Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N6 / 2005

Формирование системы управления инвестиционно-строительным комплексом пензенской области

Хрусталев Б.Б., Артамонова Ю.С.,

Переход России к рыночной экономике предполагает качественно новые аспекты формирования экономической деятельности строительных предприятий. Государственное управление экономическими процессами в строительстве все чаще переходит на региональный уровень.

В регионах с низкой деловой активностью и депрессивным характером развития, типичным представителем которых является Пензенская область, основные участники инвестиционно-строительной деятельности заняты решением локальных задач, действуют обособленно, в отрыве от общеотраслевых интересов, что снижает потенциал инвестиционно-строительного комплекса и, как следствие, инвестиционную привлекательность региона. Роль государства в инвестиционно-строительной деятельности отошла на второй план. Если раньше государство успешно совмещало функции заказчика, инвестора, застройщика, а иногда и потребителя строительной продукции, теперь на передний план выходят интересы частных инвесторов. Отсутствие у строительных предприятий государственных заказов вынуждает их вести борьбу за потребителя. Для привлечения покупателя строительные предприятия вынуждены повышать качество продукции, но отсутствие господдержки привело к тому, что износ основных фондов большинства строительных предприятий составил от 50 до 70%. Отсутствие общего информационного поля приводит к тому, что строительные предприятия не могут найти «своего» инвестора. Региональные органы власти не в состоянии уделять внимание развитию строительной отрасли в нужном объеме.

Ключевую роль в процессе инвестиционно-строительной деятельности играет строительное предприятие, поскольку именно оно производит конечную продукцию. В настоящее время большая часть строительных предприятий Пензенской области обладает неплохим экономическим потенциалом. Однако без эффективных механизмов взаимодействия строительного предприятия с другими участниками инвестиционно-строительного комплекса (ИСК), для которого нужна гибкая структура отраслевого управления, развитие комплекса является сложной задачей.

Инвестиционно-строительный комплекс в процессе своей деятельности ощущает влияние факторов макро-, мезо- и микросреды. С помощью метода экспертных оценок выделены три группы самых действенных из них: инвестиционные, территориальные и отраслевые. Основными названы региональная экономическая политика, инвестиционная привлекательность региона и входящих в ИСК отраслей, инновационный и кадровый потенциал комплекса, обеспеченность ресурсами, территориальное рассредоточение предприятий, мобильность, современные техника и технология, а также структура ИСК. Примерная структура ИСК области представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура ИСК с учетом смежных отраслей

Влияние вышеуказанных факторов, а также соприкосновение интересов основных участников инвестиционно-строительного процесса обусловливают развитие ИСК по четырем основным вариантам.

Инвестиционно-отраслевой вариант. В основе развития комплекса лежит отраслевой аспект. Вариант характеризуется устойчивой взаимосвязью частного инвестора и предприятий комплекса, интересы которых выходят на первый план. Развитие происходит на уровне организационно-экономических переделов в горизонтальном направлении. Стремлению владельцев частного капитала вкладывать средства в строительное производство препятствует отсутствие в регионе эффективно действующего информационного поля, поддержки региональных органов власти. Это зачастую не позволяет инвестору эффективно взаимодействовать со строительным предприятием. Следствием становятся низкие объемы инвестиций и потребность в рациональных вариантах взаимодействия со структурами власти.

Территориально-отраслевой вариант. Стабилизация ситуации происходит за счет устойчивой взаимосвязи между территориальными структурами власти и предприятиями строительного комплекса. Развитие происходит сверху вниз. Приоритетным является повышение инвестиционного потенциала ИСК, а следовательно, и региона. Основная масса инвестиций проходит через органы власти, которые берут на себя функции их перераспределения, разрабатывая и реализуя инвестиционные программы и проекты. Отличается высокими объемами государственных инвестиций, но требует привлечения и частных инвесторов.

Инвестиционно-территориальный вариант характеризуется стабилизацией ситуации за счет устойчивой взаимосвязи между структурами власти и частными инвесторами (совместные фонды, агентства, ассоциации, союзы). Стремление органов власти повысить инвестиционную привлекательность региона встречает отклик у частных инвесторов, желающих с выгодой разместить средства. Эффективность взаимодействия достигается применением залогово-гарантийного механизма обеспечения прав инвесторов. Вариант отличается средними объемами инвестиций. Отсутствуют рациональные методы взаимодействия с предприятиями инвестиционно-строительного комплекса.

Каждый из вышеуказанных вариантов не учитывает интересы трех сторон инвестиционно-строительной деятельности, которые учтены в четвертом варианте — комбинированном.

