начальник отдела организации
учебно-методической работы
Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса
Процессы глобализации сфер производства и рынка труда, других сфер общественной жизни напрямую затрагивают сегодня сферу образования, в первую очередь высшего, что отражается в трансформации образовательных систем разных стран в единую, общеевропейскую. Процесс этот необратим и вынуждает вузы пересматривать концепции развития, принимать решения, обеспечивающие финансовую стабильность, и изменять, иногда коренным образом, подходы к управлению деятельностью учебного заведения.
В интеграционных процессах в образовании России можно выделить три направления:
- |
интеграция России в международную образовательную среду (Болонский процесс, Зальцбургский семинар, двухступенчатая система подготовки, модульная система);
|
-
|
межвузовская интеграция (сотрудничество и кооперация вузов по отдельным направлениям);
|
-
|
интеграция образовательных учреждений разного уровня (присоединение к вузу учебных подразделений иного образовательного уровня).
|
Интеграция образовательных учреждений разного уровня является одним из факторов выживания вуза в условиях постоянно обостряющейся конкуренции, вызванной, в частности, проводимой правительством реформой образования. Объединение под одной крышей не только различных направлений, но и различных уровней образовательной подготовки гарантирует вузу постоянный приток абитуриентов на образовательные программы СПО и ВПО.
При общемировой тенденции к снижению уровня государственного финансирования образование, образовательные программы требуют ежегодного увеличения объема вкладываемых средств и наращивания аудиторного фонда, обусловленного обязательной компьютеризацией учебного процесса. Предоставляя новые образовательные возможности, компьютеризация вузов требует периодических затрат на замену быстроустаревающего оборудования, постоянных затрат на сопровождение корпоративного программного обеспечения, администрирование и обеспечение безопасности локальной сети. Стоимость обучения одного студента каждый год возрастает. В создавшихся условиях учебное заведение вынуждено постоянно модернизироваться и искать подход к диверсификации доходов и пересмотру расходов. Как правило, в части, касающейся расходов учебного заведения, используется один из двух основных методов. Первый связан с прямым сокращением расходов по отдельным направлениям деятельности вуза, например, как показано в [1], сокращением расходов на коммунальные услуги и услуги связи в студенческом жилом комплексе. Второй — с продуманной диверсификацией расходов, при которой происходит планируемое распределение средств между направлениями деятельности вуза, являющихся на данный момент приоритетными. Такой подход требует применения концепций стратегического менеджмента как основы политической и организационно-финансовой деятельности руководства вуза, разработки новой системы комплексной оценки его деятельности (в частности, системы оценки и мониторинга качества образовательной деятельности).
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭ и С) — пример вуза интегрированного типа. В его состав входят несколько филиалов, представительств, учреждения начального, среднего общего и профессионального образования. В университете проводится большая работа по внедрению основных положений стратегического менеджмента во все формы деятельности. Целью политики, проводимой в университете, является перевод всех структурных подразделений университета на единую методическую и организационную основу, создание сквозных образовательных программ. Задачей управленческих структур университета является сохранение и увеличение контингента, объемов финансовых потоков при сохранении и даже улучшении качества образовательной деятельности.
Для обеспечения высокого уровня управляемости таким интегрированным учреждением требуются новые методы, стратегии и инструменты, способные учитывать особенности динамично меняющейся внешней среды и координировать цели, потребности и действия внутренней среды. Первым шагом на пути к эффективному управлению интегрированным учебным заведением является построение основанной на процессном подходе системы менеджмента качества (СМК) всей деятельности вуза. Следующим шагом — построение комплексной системы показателей процесса.
Система менеджмента качества должна охватывать все стороны жизни вуза. Не нарушая целостности системы, ее можно структурировать по видам деятельности и сформировать соответствующие подсистемы, в частности подсистему менеджмента качества образовательной деятельности. Данная подсистема наиболее важна, поскольку образовательная деятельность — это основной вид работы учебного заведения. Все остальные виды деятельности вуза в конечном счете работают на образовательный процесс. Качество образовательной деятельности вуза является основным объектом оценки при аттестации [2]. Согласно подходу, изложенному в Методике внешней экспертизы при аттестации высших учебных заведений, принятой ныне к использованию Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений [3], такая оценка проводится двояко: оценивается, с одной стороны, качество образования в учебном заведении как результат образовательного процесса, с другой стороны, качество образовательных услуг, предоставляемым учебным заведением. В терминах менеджмента качества оценивается качество продукта, получаемого на выходе процесса, каковым в данном случае являются выпускники вуза и качество самого процесса. Уже в подходе к оценке деятельности учебного заведения прослеживается уникальность образовательной системы. Как правило, результатом деятельности любого предприятия является в первую очередь продукт или услуга, процесс производства служит способом получения результата. В образовательной же сфере процесс представляется столь же важным, сколь и результат [4].
