Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2008 год | Статьи из номера N2 / 2008

Менеджмент устойчивого развития (неопределенностно-информационный анализ)

Мунин П.И.,

Евразийский центр устойчивого развития

Мунина М.П.,
IXIS Corporate & Investment Bank

Мунин М.П.,
IBM Austria

"Устойчивое развитие - это реализация стратегии человека"
Моисеев Н.Н.

В современном деловом мире ситуационная эмерджентность и перманентная качественная изменчивость становятся основными источниками прибыли, а традиционный менеджмент становится все менее соответствующим практическим интересам и целям [5]. Сегодня требуются такие методы, которые открывают возможность все более усложняющимся системам адекватно реагировать на быстрые изменения в условиях постоянной неопределенности и роста информационных потоков. Традиционный менеджмент возник и сформировался в период становления индустриального производства, которое служило отражением механистического мировоззрения, проникшего во все области человеческой деятельности. Индустриальный период развития общества завершился созданием глобальной в основном механистической техносферы, которая потребляет природные вещественно-энергетические ресурсы во все возрастающих количествах и превращает их, в конечном итоге, в отходы, загрязняющие окружающую человека природную среду. Эти отходы и загрязнения поставили человечество на грань экологической катастрофы, которая, по общему мнению, может разразиться уже в середине XXI века.

Попытки гармонизировать и гуманизировать этот индустриальный вещественно-энергетический процесс, предпринятые в последней трети прошлого столетия, привели, как известно, к созданию образа стратегической цели, названной "устойчивое развитие". Однако значительные затраты, понесенные в дороге к намеченной цели традиционным технократическим (механистическим) путем, обнаружили их чрезмерно низкую социальную, экономическую и экологическую эффективность. Оказалось, что для перехода к устойчивому развитию требуется кардинально изменить представления людей об окружающем мире и их месте в этом мире. Более того, таким же изменениям должна подвергнуться существующая научная парадигма, что, в конечном итоге, должно привести к смене механистического "индустриального" образа мыслей прошлого на информационную ментальность будущего [2]. Антропоцентрическое представление об "устойчивом развитии", сформированное и сформулированное на закате индустриальной эпохи как апофеоз вещественно-энергетических представлений о желательном развитии процессов, должно быть приведено в соответствие с терминологией и смыслом грядущего, уже получившего свое наименование как "информационная эпоха".

Информация сейчас в большинстве случаев понимается как способ раскрытия неопределенности. Традиционный менеджмент также следует подвергнуть информационной модернизации и перестройке в стиле, диктуемом осознанием уникальности неопределенности в качестве неисчерпаемого и, пожалуй, единственного естественного источника прибыли [11].

В результате такой модернизации представляется вполне логичным ожидать как перехода в направлении провозглашенной цели, так и обеспечения процесса устойчивого социо-эколого-экономического развития человеческого сообщества.

Название менеджмента, ориентированного на переход к цели и обеспечение процесса устойчивого развития - "менеджмент устойчивого развития" [3]. Наша задача состоит в обосновании и придании этому названию информационного содержания, исходя из неопределенности в смысле ее естественной перманентной неисчерпаемости. При поисках информационного смысла термина "устойчивое развитие" обнадеживает, что язык битов и кодов представляется более естественным для нашего мозга, чем язык непосредственных физических и иных воздействий, оказываемых окружающей средой на наши органы чувств. Об этом стало известно еще в середине XIX века, когда был сформулирован универсальный психофизический закон Вебера-Фехнера, который гласит, что сила ощущения любого из наших органов чувств, ответственных за слух, зрение, вкус, обоняние и осязание, пропорциональна логарифму силы раздражения. С другой стороны, поскольку многие физические показатели, характеризующие факторы и движущие силы мировой системы, растут экспоненциально [12], то логарифмирование таких "экспоненциальных" внешних сигналов позволяет сжать и компактно упаковать мир в виде совокупности линейно изменяющихся величин показателей степени этих экспонент. Однако только операции логарифмирования величин внешних раздражений, переводящего их (кодирующего) в обычные единицы информации, для трансляции смысла устойчивого развития на язык грядущей эпохи оказывается недостаточно. Остаются скрытыми качественные изменения, которые составляют основу представлений о развитии. Другой существенной особенностью процесса развития, помимо качественной изменчивости, служит его связь с реальным временем. Именно она придает этому процессу свойства направленности и необратимости.

