения:
1) отдел, определяющий допустимый экономический ущерб, осуществляющий его оценку, устанавливающий порядок распределения и подготовку прав на экономический ущерб к продаже предприятиям;
2) отдел купли-продажи прав на экономический ущерб окружающей среде, в том числе отдел экономического банка, занимающийся операциями с экологическими ценными бумагами;
3) отдел аналитический и информационный, осуществляющий анализ функционирования рынка и предоставляющий информацию для компаний, пропагандирующий этот рынок клиентам-предприятиям;
4) отдел экологического фонда, оказывающего поддержку предприятиям в проведении экологических программ, в осуществлении предприятиями экологической деятельности и аккумулирующий средства, поступающие в отдел купли-продажи экологических ценных бумаг;
5) отдел экологического аудита, экологической экспертизы и контроля над деятельностью предприятий, в том числе по контролю и установлению банкротства по экологическим причинам;
6) отдел распределения поощрений эффективной эколого-экономической деятельности предприятий и ужесточения требований к предприятиям, снижающим уровень эколого-экономического развития в соответствии с эколого-экономическим мультипликатором.


Эта организация обеспечивает предложение экологических ценных бумаг - разрешений на экономический ущерб, подготавливает методологическую, институциональную, информационно-просветительскую базу для формирования рынка прав на экономический ущерб.

Природоохранная организация, ведающая вопросами формирования и функционирования регулируемо-рыночного механизма распределения прав на экономический ущерб окружающей среде, должна характеризоваться самостоятельностью, независимостью, усматривать своей целью осуществление природоохранных мероприятий на предприятиях и в регионе.

Органами, осуществляющими подготовку, проведение и контроль функционирования первичного и вторичного распределения (торговли) прав предприятий на экономический ущерб окружающей среде могут быть, например, региональные природоохранные органы, экологические банки, экологические фонды, биржи прав на экономический ущерб. Эти специализированные учреждения должны быть призваны, по нашему мнению, выполнять наряду с другими экономическими функциями роль инвестиционных институтов, связанных с экологическими ценными бумагами.

Предприятие может продавать свои права на экономический ущерб, наносимый окружающей среде, найденному им самим покупателю - другому предприятию, но с обязательным совершением и оформлением сделки через региональную природоохранную организацию как орган вторичного рынка купли-продажи этих прав.

Предприятие, желающее продать излишние права, но не желающее заниматься поисками покупателя, может продать их региональной природоохранной организации с обязательным обоснованием реального устранения экономического ущерба и по цене, предлагаемой региональной природоохранной организацией. Эта цена устанавливается вторичным рынком прав на экономический ущерб окружающей среде.

Покупателями прав на экономический ущерб окружающей среде могут быть и другие природоохранные организации, желающие вывести из оборота некоторое количество прав на экономический ущерб и улучшать экологическую обстановку за счет уменьшения фактического уровня загрязнения сверх установленных ранее государством норм.

На вторичном рынке предприятия могут продавать лишние или покупать необходимые права на экономический ущерб, а также обмениваться посредством купли-продажи различными видами ущерба. Например, одному предприятию более выгодно (с экономической, технологической и других точек зрения) снизить экономический ущерб, причиняемый его хозяйственной деятельностью воздушной среде. Другому предприятию, наоборот, выгоднее проводить мероприятия по уменьшению экономического ущерба, наносимого водному хозяйству. В этом случае им целесообразно поменяться соответствующими правами, чтобы общий экологический ущерб оставался на допустимом с экологических позиций уровне.

Проектируемый рынок купли-продажи экологических ценных бумаг предлагается считать новой разновидностью инвестиционного рынка, на котором объектом инвестиционного спроса являются права предприятий на экономический ущерб. Субъектами инвестиционного спроса выступают предприятия, а субъектами инвестиционного предложения - региональные природоохранные организации.

Экологические ценные бумаги - права на экономический ущерб - целесообразно выпускать именными. Предприятия, у которых к концу года остались "лишние" права на экономический ущерб окружающей среде, так как реальный эколого-экономический ущерб от их деятельности оказался меньше планируемого, могут продавать или продлить их и хранить в специальном экологическом банке по операциям с экологическими ценными бумагами. Накопление и хранение некоторого запаса прав предприятия на экономический ущерб окружающей среде в экологическом банке может служить своеобразным резервом с точки зрения страхования экономического ущерба и источником дополнительных средств (инвестиций), так как в дальнейшем возможно повышение цен на эти экологические ценные бумаги. Это возможно из-за возрастания экологического спроса в результате давления со стороны потребителей и природоохранных организаций, ухудшения экологической ситуации на рассматриваемой территории, ухудшения климатических условий, роста числа предприятий.

В отдельных случаях необходимо ограничивать свободный оборот прав на экономический ущерб окружающей среде. Так, один вид экономического ущерба (наносимый, например, водной среде) не может быть обменен на другой вид экономического ущерба, даже если их оценка имеет одинаковую величину, в заповедных и особо охраняемых зонах или при нанесении ущерба особо ценным, занесенным в "Красную книгу" представителям флоры и фауны.

Разновидностью особых именных экологических ценных бумаг могут являться винкулированные экологические ценные бумаги (по аналогии с винкулированными акциями), которые могут продаваться в третьи руки только со специального разрешения территориальной природоохранной организации.

Одной из главных целей менеджмента является мобилизация и рациональное использование ресурсов, чему и способствует предлагаемый механизм рынка прав на экономический ущерб. Рыночно-регулируемый механизм управления эколого-экономической деятельностью предприятия способствует мобилизации инвестиционных ресурсов на уровне предприятия и региональной природоохранной организации и повышению эффективности их управления, учитывает экономические и экологические условия функционирования предприятий и требования обеспечения экологической безопасности в регионе, снижает экологические риски. Он ориентирует предприятия на минимизацию издержек.

В таблице предложены показатели эколого-экономической деятельности предприятия. Они выступают в качестве научно-методических основ и инструментов практической реализации экономических инвестиционных механизмов и повышения эффективности регионального управления эколого-экономической деятельностью предприятия. Это является методической базой для совершенствования управления экономикой региона с учетом обеспечения экологической безопасности.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».