В любой системе проверки качества самым надежным способом является проверка соответствия конечного продукта заранее заданным критериям. Но это и самый дорогостоящий подход. В образовательном процессе такой подход невозможно использовать еще и потому, что обычно недоброкачественная продукция, выявленная на выходе, должна быть уничтожена или заменена, а для объективности результатов проверки потребуется немало лет. Выход один — контроль процесса для предотвращения производства некачественной продукции [5]. В образовательных учреждениях РФ в настоящее время активно идет процесс создания внутренних систем менеджмента качества [6, 7, 8], которые, как правило, включают подсистемы, соответствующие отдельным видам его деятельности и описываются с использованием процессного подхода. Разработка системы менеджмента качества хотя и ведется каждым вузом самостоятельно с учетом результатов стратегического анализа своей деятельности и выбранного плана перспективного развития, основана на базовых требованиях, предъявляемых к вузу государством.
В течение нескольких последних лет во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса ведется работа по созданию собственной системы менеджмента качества образовательного процесса, вобравшей опыт российского и зарубежного образования при управлении учебным процессом. На сегодняшний день есть элементы этой системы, важная группа которых непосредственно касается мониторинга комплексного информационно-методического обеспечения (КИМО) учебного процесса образовательных программ ВПО [9].
При создании системы менеджмента качества использовалась концепция процессного подхода. Согласно ей для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Любая деятельность, использующая ресурсы предприятия и управляемая для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует вход следующего [10]. Таким образом, управление организацией может основываться на управлении процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель, которая является целью нижнего уровня. Через ее реализацию достигаются цели верхнего уровня — цели организации. Анализ отдельного процесса и его взаимосвязей с другими позволяет выделить индивидуальное влияние и вклад в реализацию результатов деятельности, а управляя характеристиками процессов, можно целенаправленно влиять на конечные результаты [11].
Процесс представляет собой совокупность работ (функций), каждая из которых, в свою очередь, может являться процессом. Оптимизация лишь отдельных функций не может принести сколько-нибудь заметных результатов. Рассмотрение процессов как совокупности функций часто позволяет обнаружить, что некоторые из функций просто не нужны для получения конечного результата [12].
Процессы и связи между ними образуют модель вида деятельности или всей организации. Организация учебно-методической деятельности вуза также может быть описана как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых процессов, от которых в немалой степени зависят эффективность не только академической, но и экономической составляющих деятельности вуза. Следовательно, качество этой работы должно быть прогнозируемым и управляемым, а сам процесс формализован. Авторы указанных выше публикаций не рассматривают данный вид деятельности как бизнес-процесс, отводя ему вспомогательное место. Как основной довод выставляют факт, что учебно-методическая продукция вуза малотиражна и не может приносить ощутимой прибыли вузу. Например, в [11] учебно-методическую продукцию предлагается рассматривать как продукцию для внутреннего потребления и, следовательно, не нуждающуюся в выделении отдельного бизнес-процесса, в отличие от библиотечной работы вуза. В [13], выделяются три ключевых процесса:
1. Разработка и реализация учебной программы.
Данный процесс включает разработку учебного плана и обучение (учитывая наличие и использование помещений и материальных ресурсов).
2. Набор студентов и оценка результатов их работы.
Данный процесс включает вопросы, связанные с набором студентов, их предварительным ознакомлением и проведением экзаменов (рассмотрение апелляций и жалоб).
3. Набор персонала и повышение квалификации.
Данный процесс включает вопросы, связанные с набором, повышением квалификации и контролем деятельности персонала.
Как видим, авторами учебно-методическая деятельность вуза в качестве отдельного процесса не рассматривается в принципе. С этим нельзя согласиться. Создание учебно-методического обеспечения учебного процесса — это процесс, выходная продукция которого является входной для целого производственного цикла (издательство, типография, центр тестирования). Он затрагивает работу большинства структурных подразделений вуза, в том числе библиотеку, и является зачастую определяющим фактором качества организации образовательного процесса и качества знаний выпускников вечерней, заочной и дистанционной форм обучения. Значение данного вида деятельности возросло также в связи с неуклонным сокращением аудиторной нагрузки, усилением значения самостоятельной работы студентов [14].