Непосредственная связь качественных изменений со временем, ассоциируемых с устойчивым развитием, обнаруживается при анализе одного из основных современных социальных процессов, переживаемых населением нашей планеты. Этот процесс, получивший название "демографический переход" [15], количественно выражается в постепенной стабилизации численности населения на сравнительно высоком уровне вследствие неуклонного падения рождаемости при низкой смертности.

Именно на фоне стабилизации численности населения (рис. 1) проявляется подлинный смысл устойчивости развития общества, которое "удовлетворяет потребности ныне живущего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои собственные нужды" [18].

Сравнительно высокий уровень численности населения Nsd, достигнутый современным поколением G1, в значительной степени предопределяет стратегию планирования семьи активными членами этого поколения. Если они примут решение, что в их семье будет более двух детей, то численность населения продолжит рост (g) и нагрузка на родителей останется относительно большой.

Рис.1. Демографический переход

Nsd - современная численность населения; G1, G2 - поколение "родителей" и "детей", соответственно; g, sd, d - растущая, стабильная и падающая численности населения N, соответственно; t - время.

Если же они решат ограничиться одним ребенком, то численность населения снизится (d). В результате будущее поколение G2 окажется перегруженным заботой о пенсионерах, в которых превратится нынешнее поколение G2. В случае стабилизации численности (sd), когда в семьях появится в среднем по два ребенка, нагрузка на поколения выровняется и будет оставаться неизменной во времени (t).

Поскольку обычным примером устойчивости служит тяжелый шарик, находящийся в низине и обладающий минимальной потенциальной энергией, то именно минимизация относительной нагрузки на активных членов из поколения в поколение вполне оправдывает перевод английского "sustainable" как "устойчивый". В данном случае подразумевается устойчивость с точки зрения затрат энергии и других ресурсов. При этом на фоне стабилизировавшегося потока "генетической" информации будет изменяться именно качество потребностей, в формировании которых путем передачи внегенетической, или "культурной" информации примут участие как "родители" из G2, так и "дети" из G2. Этот образовательный процесс даст возможность "родителям", отвечая на вопросы "детей", помочь им определиться в мире, а также настроить их таким образом, чтобы как-то обеспечить себя в старости.

Наибольшей эффективности образовательный процесс достигает в случае, когда его участники ведут диалог и задействуют все доступные каналы передачи информации. Возможности "родителей" весьма ограничены: им приходится конкурировать со всем остальным изменчивым миром, который существенно корректирует ответы и установки "родителей", что и влечет за собой качественное изменение потребностей поколения G2 по сравнению с поколением G1. Следовательно, реализация стратегии ныне живущего поколения по стабилизации численности населения актуализирует способности людей именно в направлении развития и становятся понятными слова академика Н.Н. Моисеева о том, что "устойчивое развитие - это реализация стратегии человека" [7].

Ключевым моментом в этом процессе служит перманентная неопределенность, порождающая у "детей" поток вопросов, на которые своевременно должны ответить "родители" или окружающая среда, снабдив "детей" адекватной информацией. Вот почему поиски смысла термина "устойчивое развитие" и его трансляцию на язык "информационной эпохи" уместно искать в информационном толковании этой неопределенности.

Нам показалось естественным, основываясь на теореме отсчетов [16, 4] доопределить единицу информации - бит [13], непосредственно связав его с минимальной величиной произведения интервалов временной (t) и частотной (v) неопределенности [8]:

t х v = 1,   (1),

где:
t, v - интервалы временной и частотной неопределенности , соответственно; 1 единица информации (бит).

Смысл введенной таким образом единицы информации проясняется, например, при рассмотрении хорошо известного примера биений, представляющего собой сумму двух близких по частоте и равных по амплитуде синусоидальных сигналов. В результате суммирования этих сигналов появляется высокочастотная синусоида Ym, амплитуда которой медленно, но периодически изменяется со сравнительно низкой частотой (рис. 2). Применяя теорему отсчетов к высокочастотному колебанию Ym, получим тривиальное произведение

которое говорит о том, что для определения частоты этого колебания с изменяющейся амплитудой достаточно проводить только два отсчета за период Tрез.

Рис. 2. Биения

где:
v1, v2 - частоты синусоидальных колебаний 1 и 2, соответственно;

Tрез - период высокочастотных колебаний; Tб - период низкочастотных биений [6].
Однако если проводить наблюдения в течение промежутка времени t, равного или большего периода биений Tб, а именно

t >= Tб   (3),

то появляется неуверенность в таком определении частоты из-за появления дополнительных "нулей", где исследуемое колебание скачком изменяет свою фазу на 180°. Возникает неопределенность с идентификацией так называемой "несущей" частоты, представленной на осциллограмме в виде колебания с промежуточной частотой (v1 + v2)/2, но отсутствующей в спектре, содержащей только две линии с частотами v1 и v2.

