Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2008 год | Статьи из номера N2 / 2008

Мотивация и стимулирование труда работников на промышленных предприятиях

Солодянкина О.В.,

канд. пед. наук, доцент кафедры "социальная работа"
ГОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"

Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Когда человек начинает ощущать какую-либо потребность, у него возникает устремленность к достижению той цели, посредством которой он может удовлетворить эту потребность.

Мотивированный труд можно рассматривать как систему, в которой взаимодействуют следующие элементы: потребность; труд как деятельность, как поисковая активность; соотношение затрат и получаемой выгоды от труда (оно должно быть в пользу труда); эмоции, субъективные переживания в процессе труда; установки в поведении работников как направленность любых проявлений психики и поведения; условия жизнедеятельности - внутренние и внешние; идеалы человека, его интересы как формы проявления потребности, обеспечивающие направленность личности на определенные блага.

Для мотивации труда, для обеспечения необходимого уровня трудовой активности администрации предприятия необходимо: определить набор благ, который будет положен в основу мотивирования работников. Этот набор должен отражать все основные потребности и интересы человека. Все блага записывают в форме льгот, преимуществ, видов поощрения в правила внутреннего трудового распорядка учреждения и закрепляют в других локальных нормативных правовых актах. Нужно конкретизировать виды трудовой деятельности, которые необходимы учреждению и которые целесообразно мотивировать. Непременно стоит увязать виды деятельности с набором благ, льгот и преимуществ; организация труда должна быть такой, чтобы убедить работника в возможности удовлетворить свои интересы с доступными для него издержками: физических и моральных сил, времени, возможностью восстановить трудоспособность. При приеме на работу нужно выяснить, насколько работник подвержен мотивированию, насколько он социализирован, выяснить систему его ценностей. Доходы работника в учреждении в идеале должны быть достаточными, чтобы покрывать все его расходы.

Мотивирование труда включает и стимулирование, т.е. создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее установленных показателей. Стимулирование труда - это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации работников. Вместе с тем оно несет в себе нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.

Система морального и материального стимулирования труда на предприятиях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работников, и как следствие, повышение эффективности труда, его качества. Л.?Якокка писал: "Когда речь идет и том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей". Человечество накопило немало форм, систем, методов стимулирования работников".

Опыт работы В.В. Травина и В.А. Дятлова позволил сформулировать ряд практических рекомендаций для организации стимулирования работников на предприятии.

Практические рекомендации по повышению стимулов к труду

Содержание рекомендации

1

2

Учреждение приза «Здоровье»

В учреждении в течении года ведется учет заболеваемости ОРЗ и заболеваниями, близкими к нему по тяжести и последствиям. При подведении итогов призами награждаются работники, которые меньше всех отсутствовали на работе из-за болезней, что дает ощутимую выгоду учреждению

Введение системы сдвинутого графика работы

Работники учреждения имеют возможность в течение недели (месяца) свободно распоряжаться своим рабочим временем, что удобно в быту, устраняет излишнюю напряженность на производстве в связи с невозможностью в нужное время решить свои бытовые проблемы, снимает проблему «самоволок» и скрытую потерю рабочего времени

Премирование временем

Работникам предоставляется возможность выполнить положенную норму в то время, в которое они способны это сделать. Излишки рабочего времени работник может использовать по своему назначению

Введение платы за любое рационализаторское предложение

Принимаются все предложения и сразу выплачивается небольшое вознаграждение

Программа «Имидж учреждения»

Специальная программа по повышению имиджа учреждения, достигаемая рекламой в городе и через специальные атрибуты: спецодежду, фирменные знаки, акции милосердия, спортивные команды

Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства

Конкурсы проводятся по отдельным массовым профессиям. Призер получает крупный приз и становится известным всему коллективу

Неформальное общение в коллективе

Практикуются регулярные неформальные встречи коллектива вне работы, которые сплачивают коллектив, позволяют поднять престиж формального лидера

Использование системы профессионального продвижения и ротации персонала

Вырабатывается специальная система повышения квалификации всего персонала предприятия. Создается специальная профессиограмма, позволяющая каждому работнику видеть свою перспективу

 

К сожалению, изучение и анализ основных форм стимулирования на промышленных предприятиях показал, что руководителями в основном используются банальные формы стимулирования: заработная плата; дополнительные выплаты; обучение; членство в профорганизациях; соревнование социальных работников; медицинское и стоматологическое обслуживание; оплачиваемые невыходы; пенсии; отпуск; дополнительные выходные дни.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».