Учебно-методическая деятельность — это процесс, являющийся определяющим для мониторинга качества содержания образовательных программ, соответствия этого содержания требованиям ГОС, контроля уровня преподавания и качества подготовки специалистов [15], обеспечения государственных требований к уровню методической обеспеченности учебного процесса (рис. 1).
Рис. 1. Управление качеством учебного процесса
Кроме того, результат учебно-методической деятельности кафедр является входом для другого процесса — библиотечной деятельности вуза, которая признается процессом в большинстве статей, посвященных вопросам организации и функционирования систем менеджмента качества в вузе. Процессы библиотечного, учебно-методического и информационного обеспечения образовательной деятельности являются совместной, взаимодополняющей работой библиотеки вуза и кафедр. Для реализации совместной деятельности необходима четкая организация их взаимодействия и продуманная концепция развития библиотечного фонда, оптимизация использования выделяемых государством средств для гарантированного получения положительной динамики увеличения количества единиц фонда и улучшения его качества. Формирование библиотечного фонда, в том числе на электронных носителях, можно изобразить схематически в следующем виде (рис. 2):
Рис. 2. Схема комплектования библиотечного фонда вуза
Из схемы видно, что библиотечная деятельность — часть работы по организации эффективной учебно-методической деятельности вуза.
Учебно-методическая деятельность вуза связана сегодня и с использованием информационных технологий, разработкой собственного или покупкой готового программного обеспечения, созданием локальной компьютерной сети вуза и выходом в Интернет, поддержкой информационных ресурсов — вузовских сайтов и порталов. Это не просто один из видов (процессов) деятельности вуза, это процесс финансово затратный (в первую очередь это капитальные затраты). Доходность же этой деятельности, действительно, не всегда поддается непосредственному подсчету, являясь скрытой формой доходности, и вряд ли подлежит учету в большинстве вузов. Правильная организация и эффективное управление этим процессом — учет затрат и рисков, оптимизация самого процесса может привести к успеху.
Система менеджмента качества вуза должна опираться на комплексную систему показателей процесса, которая включает совокупность финансовых и нефинансовых показателей, необходимую и достаточную для оценки качества каждого из процессов. При этом необходимость подразумевает, что системой должны быть учтены все ключевые параметры процессов, а достаточность требует разумного ограничения количества показателей, не позволяющего появляться ненужному избытку информации. Инструментом управления, который должен замкнуть контур управления вузом, с нашей точки зрения, является контроллинг (рис. 3). При этом место «СМК вуза» на рис. 3 может занимать и один из процессов СМК, в нашем случае процесс учебно-методической деятельности образовательного учреждения.
Рис. 3. Контроллинг в системе менеджмента качества вуза
Представление о контроллинге как самостоятельном методе управления появилось сравнительно недавно, быстро нашло своих поклонников и оппонентов. Термин до сих пор не устоялся. Рассмотрение истории происхождения термина, принятых в настоящее время классификаций и способов применения контроллинга на предприятиях различных организационных форм и форм собственности достойно отдельной статьи. Поэтому в данной работе приведем определение контроллинга, показавшееся наиболее удачным в приложении к проблемам управления интегрированным учебным заведением. Итак, под контроллингом будем понимать ориентированную на достижение целей интегрированную систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия [16]. Различают стратегический и оперативный контроллинг. Стратегический контроллинг ориентирован на долгосрочные перспективы. Объектами контроля (контролируемыми величинами) являются цели, стратегии, потенциалы и факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия [17]. Основной задачей стратегического контроллинга в вузе является достижение и корректировка стратегических целей организации. Контроль выполнения и корректировка поставленных задач, выбор, изменение методов и технологий их достижения — задача оперативного контроллинга. Как известно, постановка задачи является входом для одного или нескольких процессов, а результат выполнения процесса или последовательности процессов есть результат поставленной задачи. Следовательно, в первую очередь оперативный контроллинг занимается контролем и оценкой входов и выходов процессов, на основании которых делает вывод о качестве самого процесса. Но образовательное учреждение — это учреждение особого типа.
