Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N6 / 2005

Управление развитием сети Runet для инновационного развития науки и образования

Белковский А.Н.,

30 сентября в ИА ИТАР-ТАСС представители научных кругов, руководители российского образования и журналисты ведущих СМИ обсуждали достижения, недостатки и перспективы в развитии Runet - национального участка сети Internet. Участники сосредоточились на управлении развитием научно-образовательного сегмента Сети, который, на мой взгляд, является преувеличенно оптимистичным отражением состояния российских образования и науки.

Хэдлайнерами конференции стали веселые и компетентные академики - президент РНЦ "Курчатовский институт" Евгений Велихов и руководитель НП "Мир науки" Сергей Капица. Их поддержал известный остроумец, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман. (Он, в частности, картинно возмутился: "Мы собрались здесь, чтобы узнать, как академик Капица занимался контрабандой, а академик Велихов прогуливал учебу"). Вместе они смогли увести дискуссию из рамок зачитывания обязательных докладов, уже вывешенных в Сети, к живому общению о проблемах глобализации рынков образования, научных исследований и эволюции путей управления ими. Институциональные подходы к управлению российским участком самой стихийной экономической зоны мира олицетворяли руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский и Марина Солинова, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию.

История глобальной сети в нашей стране насчитывает 15 лет. Домен SU появился на свет в 1990 году, еще во времена СССР. Несмотря на то, что сейчас пользователем привычнее домен RU, советская зона и по сей день успешно развивается.

Первый отечественный проект подключения к Всемирной паутине (слово "сеть" тогда еще пристойно писали со строчной буквы) был создан в недрах Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. Он объединил физиков и программистов. 28 августа 1990 года был проведен первый сеанс телекоммуникационной связи с Финляндией по международному телефону - отечественные пользователи компьютеров впервые соединились с сетью Internet. Осенью 1990 года Ассоциация пользователей UNIX зарегистрировала "домен верхнего уровня SU для применения на территории СССР"<*>. Домен RU появился на свет много позже - в 1994 году, но развивался быстрее. На сегодняшний день в зоне зарегистрировано 400 000 доменов и 180 000 сайтов, а регулярно пользуются I-net 17 миллионов россиян. По сути, на наших глазах возникла и активно развивается новая промышленная отрасль.

<*> Домены SU существуют до сих, и число их владельцев неуклонно растет. По данным stat.nic.ru, количество зарегистрированных доменов второго уровня в зоне SU скоро достигнет 4500, а ежемесячно в этой зоне появляется около 150 новых доменных имен. Около 96% владельцев доменных имен являются резидентами Российской Федерации, из них 58% юридические лица.

Бурный количественный рост трансперсонального сознания по имени Internet в России связан прежде всего с удешевлением компьютеров на базе процессоров класса Pentium и постепенным охватом территории Родины телефонной связью. Антиномии развития глобальных коммуникаций ярко видны в сравнении двух чисел: 77% вузов располагают внутренними сетями с выходом в глобальную Сеть, но лишь для 20% студентов доступен неограниченный бесплатный трафик в стенах alma mater. По сути, право на получение и распространение информации ограничивается уровнем благосостояния (возможностью оплаты оборудования, программного обеспечения и услуг провайдера).

Государство пока не вмешивается в общее развитие Сети, но, как сообщил М.В. Сеславинский, зафиксировало приоритетные направления институционального управления этим феноменом. Ими, что отражено в федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002 - 2010 годы), являются внедрение ресурсов Internet в сферы образования и науки.

Например, государство оказывает поддержку открытой Internet-библиотеке М.Мошкова. "В Рунете сегодня существует 19 000 научных и научно-образовательных сайтов, среди которых можно найти примеры решения домашних заданий в начальной школе и практически моментальные публикации свежайших работ крупнейших научных центров", - пояснил Сеславинский. - "Это - не исчадье ада, а простая и незатейливая вещь: отражение реальной жизни. Поэтому в Internet и существует все.

Ограничения в Сети не нужны. Ограждение собственного интерфейса от нежелательной информации - вопрос к пользователю, потому что одна не хочет, чтобы ребенок играл в стратегические сетевые игры, а для другого важно контролировать доступ супруги в сетевые магазины модной одежды. Разработку сортировочного софта для модулирования персонального использования мы поддерживаем.