Позитивный подход к соотношению (3) позволяет расценивать его как условие появления дополнительной информации об исследуемом процессе, которая говорит о виртуальности колебания с частотой (v1 + v2)/2.

Если рассматривать наименьший интервал времени t, равный периоду биений , когда неопределенность в идентификации частоты суммарного колебания переходит в уверенность, что рассматриваемый процесс представляет в действительности сумму двух близких по частоте колебаний с частотами v1 и v2, то соотношение (3) переходит в равенство (1) при v = (v1 - v2).

Дополнительным указанием на информационный смысл равенства (1) может служить формула для оценки максимальной скорости (C) приема-передачи информации по каналу с шумом [17]:

С = v х log2 (1 + S/N)   (4),

где:
S, N - мощность сигнала и шума, соответственно, в канале шириной v, если использовать ее для оценки максимального количества информации Lmax, которую за время t получит приемник, а именно

Lmax = (t х v) log2 (1 + S/N)   (5)

И, следовательно, безразмерному произведению временного и частотного интервалов, стоящему перед функцией логарифма в (5), придается смысл единицы информации, обладающей размерностью [бит] = [сек] х [герц].

Введенная таким образом единица информации хорошо согласуется с принципом неопределенностей для электромагнитных квантов, для которых

E = hv,   (6)

t x E >= h,   (7)

где:
t - временной интервал неопределенности; E, v, E - энергия, частота и неопределенность значения энергии электромагнитного кванта, соответственно; h - постоянная Планка.

Дифференцируя равенство (6) и подставляя результат в соотношение (7), получим для минимального произведения величин неопределенностей выражение, аналогичное формуле (1). Можно сказать, что для электромагнитных волн и квантов соотношение неопределенностей имеет одинаковую запись, смысл которой заключается в инвариантной целостности этого произведения при всей изменчивости сомножителей, его образующих. Поскольку это произведение служит условием обнаружения дополнительных нулей, то появление новой информации ассоциируется именно с вариацией частоты их появления.

Равенство (1) позволяет естественным образом истолковать двоичность такой единицы информации, так как ему удовлетворяют как положительные (+t, +v), так и отрицательные (-t, -v) значения интервалов. Следовательно, за одной и той же единицей информации в интервале неопределенностей (t, v), удовлетворяющих формуле (1), скрывается не менее двух противостоящих, но информационно неразличимых процесса. Вот почему любой процесс, выделенный на фоне других, может быть представлен в виде суммы этих двух противоположных процессов, которая проявляется и наблюдается как преобладание одного из них. Обычно в этом случае рассматривают разность противоположных процессов, но не сумму, что некоторым образом лишает подобный подход "памяти". Так, например, темп роста численности населения пропорционален разности числа родившихся и умерших за год. Однако память о покинувших этот мир остается надолго, если не навсегда: на изучении прошлого специализируются, как известно, многие отрасли науки.

В предельном случае, когда неопределенность (t х v) в (5) достигает минимума и становится равной (1), для передачи единицы информации потребуется внешний сигнал, обладающий наименьшей относительно шума приемника мощностью. При этом, если постоянно поддерживать неопределенность (t х v) в столь предельном состоянии, то можно реализовать информационный процесс, обладающий максимальной скоростью при минимальных удельных затратах энергии на прием-передачу единицы информации. Траекторией такого идеального с точки зрения удельных затрат информационного процесса будет служить проведенная на плоскости (t, v^(-1)) прямая линия t = v^(-1) (рис. 3). Движение по этой траектории можно представить, например, в виде лестницы, высота ступенек которой растет по следующему алгоритму:

Рис. 3. Неопределенность и информация

— если две единицы информация (t1 х v1) = 1 и (t2 х v2) = 1 так дополняют друг друга во времени, что интервал t1 плотно прилегает к интервалу t2 и они образуют новый интервал t1 + t2 = v1^(-1) + v2^(-1), то (t1 + t2) х (v1 х v2 / (v1 + v2 )) = 1;
— и, если как временные, так и частотные интервалы равны между собой, а именно: t1 = t2 = t и v1 = v2 = v, как это представлено на рисунке 3, то за минимальное время дополнительно к исходным битам можно создать отличающуюся от первых двух новую единицу информации (2t х v/2) = 1. Иными словами, вместо одного канала с полосой пропускания v могут появиться два независимых канала, имеющих ширину v/2 каждый. Кроме того, процесс оказывается вновь сопряженным с идеальной траекторией.