СМК вуза подразумевает не только контроль качества входной и выходной продукции, но и контроль протекания самого процесса, так как образовательный процесс длителен во времени и многофункционален. Так, кроме собственно образовательной функции образовательный процесс имеет еще и воспитательную, социальную и другие функции, параметры которых являются нефинансовыми показателями процессов, описывающих образовательную деятельность вуза. Кроме того, уже упоминалось, что плохое качество конечного продукта образовательной деятельности вуза нельзя исправить или отбраковать на выходе, то есть комплексная система показателей должна применительно к СМК вуза содержать показатели, значения которых получаются как результат мониторинга образовательного процесса и его составляющих. Оперативный контроллинг мониторингом, контролем и анализом текущих параметров развития организации позволяет достигать стратегических целей образовательного учреждения (рис. 4), а также способствует внутренней интеграции учебных подразделений и оптимизации функциональных составляющих управления образовательным учреждением.
Рис.4. Место контроллинга в СМК вуза
Система менеджмента качества, в частности основанная на процессном подходе, должна максимально учитывать требования и ожидания всех заинтересованных сторон [18]. Для системы менеджмента качества вуза это положение стандарта ИСО 9000 особенно актуально — общественная значимость результатов образовательной деятельности учебных учреждений очевидна. Просчеты и ошибки, допущенные при оказании образовательных услуг, могут вызвать непредсказуемые последствия для региона, если речь идет об отдельном вузе, и страны в целом, если политика государства в области образования окажется несостоятельной. Поэтому комплексная система показателей процесса в СМК должна включать показатели, отражающие систему ценностей всех заинтересованных сторон. Заинтересованной стороной в качестве образовательного процесса образовательного учреждения (ОУ) являются студенты и их родители, преподаватели и сотрудники вуза, работодатели, государство и общество. Попробуем привести данную классификацию в соответствие с используемой в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000 — 2001 и в статье [17]. Независимо от того, государственным или негосударственным является образовательное учреждение, требования каждой из заинтересованных сторон совпадают (табл. 1).
Таблица 1
Требования заинтересованных сторон к функционированию и результатам деятельности ОУ
Заинтересованная сторона
|
Предъявляемые требования
|
Отношение с ОУ
|
ГОСТ РИСО 9000—2001
|
ОУ
|
|
|
Владельцы
|
Высшее руководство ГОУ или владельцы негосударственного ОУ
|
Сохранение бизнеса
Окупаемость инвестиций
Рост прибыли
Увеличение доли рынка
Создание положительного
имиджа ОУ
|
Могут являться инвесторами
|
Потребители
|
Студенты
|
Качество образовательной услуги
|
Договор об оказании услуги
|
|
Родители студентов
|
Качество предоставления услуги
Качество продукции как результата услуги
Цена услуги
Окупаемость инвестиций (востребованность продукции на рынке труда)
|
Могут являться инвесторами
|
|
Работодатели
|
Качество продукции как результата образовательной услуги
Окупаемость инвестиций (востребованность продукции на рынке труда)
|
Могут являться инвесторами
|
Работники
|
Преподаватели как потребители промежуточного продукта
|
Качество образовательной услуги
|
Трудовой договор
|
|
Сотрудники как пользователи результатов деятельности организации
|
Карьерный рост
Стабильность и рост оплаты труда
Социальные гарантии Безопасность труда
|
|
Поставщики
|
Преподаватели как производители промежуточного продукта
|
Стабильность
Востребованность оказываемой услуги
|
|
Партнеры
|
Государство в лице МОН РФ
|
Окупаемость инвестиций
|
Основной инвестор ГОУ
|
Общество
|
Общество
|
Стабильность, безопасность и улучшение условий жизни
Духовное развитие и здоровье нации
Экономическое и социальное развитие региона
|
|
Система показателей должна отражать деятельность предприятия как систему взаимосвязанных процессов, нацеленную на удовлетворение требований различных заинтересованных сторон, и включать показатели, позволяющие оценить всю деятельность в комплексе с учетом степени удовлетворенности различных групп, заинтересованных в успешной работе предприятия [19].
В частности, важно иметь показатели окупаемости вложенных инвесторами средств. Применительно к вузу инвестиции — это вложения в развитие отдельных направлений образовательной деятельности самим вузом, государством и потребителями образовательных услуг — студентами, родителями студентов, заинтересованными работодателями. У любых инвестиций есть два ключевых показателя — доходность и риск. Они напрямую зависят от вида инвестиций и от того, удачно ли они вложены. Вуз вынужден заботиться о доходности своей деятельности, не может позволить себе предсказуемо неудачных инвестиций (например, открытие нерентабельных образовательных программ), так как отсутствие стабильного дохода может привести к прекращению деятельности вуза и скажется на качестве предоставляемых образовательных услуг.
