Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N4 / 2005

Корпоративные информационные системы на российских предприятиях: в чём проблемы?

Хапов Д.П.,

Автоматизация — одна из главных тенденций развития современного управления предприятиями. Нынешний уровень развития автоматизированных систем управления предприятиями можно обозначить как уровень интегрированного управления. В связи с этим в деловом и научном мире используется аббревиатура КИС — корпоративные информационные системы.

Корпоративная информационная система — это принадлежащая корпорации (предприятию) система, которая управляет корпорацией (предприятием) на базе единой модели, включающей все процессы и функции бизнеса, совершая автоматизированные операции с информацией в рамках полного управленческого цикла прямой и обратной связи.

Главный управленческий смысл КИС — управление более эффективным способом по сравнению с предшествующими инструментами управления предприятиями. Несмотря на то, что КИС по определению должны способствовать положительному развитию бизнеса, на практике очень часто оказывается наоборот: предприятия тратят большие деньги на приобретение и внедрение системы, но не получают ожидаемого эффекта.

Несмотря на это, предприятия все равно расходуют большие средства на покупку и внедрение КИС, обосновывая это «вынужденной стратегической необходимостью» [7], а проще говоря, необходимостью равного соперничества с конкурентами (особенно зарубежными), которые активно используют преимущества интегрированного автоматизированного управления.

Что имеется в виду, когда речь идет о неудачах внедрения и использования КИС? В первую очередь это увеличение, порой до бесконечности, сроков внедрения систем, внеплановое удорожание стоимости внедрения, неполная реализация (инсталляция) опций систем, слабое использование систем в эксплуатации, трудности развития систем, их обслуживания, низкая надежность. «По подсчетам самих разработчиков, в российских организациях к середине 2001 г. у фирмы SAP из 200 инсталляций системы R3 «работало» только 110, а у фирмы Baan это соотношение составило 44 к 21" [6]. Другой пример: «При автоматизации финансовой службы одного из крупнейших предприятий... за год работы из 237 реальных функций объекта [КИС] была реализована лишь одна — формирование и распечатка платежного поручения» [3].

Мной были собраны мнения российских экспертов в области автоматизации управления о причинах неудач применения КИС на российских предприятиях.

Г. Г. Верников полагает, что многие руководители не понимают: программное решение является лишь одним из кирпичиков будущей системы. Построение КИС — это серьезное изменение структуры предприятия, и «обойтись без перепроектирования отдельных бизнес-процессов нереально (хотя бы в силу того, что КИС сама по себе подразумевает внедрение новых правил архивирования и обработки информации)». Кроме того, программные комплексы, на которых базируются КИС, сложны, и зачастую заказчик выбирает не совсем подходящую ему систему. Существуют также заблуждения, создаваемые маркетинговыми материалами поставщиков. С необходимостью проведения комплекса работ по реорганизации бизнес-процессов предприятия при внедрении КИС согласен Г. Н. Калянов: «Внедрение ИИСУП без реорганизации автоматизируемых БП — не что иное, как возможность более эффективно делать неправильные вещи». Г. Н. Калянов также описывает ситуации неправильного выбора ИС, когда «выбор самого тиражируемого решения был осуществлен не на основании детальных функциональных требований к ИИСУП, а просто навязан поставщиком».

М. К. Ценжарик выделяет две проблемы КИС в России. Во-первых, непонимание того, что КИС — это сфера компетенции прежде всего менеджеров, а уж после — программистов. «На предприятиях, где создание или внедрение КИС целиком возложено на плечи компьютерщиков (системных администраторов), их успешное внедрение встречается довольно редко, прежде всего по причине недостаточной компетенции последних в вопросах управления предприятием. Более того, зачастую и менеджеры предприятия не обладают достаточными знаниями для установки КИС, поэтому привлекают специалистов консультационных компаний» [5, с. 131]. (Того же мнения придерживаются А. Березный и С. Дубовик [1, c. 38—42].) Во-вторых, трудности возникают при стыковке существующей на предприятии управленческой и организационной структуры со структурой КИС.

Г. А. Шепталин приводит статистику причин неудач проектов внедрения КИС: «невнимание руководства к проекту (40%); отсутствие четких целей проекта (17%); неформализованность бизнес-процессов на предприятии (14%); неготовность предприятия к изменениям (12%); нестабильность законодательства (6%); коррупция на предприятиях (5%); низкая квалификация кадров на предприятии (4%); недостаточное финансирование проектов (2%)».

Суммируя мнения экспертов, я классифицировал проблемы в соответствии с этапами проекта внедрения и эксплуатации КИС, на которых они возникают (проблемы разработки проекта, внедрения и эксплуатации), или в соответствии с этапами цикла управления проектом (проблемы целеполагания, планирования, организации и исполнения, контроля и регулирования, прямой и обратной связи).

Таблица

Классификация проблем управления внедрением и эксплуатацией КИС на российских предприятиях

 

Прямая связь

Обратная связь

Разработка проекта

"Концептуальная" проблема - проблема понимания менеджментом предметной области (цели, назначение систем, требования к системам, необходимость структурных изменений, невнимание к проектам)

Проблема компетенции (назначение технических специалистов для управления проектом, методические проблемы управления проектами, знания по инжинирингу)

Проблема выбора системы (как проблема выбора степени автоматизации, так и проблема выбора конкретного поставщика)

Проблемы заблуждений при выборе системы (трактовка маркетинговых материалов разработчиков, необходимость большого количества времени для ознакомления с системами)

Неформализованность бизнес-процессов, т. е. трудности для инжинирингового обследования предприятия.

Предварительная оценка эффективности

Внедрение

Проблема реализации соответствия структуры КИС и структуры предприятия

Сопротивление изменениям (сопротивление вообще и коррупция в частности)

Недостаточное финансирование

Проблемы проведения реинжиниринга - этим достаточно новым инструментом нужно уметь пользоваться.

Проблема оценки эффективности

Эксплуатация

Проблема развития системы (зависимость от поставщика, необходимость обновлений, адаптации системы к изменяющимся условиям, корреспонденция с ППП других производителей)

Проблема выделения факторов успеха/неуспеха

ЛИТЕРАТУРА

1. Березный А., Дубовик С. Управленческий учет: вопросы методологии и использования компьютерных информационных систем // Рынок ценных бумаг. — 1999. — № 9.
2. Верников Г. Г. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 2.
3. Калянов Г. Н. Построение интегрированных информационных систем управления предприятием на основе тиражируемого решения // Консультант директора. — 2000. — № 21.
4. Круглова Е. Проблемы создания корпоративных информационных систем // Консультант директора. — 1999. — №9.
5. Ценжарик М. К. Корпоративные информационные системы: перспективы для экономической науки и практики // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 1999. — Вып. 1.
6. Шепталин Г. А. Методологические проблемы внедрения информационных систем управления бизнес-процессами предприятия // Стратегическое управление ресурсами предприятия: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции (25-26 апреля 2003 г.) /Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003.
7. Mahmood M. A., Szewczak E. J. Measuring Information Technology Investment Payoff: Contemporary Approaches. — London: Idea Group Publishing, 1999.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».