Преступную же деятельность нужно наказывать повсеместно и на улице, и в Сети. Однако если воруют в трамвае, это не ведет к необходимости запретить трамвай. Мы сегодня живем в другом, новом информационном мире, который невозможно сделать стерильным, который не нужно лишать уникального ресурса - высочайшей степени разнообразия". Очевидно, подобному информационному богатству грех пропадать втуне, поэтому руководители ФАО намерены использовать сеть Internet прежде всего для развития услуг дистанционного обучения. По их замыслу, это позволит демократизировать доступ жителей РФ к специальному образованию. Другой аспект, просто обязанный стать полем приложения усилий государства, - обеспечение гражданам равных прав доступа к глобальному библиотечному фонду и всемирному массиву баз научных и технических данных. Совершенно необходимо, чтобы в Сети разместились базы данных российских архивов, музеев, других образовательных и культурных учреждений.

По сравнению с мировым лидером, США, где дистанционно можно обучаться в двух сотнях университетов, наши успехи скромнее. "Однако для инновационного развития образовательной сферы уже создана национальная юридическая база, и главная сегодняшняя задача - установление соответствий ее с международными стандартами", - заметила М.В.Солинова. (Таким образом, стремление побыстрее войти в Болонский процесс очередной раз тормозит развитие национальных моделей образования). Среди сегодняшних лидеров отечественной площадки дистанционного обучения назывались Плехановская академия, РХТУ им.Менделеева, РУДН им. Патриса Лумумбы, МИЭМ, Новосибирский и Сургутский университеты. Но, специально подчеркнул С.П.Капица, дистанционное образование может лишь дополнять основное образование, поскольку годы пребывания в стенах научной школы и общения с коллегами не менее, чем непосредственное обучение, влияют на формирование специалиста.

Практически все участники дискуссии особо отмечали важность сети Internet для малого и среднего бизнеса. Прозвучало даже полемически заостренное наблюдение, что Сеть - экономическая основа малых и средних предприятий. С этим трудно согласиться, поскольку материальное производство в сети Internet пока невозможно, но как маркетинговая площадка и ресурс управления "паутина" очень перспективна.

ЕП.Велихов поделился размышлениями о пятнадцатилетнем пути развития сетевого научного сотрудничества. "Сегодня научная информация продуцируется с такой интенсивностью, что для ее полноценной обработки нужен объединенный интеллектуальный ресурс, соединенный в систему высококачественной коммуникационной сетью. Например, анализировать результаты работы международного термоядерного реактора стало возможным только после замыкания всемирного пояса оптиковолоконной связи, соединившего Россию, Китай, Нидерланды и США.

Важно и другое: сегодня через сеть Internet все человеческое сообщество, большинство членов которого формально не работники науки, могут участвовать в мировом научном процессе. Такая возможность гораздо важнее, чем часто об этом думают. Нам повезло, что сотрудник патентного бюро А.Эйнштейн смог опубликовать три статьи, которые перевернули мир. А ведь формально он был клерк, а не ученый. Проекты в Сети предлагаются, оцениваются и коллективно воплощаются без излишних проволочек и формальностей, а рецензентами выступает всемирное сообщество лиц, размышляющих над исследуемым явлением, притом все это происходит моментально. Это - новый образ жизни ученых. Иной, игнорирующий ресурсы "паутины" способ занятий наукой сейчас, наверное, невозможен.

Еще одно, личное, наблюдение. Во время учебы в вузе я редко ходил на лекции, предпочитая заниматься самостоятельно. Я много читал, но не все интересующие меня работы мог найти. Сегодня возможности для самообразования (а это - ключ в работе ученого) стали огромны, и остается лишь завидовать молодежи". Предупреждая возможное ворчание об открытии врат научного храма для шарлатанов и дилетантов, Велихов резонно заметил, что культурно пользоваться нужно любым коммуникационным средством, поскольку Internet в итоге соединяет не электронно-вычислительные машины, а мозги людей.

Добавлю, что информационный шум присутствует в любой системе носителей. Притом малое количество носителей не страхует от мощнейших выбросов недостоверных и даже лживых сведений. Точно также непосредственное участие очень крупных экспертов в работе по оценке значимости и достоверности артефактов не дает гарантий истины.

Например, в начале XX века каждый член мирового сообщества антропологов внимательно читал все специальные журналы, выходившие на планете. Вся же библиография отрасли умещалась в третьем томе "Руководства по антропологии" профессора Мартина и была многократно перечитана всеми учеными мира. Это никоим образом не помешало Чарлзу Доусону подложить в 1912 году пильдтаунского "эоантропа" в раскоп сэра Вудворта и барона де Шардена, а введенным в заблуждение Вудворту и стороннему эксперту Кизсу опубликовать о фальсификации солидные монографии. Позже маститые ученые построили оригинальную теорию антропогенеза, совершенно ошибочную и успешно просуществовавшую много лет.