Для создания комплексной системы показателей, оценивающих функционирование СМК и связи между отдельными ее элементами, необходимо определить, а затем минимизировать список показателей. К процессу составления первоначального списка показателей могут быть привлечены все заинтересованные стороны, а именно работники, работодатели, студенты и администрация ОУ. Требования государства будут представлены требованиями к комплексной оценке деятельности интегрированного учебного заведения. Трудность представляет разработка стандартов деятельности процессов, то есть установление эталонных значений (приемлемого диапазона значений) для выделенных показателей того или иного процесса. Не надо забывать, что в ряде случаев важно не столько само значение показателя, сколько одинаковая оценка значения этого показателя различными целевыми группами (качественные показатели) или не столько абсолютное значение показателя, сколько его относительное значение, позволяющее проследить состояние процесса в динамике или сопоставить полученное значение с другими показателями процесса (количественные показатели). Отдельные показатели, как количественные, так и качественные, могут ничего не значить вне рассматриваемой системы показателей.
Научная область, изучающая методы количественной оценки качества продукции и рассматривающая оценку качества как динамическую категорию, называется квалиметрией. Основной задачей квалиметрии считается определение, обоснование и оптимизация номенклатуры показателей качества, которая позволяет получить информацию о качестве объекта на любой стадии его жизненного цикла [20].
В статье «Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиниринг учебного процесса» [21] предложена простая, понятная и эффективная методика количественной оценки качества образовательной услуги различными целевыми группами. Речь идет о показателях качества, имеющих числовые значения. Даже значениям такого показателя, как удовлетворенность оказанной услугой, может быть поставлена в соответствие шкала значений, характеризующих степень удовлетворения. На основе предложенной в статье [21] методики можно:
1) выявить текущие и потенциальные требования к качеству образовательного процесса, содержанию и уровню знаний со стороны различных заинтересованных групп;
2) выявить значение рассогласования мнений по оценке каждого требования (показателя) между этими группами;
3) определить мероприятия по изменению деятельности вуза, уменьшающие выявленные рассогласования между значениями показателей.
Еще одним признаком для классификации показателей СМК могут служить единицы их измерения. Только с введением единицы измерения можно сводить отношения между свойствами объектов к отношениям между числами, которые устанавливаются в результате абстрагирования от их природы [22]. (Например, в качестве классификационного признака можно использовать денежные единицы.) В деятельности любой организации выделяют финансовую и нефинансовую стороны. При таком подходе все показатели можно поделить на финансовые и нефинансовые. Финансовые показатели — это количественные показатели. Их значения вычисляются по формулам. Нефинансовые показатели могут быть как количественными, так и качественными (степень удовлетворения результатом процесса заинтересованных сторон, своевременность получения результата, количество затраченных ресурсов).
Учет затрат на каждый из процессов СМК не всегда поддается точному или полному анализу. Это связано с большим количеством связей между выделенными процессами и не всегда детерминируемому влиянию этих связей на процессы. В качестве примера рассмотрим процесс учебно-методической деятельности, выделенный в СМК образовательного учреждения. Основные категории затрат для данного процесса, финансовые и нефинансовые показатели, поставленные им в соответствие отображены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели затрат процесса «Учебно-методическая деятельность ППС ОУ»
Категория затрат
|
Финансовые показатели
|
Единица измерения
|
Нефинансовые показатели
|
Единица измерения
|
Время
|
–
|
–
|
Время процесса
|
Семестр
Учебный год
Час
Академический час
Человеко-часы
|
Персонал
|
–
|
–
|
Количество подразделений, вовлеченных в процесс
|
Штуки
|
|
Затраты на оплату труда
|
Рубли
|
Количество сотрудников, вовлеченных в процесс
|
Человек
|
Оборудование
|
Затраты на приобретение
|
Рубли
|
Количество единиц оборудования
|
Штуки
|
|
Затраты на эксплуатацию
|
Рубли
|
–
|
–
|
Здания, сооружения
|
Затраты на эксплуатацию
|
Рубли
|
Аудиторный фонд
|
м2
|
Материальные ресурсы, в том числе расходные материалы
|
Затраты на приобретение
|
Рубли
|
Количество ресурса каждого вида
|
Штуки
|
Обеспечивающие ресурсы (коммунальные, связь, сеть)
|
Затраты на оплату пользования
|
Рубли
|
Количество единиц ресурсов
|
Штуки
|
Особенность образовательной организации — наличие сразу нескольких жизненных циклов продукции, единицей измерения которых является время. Продукт, получаемый ОУ в результате основной образовательной деятельности, может жить от нескольких недель до нескольких лет. Это прямо зависит от протяженности образовательных программ (основных или дополнительных). Если говорить о высшем профессиональном образовании, то законом об образовании длительность образовательных программ определяется:
1) присваиваемой на выходе квалификацией: бакалавр — 4 года, специалист — 5 лет, магистр — 6 лет;
2) формой, технологией обучения.