Комбинированный вариант сочетает достоинства трех предыдущих вариантов и характеризуется высокой эффективностью инвестиционных проектов. Отличается высокими и средними объемами инвестиций, стабилизацией ситуации рациональным взаимодействием всех участников инвестиционно-строительного комплекса. Развитие идет по территориальному, инвестиционному и отраслевому направлениям. Управление комплексом осуществляется на трех уровнях, представляющих собой иерархичную структуру системы управления.

«Управленческий уровень», в который входят министерства, департаменты, центры развития, отвечает за территориальное развитие региона. «Корпоративный уровень» — средний уровень иерархии управления. В него входят ассоциации, фонды, союзы, корпорации, холдинги. Выполняет координационные, коммуникационные функции, обеспечивает движение денежных и информационных потоков. Поддерживает инвестиционную составляющую развития ИСК. «Уровень предприятия» представлен организациями ИСК, каждое из которых занято решением локальных задач, что в совокупности обеспечивает отраслевое направление развития комплекса.

Развитие ИСК по комбинированному варианту помимо экономического позволяет достичь ряд дополнительных эффектов, которые не обеспечивает ни один из предыдущих вариантов. Это в первую очередь высокий социальный эффект, заключающийся в оздоровлении территории, создании новых рабочих мест, обеспеченности населения жильем. Природоохранный эффект — следствие применения новой техники и технологии. Итог — повышение инвестиционной привлекательности региона.

Вовлечение большего числа участников в инвестиционно-строительную деятельность позволяет комплексу развиваться по принципу эмерджентности, а значит, обеспечить интегральный эффект.

Рис. 2. Эффекты, получаемые на разных уровнях управления ИСК

Эффективность, получаемая ИСК, зависит от многих составляющих и описывается формулой:

Y = f (A, Х, P, R, V, I) ,  Ymax

где

А

вариант развития комплекса;

 

Х

факторы воздействия на комплекс;

 

P

 

потенциал комплекса;

 

R

 

ресурсы, необходимые для осуществления инвестиционно-строительной деятельности;

 

V

 

объем продукции, производимой ИСК;

 

I

 

привлеченные инвестиции.

 

Комбинированный вариант развития комплекса предпочтителен, поскольку в нем достижение максимальной отдачи обусловлено формированием эффективной системы управления деятельностью и развитием участников инвестиционно-строительного процесса.

Эффективное управление строительством или отдельным предприятием отрасли предполагает создание системы, воздействующей на управляемый объект и предполагающей создание организационной структуры, учитывающей интересы всех участников производства.

Управление состоит в воздействии управляющей системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), между которыми существует прямая связь и обратная связь. Под прямой связью нами понимается поток управляющей информации (управляющие воздействия), а под обратной связью — поток информации о состоянии объекта управления.

С точки зрения управления ИСК представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и социальных, организационно связанных между собой элементов. Он подразделяется на две крупные подсистемы — управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления), которые связаны информационными каналами. Управляемая подсистема — это внутренняя структура строительного производства, которая, в свою очередь, представляет собой единство технических, технологических, организационных, экономических элементов и связей между ними.

Управляющей подсистемой в данном случае является организационная структура управления инвестиционно-строительной деятельностью. Управляемой подсистемой является предприятие или группа предприятий ИСК, объединенных по какому-либо признаку.

Согласно системной модели организации Джейма Клоусона можно выделить шесть основных подсистем, необходимых для выживания и развития открытой системы. Для ИСК эта модель будет выглядеть следующим образом:


-

подсистема управления является органом, формулирующим цели, планы и средства контроля. Она отражает роль руководителей исполнительного уровня и представляет группу субъектов органов государственной власти;

-

подсистема адаптации отслеживает экономическую обстановку. Эта подсистема обеспечивает также соответствие строительной продукции меняющейся ситуации на рынке, а следовательно, выживание (информационные, консалтинговые, аналитические центры);

-

подсистема контроля поступлений в ИСК контролирует приток ресурсов — того, чем «питается» организация. К функциям этой подсистемы относятся обучение и повышение квалификации кадров, обеспечение строительного производства сырьем (учебные центры, вузы, ссузы, источники сырья, предприятия, производящие строительные материалы);

-

подсистема производства преобразует то, что поступает в ИСК, в строительную продукцию. Эту функцию выполняют строительно-монтажные организации (СМУ);

-

подсистема контроля оттоков связана с распределением строительной продукции (маркетинговые группы на строительных предприятиях, агентства поддержки бизнеса, органы управления — инициаторы проектов);

-

подсистема поддержки старается обеспечить эффективную совместную работу других подсистем: она поддерживает равновесие в комплексе, координируя все осуществляемые действия. Это различные агентства и центры поддержки инвестиций.

 

Под системой управления, в общем смысле, понимается такая система, в которой реализуются функции управления. Элементами такой системы прежде всего должны выступать: процессы, наличие цели, общая модель, объект и субъект управления, принципы управления, содержание (функции) управления, методы воздействия на процессы, средства воздействия.