Если затем эти два новых канала объединить, то они смогут дополнительно (параллельно) к передаче новых единиц информации (2t х v/2) = 1 обеспечить также работу в режиме передачи "старых" единиц информации (t х v) = 1. В целом такой составной канал сможет передать за промежуток времени, равный 2t, максимум 4 (четыре) единицы информации, сохраняя соотношение сигнал/шум (S/N) на минимальном уровне. Используя прежний канал с полосой пропускания v, также можно передать за этот промежуток времени 2t такое же количество информации. Но, во-первых, для этого потребуется увеличить соотношение (S/N) не менее чем в три раза, и, во-вторых, все переданные единицы информации будут "старыми".

Таким образом, создание (генерация) "новых" единиц информации делает процесс развития необратимым даже в смысле относительных затрат мощности.

Более того, если процесс генерации "новых" единиц информации сделать перманентным, то он будет устойчивым как в смысле снижения относительных затрат энергии на обработку единицы информации, так и в смысле поддержания максимальной скорости обработки информации на постоянном уровне.

Все это позволяет менеджмент, направленный не просто на снижение ресурсных затрат, но на повышения информационной емкости процессов и поддержание его на постоянном максимально достижимом уровне, назвать менеджментом устойчивого развития.

Выводы:

С помощью менеджмента устойчивого развития (МУР) можно достичь как максимальной прибыли, так и должной гибкости в реструктуризации управления процессом, включая внедрение инноваций. В контексте используемого в экологическом менеджменте (ЭМ) термина экоэффективность [1 оказывается возможным не только сделать привлекательной экологизацию того или иного производства, но достичь максимальной прибыли, если перейти от чисто природоохранных мероприятий в ЭМ к инновациям в стиле МУР.

Перевод английского термина sustainable development на русский как "устойчивое развитие" оказывается более глубоким по смыслу, так как с неопределенностно-информационной точки зрения траектория (t х v) = 1 обладает двойным признаком устойчивости: энергетическим минимумом и информационным максимумом.

 

Литература

1. Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент. - М.: ИД "Социальные отношения", Изд-во "Перспектива", 2002.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Корниенко В.И. Основы менеджмента устойчивого развития. - М.: СТУПЕНИ, 2002.

4. Котельников В.А. О пропускной способности эфира и проволоки в электросвязи. - Всесоюзный энергетический комитет.//Материалы к I Всесоюзному съезду по вопросам технической реконструкции дела связи и развития слаботочной промышленности. 1931.

5. Кузнецов Ю. Развитие методологии менеджмента // Проблемы теории и практики управления, 1997. - № 4. - С. 110-114.

6. Кухлинг К. Справочник по физике. - М.: Мир, 1982.

7. Моисеев Н.Н. "Устойчивое развитие" и экологическое образование // Время определять национальные цели. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

8. Мунин П.И. Нелинейность бита // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Первая международная научно-практическая конференции. Симпозиум "Синергетика в решении проблем человечества XXI века: диалог школ". М.: Проспект, 2004б. Том III. Ч.2. С. 148-152.

9. Урланис Б.Ц. Ускорение роста населения земного шара. // Историческая демография: избранные труды / Б.Ц. Урланис; Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: Наука, 2007. - С. 431-445.

10. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991.

11. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1991. [Heyne P. The Economic Way of Thinking. - Science Research Associates, Inc, 1987].

12. Meadows D., Randers J., Meadows D. Limits to Growth (Chelsea Green Publishing Company, White River Junction, Vermont: 2004).

13. Mounine M.P., Mounine P.I. Growth and Development // Open Society & Sustainable Development, Issue V, MIBA, 2000, P. 4-21.

14. Mounine M.P., Mounine P.I. Sustainable Development of Population as an Information Process // Open Society & Sustainable Development, Issue V, MIBA, 2000, P. 44-53.

15. Notestein F.M. Population: The long view // Food for the world / Ed. By Th. W. Schults. Chicago: University of Chicago Press, 1945.

16. Nyquist H. Certain topics in telegraph trans mission theory // Trans. AIEE, vol. 47, pp. 617-644, Apr. 1928.

17. Shannon C.E. Communication in the presence of noise // Proc. Institute of Radio Engineers, vol. 37, no. 1, pp. 10-21, Jan. 1949.

18. World Commission on Environment and Development, Our Common Future (Oxford: Oxford University Press, 1987).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».