Кроме того, деятельность самого образовательного учреждения имеет внутренний жизненный (производственный) цикл, который не совпадает с общепринятым жизненным циклом производства продукции большинства предприятий. Как известно, единицей измерения производственного цикла ОУ является учебный год, который начинается в сентябре и заканчивается, как правило, к июлю. Он делится на два семестра. Планирование и отчетность по всем видам деятельности ОУ за исключением его финансовой компоненты осуществляется за эти периоды. Любая трудовая деятельность коллектива ОУ традиционно нормируется в часах (согласно трудовому законодательству) и академических часах (продолжительность занятий, экзаменов).
К материальным ресурсам можно отнести приобретаемые библиотекой ОУ учебные, научные, периодические и художественные издания, электронные учебные ресурсы (видеоматериалы, электронные учебники, контрольные педагогические материалы) и создаваемые ППС ОУ учебные, научные полиграфические и электронные учебные ресурсы.
Во ВГУЭиС идея контроллинга учебно-методической деятельности вуза частично воплощена в интегрированной информационной «Системе управления базой данных учебно-методического и библиотечно-информационного Обеспечения» (СУМБО), разработанной на основе сетевой информационной модели БД методического обеспечения. Необходимость создания системы вызвана глобальностью поставленной нами перед собой задачи и разнообразием образовательных программ нашего университета. Создание СУМБО значительно облегчило задачу перспективного планирования нагрузки преподавателей, давая объективную картину не только обеспеченности отдельных дисциплин, но и готовности к началу учебного года каждой кафедры и всего университета. Сетевая модель учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения образовательного процесса, на основе которой реализована СУМБО, отражает информацию об образовательных программах, соотнесена с дисциплинами учебных планов всех специальностей.
Мониторинг невозможен без обеспечения достоверности, актуальности и полноты всех видов данных о библиотечно-информационном и учебно-методическом обеспечении в СУМБО: фактических, статистических, аналитических. Система позволяет вести учет постоянно пополняющихся библиотечных фондов и методической обеспеченности учебной литературой основных и дополнительных образовательных программ университета механизмами, заложенными в СУМБО, планировать комплектование библиотечного фонда на основе автоматически формируемых аналитических и статистических отчетов. Технологические решения этой проблемы состоят в обеспечении динамической связи БД методического обеспечения с БД учебных планов, Internet-репозиторием учебных ресурсов, электронным каталогом библиотеки, корпоративной информационной системой «Контингент», содержащей информацию о структурных подразделениях и контингенте студентов и сотрудников университета. Был также создан ряд организационных механизмов, обеспечивающих оперативность обновления информации. Для этого разрабатываются регламенты внесения и корректировки информации для всех категорий пользователей, права доступа которых предполагают возможность корректировки данных в СУМБО. Функционирование СУМБО (рис. 5) в части формирования статистических отчетов об обеспеченности образовательных программ и их элементов, обеспеченности дисциплин по каждой из кафедр и в целом по университету основано на алгоритмах расчета, разработанных в университете.
Рис. 5. Схема функционирования СУМБО.
Существование четырех подсистем СУМБО («Редактор», «Учебное подразделение», «Обучаемый», «Преподаватель») отражает концепцию распределенного доступа к информационному корпоративному ресурсу и обеспечению необходимых функциональных возможностей каждой из категорий пользователей СУМБО.