С.П.Капица отвел Сети роль интерфейса между наукой и обществом. "Сейчас между ними понимания нет", - с горечью заметил академик. "Притом интерфейс подобного рода крайне важен при экспертизе и воплощении крупных научных проектов - обществу необходимо понимать, а не только знать, как влияет на мир человеческая деятельность. Это и есть важнейшая образовательная задача". "Однако", - продолжил он, "оптимизм внушает юный возраст трети обитателей Internet". Именно от них, по мнению Сергея Петровича, нужно попытаться узнать, что человечеству делать с "паутиной". "Человечество возникло как информационное сообщество. Информация стала для нашего биологического вида главным адаптивным ресурсом. Иначе сегодня на Земле жила бы сотня тысяч людей, точно также, как живет на планете сотня тысяч медведей.

Однако обилие информации - не самоцель. Этот ресурс нужно уметь перерабатывать и применять, то есть главное - не знание, а понимание. Мы с Велиховым в МФТИ разрешали пользоваться шпаргалками, зато запрещали студентам на экзаменах советовать друг другу. Оттого выпускники физтеха - чемпионы по востребованности в любой сегодняшней области деятельности. Сегодняшняя задача образования и заключается в формировании и, к сожалению, в сохранении понимания, опирающегося на информационный потенциал. Мало того, существует опасность утонуть в пучине непонятой информации, нравственно погрязнуть в трясине неосмысленных сведений". Сергей Петрович напомнил сказанное еще в 1965 году Алексеем Леонтьевым: "Избыток информации ведет к оскудению души".

Капица полагает, что, разрешив противоречия между скоростью накопления информации, развитием понимания и нравственным совершенствованием, мы сможем применить Всемирную паутину для ускорения формирования общечеловеческого сверхсознания.

Между тем, серьезными экономическими препятствиями в динамичном развитии российского сегмента сети (пока еще очень небольшого сегмента главной площадки мировой отрасли оказания информационных услуг) являются два обстоятельства. Во-первых, регулярно (и почти всегда бесплатно) подпитываясь информацией из Сети, Рунет возводит отсутствие цены ресурсного обеспечения и интеллектуальной собственности в ранг корпоративной идеологии. Это объяснимо, поскольку большая часть населения России по мировой классификации относится к бедным людям, а многие из 88 000 российских миллионеров сделали состояние, выработав устоявшуюся привычку не платить за используемые ресурсы или платить за них неполную цену. Теперь же, когда все больший кусок содержащейся в сети Internet информации становится платной, темпы роста национальной отрасли неизбежно упадут. Уменьшится и круг потенциальных потребителей. Вторая опасность - интеллектуальное пиратство и лояльное отношение к нему в нашем Отечестве. Реформированный за 80 лет большевистской риторикой национальный характер с трудом соглашается рассчитываться за материальные блага. За интеллектуальные, то есть идеальные, ресурсы и собственность мы, как настоящие материалисты, вряд ли начнем платить в ближайшие 10-15 лет<*>.

<*> Примерно столько осталось активно жить последнему поколению, воспитанному в атмосфере советской пропаганды.

Лояльность к пиратству осмысляется как левеллерство образца Робина Гуда и Ивана Болотникова. "Пиратство в образовательной сфере - благо. Раньше, когда я ездил на заседания Римского клуба, я вез друзьям русскую водку. Теперь я везу им диски с "Британикой". Они довольны - ведь у нас продают контрафактные диски стоимостью 30 рублей, а у них легальные издания по 300 долларов. А вся интеллектуальная продукция должна быть общедоступна". Этой репликой академик Капица подвел черту под интересным обсуждением развития образовательной и научной отраслей на платформе Всемирной паутины. Внутреннюю противоречивость ситуации с цивилизованным вхождением научного и образовательного сегментов Рунета в мировое информационное сообщество выпукло подчеркивали крупные рыжие тараканы, блуждавшие по конференц-залу ИТАР-ТАСС. Не менее крупные адреса официального сайта "Информационного телеграфного агентства России - Телеграфного агентства Советского Союза", которыми был испещрен задник зала собрания, логично заканчивались доменным именем СОМ.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».