Принципами функционирования системы управления будут выступать системность, комплексность, эффективность, оперативная обратная связь, конкретность, динамичность, устойчивость, непрерывность и обязательная взаимосвязь с интересами участников.

Содержание управления можно рассматривать по функциям и по процессам. По функциям: а) планирование и прогнозирование; б) организация деятельности; в) координация и регулирование системы управления; г) мотивация деятельности комплекса; д) стимулирование развития комплекса; е) учет, анализ и контроль деятельности.

Методы управляющих воздействий в системе управления развитием предусматриваются следующие: организационные, экономические, социальные. На рисунке 3 представлена система управления инвестиционно-строительным комплексом.

Рис. 3. Система управления инвестиционно-строительным комплексом по подсистемам

Средствами обеспечения управляющих воздействий на инвестиционно-строительный комплекс выступают научно-методическое и нормативно-методическое обеспечение функций управления; подготовка кадров управления создаваемой структурой с учетом специфики решаемых задач; подготовка предприятия и формальных участников к внедрению и адаптации системы управления созданного комплекса; создание внутри комплекса соответствующей экономической среды.

Одной из основных проблем эффективного управления инвестиционно-строительной деятельностью является отсутствие в Пензенской области единого информационного поля. Необходимо формирование внутри системы управления ИСК информационной системы, открывающей доступ к информационным ресурсам любому участнику ИСК.

При управлении инвестиционно-строительным комплексом необходимо добиваться максимального соответствия объекта и субъекта управления и, как следствие, повышения эффективности строительного производства, увеличения ввода в эксплуатацию строительных объектов и мощностей, а следовательно, и улучшения социального положения населения.

Основная задача регионального органа управления ИСК в современных условиях — создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

Применительно к строительству: активное влияние на процесс формирования производственной и инфраструктуры управления ИСК региона; формирование и проведение активной градостроительной политики в Пензенской области; создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства; активное формирование инвестиционной политики на территории региона.

В 2003 году была принята Инвестиционная стратегия Пензенской области, в которой одним из приоритетных направлений было названо развитие строительной отрасли и отрасли ПСМ, а также определены инвестиционные приоритеты этих отраслей. Были выделены три группы — А, В, С.

Отраслевые и производственные приоритеты группы А предполагают консолидацию «точек роста» и «отраслей роста» для обеспечения инвестиций в крупные, бюджетообразующие предприятия, принадлежащие к этим отраслям, а также создание новых предприятий. Концентрация средств на группе проектов А ИСК предполагает наибольший мультипликативный эффект и создает площадку для интенсивного роста экономики области и перехода региона к инвестиционному типу развития. К группе А относятся сельскохозяйственное производство, машиностроение, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов и конструкций.

Политика инвестирования связанных отраслей и создание упорядоченной сети инвестиционных проектов формируют инвестиционные приоритеты группы В. Группа В ИСК включает экономически эффективные проекты, предполагающие координацию с другими реализуемыми областными и межрегиональными планами. Проекты группы В не предполагают быстрой отдачи, но обеспечивают поддержание текущего экономического состояния. Основное направление — реструктуризация комплекса. В группу В вошли производство сельхозмашин для АПК, лесозаготовки, производство медикаментов.

Отраслевые приоритеты группы С предполагают создание условий для стимулирования высококонкурентных и самодостаточных отраслей экономики при условии обновления производственной инфраструктуры. Проекты группы С обладают инвестиционной привлекательностью в среднесрочной перспективе, но не приоритетны в силу недостаточной подготовленности рынков к их эффективной реализации и необходимости реформирования соответствующих секторов экономики. Они направлены на инвестиционное развитие комплекса. Это легкая промышленность, производство оборудования и комплектующих для автомобильной отрасли.

Особенностью ИСК является то, что его отрасли вошли во все три группы либо как основные (отрасль ПСМ относится к группе А), либо как смежные отрасли. Это происходит в связи с тем, что строительство обслуживает любую отрасль, для развития любого производства необходимо строить или реконструировать.

Поскольку развитие ИСК — важное направление региональной инвестиционной стратегии, необходимо создать в составе органов власти структуру, занимающуюся координацией инвестиционно-строительной деятельности. В настоящее время существующая структура исполнительной ветви субъекта федерации не в состоянии самостоятельно эффективно заниматься проблемами инвестиционно-строительной деятельности и привлекает для этого сторонних экспертов, поэтому имеет смысл создание отдельной структуры, занимающейся вопросами эффективной организации инвестиционно-строительной деятельности. Она должна будет аккумулировать различные ресурсы и перераспределять их с целью достижения максимального эффекта. Данная структура должна быть самостоятельной, независимой. Ее условно можно назвать Центр инвестиционного и инновационного развития (ЦИИР).