Разработанная система СУМБО позволяет осуществлять контроллинг отдельных нефинансовых показателей процесса учебно-методической деятельности СМК университета, принимать обоснованные решения при планировании, обеспечивать доступ к необходимой информации всем субъектам образовательного процесса. Контроллинг нефинансовых показателей данного процесса СМК (востребованность созданного ресурса, удовлетворенность заинтересованных сторон) осуществляется через еще один информационный ресурс университета — Internet-репозиторий учебных ресурсов ВГУЭС. Контроллинг финансовых показателей процесса осуществляется с использованием специализированного программного обеспечения. СМК ВГУЭС находится на этапе становления, но и уже действующий вариант СМК позволил значительно улучшить организацию процесса учебно-методической деятельности университета и выходные показатели качества этого процесса.
Условием создания и успешного функционирования СМК вуза или его отдельных процессов является:
1) выделение отдельных бизнес-процессов СМК в соответствие со стратегическим планом развития вуза;
2) создание комплексной системы показателей выделенных процессов;
3) использование контроллинга как инструмента мониторинга, анализа и оценки качества;
4) автоматизация контроллинга нефинансовых и финансовых показателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Академический капитализм» и создание профсоюзов преподавателей в университетах США (обзор) // Экономика образования. — 2004. — № 4 (23). — С. 94—95.
2. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (от 4 марта 1996 г. № 1046).
3. Методика внешней экспертизы при аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования (утверждена председателем Госинспекции по аттестации учебных заведений России 20 декабря 2001 г.).
4. Голиков С.Ю., Мартыненко О.О., Кононова О.В., Садон Е.В., Шабаева В.Е., Мартыненко Ю.А. О системе управления качеством учебно-методического обеспечения образовательных программ вуза // Тезисы докладов V межрегиональной научно-методической конференции «Мастерство педагогического труда в высшей школе» / Дальневосточная академия государственной службы. — 2003. — С. 40.
5. Роджерсон Дж. Х. Использование аудита при проверке качества образовательных программ // Качество. Инновации. Образование. — 2002. — № 3. — С. 61—64.
6. Солнцева Я. Уровни менеджмента в вузе // Высшее образование в России. — 2002. — № 2. — С. 3—5.
7. Востриков А.С., Пустовой Н.В., Афанасьев Ю.А. Система менеджмента качества в техническом вузе. Опыт Новосибирского государственного технического университета // Университетское управление. — 2003. — № 2 (25). — С. 78—85.
8. Процесс — Болонский, семинар — Зальцбургский, университет — Челябинский. Подготовлено: Е. Колесник, А. Панферова // Университетская набережная. — 04.02.2004. — Вып. 664. Материалы сайта www.un.csu.ru/gazeta/11/204
9. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса: Сборник. Ч. 1. — Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2004. — 216 с.
10. ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 21 с.
11. Кошкарева Н.В., Левшина В.В. Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза. // Качество. Инновации. Образование. — 2004. — № 1. — С. 42—48.
12. Безъязычный В.Ф., Киселев Э.В. Возможности использования процессного подхода при системном управлении качеством. Качество. Инновации. Образование. — 2003.— № 2. — С. 23—27.
13. Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке учебной деятельности высшего учебного заведения. — 3-е изд., испр. и доп. — М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 22 с.
14. Мартыненко О.О., Кононова О.В., Шабаева В.Е. Система мониторинга и управления качеством учебно-методическим обеспечением вуза // Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Красноярск, 24—26 марта 2004 г. — Красноярск, 2004. — С. 43—44.
15. Фалько С.Г., Расселл Кейт А., Левин Л.Ф. Контроллинг: национальные особенности — российский и американский опыт // Контроллинг. Технологии управления. — 2003. — № 2. Материалы сайта www.intelcont.ru
16. Скляр Е.Н., Зверкович И.О., Хрычикова Т.Д. Теоретические основы формирования системы интегрированного контроллинга на промышленном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. —2005. — № 2. — С. 9—15.
17. ГОСТ Р ИСО 9000—2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во Госкомстандарта, 2001.
18. Асташова Ю.В., Демченко А.И. Показатели процесса в системе менеджмента качества // Менеджмент в России и за рубежом». — 2005. — № 1. — С. 86—97.
19. Еленева Ю.А., Просвирина М.Е. Теоретические основы создания методов оценки систем менеджмента качества организации// Качество, инновации, образование. — 2003. — № 3. С. 9—16.
20. Зонова А.В., Стариков А.И. Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиниринг учебного процесса // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 4. — С. 123—127.
21. Идиатулин В.С. Методология и квалиметрия обученности // Качество, инновации, образование. — 2005. — № 2. — С. 42—51. |