Целью создания ЦИИР является организация и управление инвестиционно-строительной деятельностью в регионе. Для этого ЦИИР концентрирует, создает и осуществляет оценку инвестиционных предложений в виде бизнес-планов. Инвестиционные проекты могут инициироваться тремя уровнями: федеральным в виде федеральных программ, региональным в виде инвестиционных программ регионального значения и частными лицами в виде отдельных инвестиционных проектов. Функции отделов Центра инвестиционного и инновационного развития представлены в таблице.

Таблица

Отдел

Функции отдела

Инвестиционно-информационный

* Осуществление связей с внешней средой.
* Создание бизнес-планов или строительных разделов бизнес-планов
* Поиск инвесторов для реализации бизнес-проектов.
* Поиск подрядчиков для осуществления строительства.
* Организация конкурсов и подрядных торгов.
* Поиск разработчиков инвестиционных проектов.
* Поиск площадок под строительство.
* Контроль процесса реализации инвестиционного проекта.
* Сбор и систематизация информации, касающейся инвестиционно-строительной деятельности в регионе, управление информационными потоками

Сметно-экономический

* Создание сметной документации и технико-экономического обоснования инвестиционно-строительного проекта.
* Проведение семинаров, курсов, лекций, конференций, симпозиумов в области строительства для повышения квалификации специалистов строительной сферы.
* Разработка предложений по совершенствованию сметно-нормативной и методической базы в области строительства.
* Оценка строительного бизнеса.
* Оценка сметной документации строительного проекта

Экспертизы строительных проектов

* Проведение экспертизы строительной части бизнес-планов.
* Оценка площадок под строительство

Строительного проектирования

* Создание строительных проектов.
* Контроль за ходом создания строительных проектов при условии их разработки третьими лицами.
* Создание строительных разделов бизнес-планов за исключением экономической части

Технический

* Техническое и программное обеспечение деятельности ЦИИР

Бухгалтерия

* Организация и ведение бухгалтерского учета в ЦИИР

 

ЦИИР оптимизирует систему организации и управления реализацией инвестиционного проекта, выявляя дополнительные резервы на отдельных звеньях цепи денежно-материальных потоков (сокращение затрат на поиск подрядчика для реализации проекта, нахождение новых рынков сбыта строительной продукции, аккумуляция ресурсов нескольких подрядчиков для повышения качества произведенной продукции и сокращения сроков строительства). Также ЦИИР способствует эффективной работе залогово-гарантийного механизма.

Система государственной власти через ЦИИР взаимодействует с каждым предприятием строительного комплекса, образуя множество связей с ИСК. Необходимо объединять строительные предприятия в различные ассоциации, союзы, что позволит использовать накопленный потенциал ИСК, снижать риски, получать достоверную информацию, оперативно реагировать на негативные тенденции и ситуации, возникающие в процессе инвестиционно-строительной деятельности, т. е. развитие должно идти в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Развитие в горизонтальном направлении для уровня предприятия — это создание отраслевого кластера, для корпоративного уровня — это объединение в холдинги, корпорации, союзы, ассоциации, создание межотраслевого кластера. Для управленческого уровня ударение должно быть сделано на развитии вертикального направления — укреплении интегративных связей, создании системы управления ИСК.

Система управления ИСК Пензенской области представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Система управления инвестиционно-строительным комплексом Пензенской области

В настоящее время инвестиционно-строительный комплекс Пензенской области развивается по первым трем вариантам в связи с неучетом территориальных особенностей региона, нерациональным использованием ресурсов, решением локальных задач на уровне предприятия, нестабильностью внешней среды, высоким риском в ходе деятельности, отсутствием системы управления комплексом. Но уже видны предпосылки перехода к четвертому, комбинированному варианту. В структуре правительства Пензенской области создан департамент строительства; сформирован Банк инновационных проектов, к которому имеют доступ частные инвесторы; действует Пензенское агентство инвестиций и развития, занимающееся развитием деловой среды и увеличением притока инвестиций в область; работает залогово-гарантийный механизм; планируется создание Центра инвестиционного и инновационного развития. По прогнозам, эффективная система управления инвестиционно-строительным комплексом будет создана в области уже к началу 2007 года и позволит повысить эффективность деятельности ИСК на 8—12% , что составит около 15 млн руб.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Асаул А.Н. Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях. Материалы сайта www.aup.ru.

2. Еремкин А.А. Выбор вариантов развития предприятий строительного комплекса в условиях реализации инвестиционных программ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. — Пенза, 2005.

3. Хрусталев Б.Б. Основные направления становления и эффективного развития рационального инвестиционно-строительного комплекса. — Пенза: ПГАСА, 2001.

4. Экономика строительства / Под ред. И.С. Степанова. — М.: Юрайт, 1998.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».