Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2008 год | Статьи из номера N3 / 2008

Влияние домашних хозяйств на трудовое поведение человека

Кулькова И. А.,
канд. экон. наук,
доцент кафедры экономики
труда и управления
персоналом,
Уральский государственный
экономический университет,
г. Екатеринбург

В качестве хозяйственной единицы домохозяйства выступают на ресурсном рынке со стороны предложения, а на рынке продуктов – со стороны спроса. На рынке ресурсов домохозяйства предлагают фирмам экономические ресурсы, собственниками которых они являются: в первую очередь – труд и предпринимательскую способность [3, с. 16].

В микроэкономических моделях выделяют три категории моделей семейных решений о предложении труда:

– «шовинистические» модели, в которых доминирующий член семьи принимает решение о предложении труда независимо от других членов семьи, а остальные члены семьи принимают свои решения, рассматривая его заработную плату как часть нетрудового дохода;
– модели, предполагающие максимизацию общей семейной функции полезности при наличии семейных бюджетных ограничений;
– модели, предполагающие максимизацию индивидуальной полезности при наличии семейных бюджетных ограничений [7, гл. 7].

Такой строго экономический подход к влиянию домохозяйств на предложение труда я считаю ограниченным. Бесспорно, экономические расчеты влияют на решение домохозяйки, стоящей перед выбором: купить стиральную машину, сдавать белье в прачечную или стирать его вручную. Но из этого не следует, что «рыночный» и домашний труд исчисляются одним эквивалентом. Часто человек взвешивает разнородные альтернативы. Скажем, мать решает, пойти ли ей работать, чтобы получить дополнительный заработок, или посидеть с ребенком, уделив ему больше  внимания и заботы. Абсолютизация экономического подхода явно ни к чему.

Чтобы определить степени влияния домохозяйств, семейных решений на трудовое поведение его членов, я провела с ноября 2006 г. по февраль 2007 г. социологическое исследование.

Генеральной совокупностью являлись домохозяйства Свердловской области, которых, по данным последней Всероссийской переписи населения, насчитывается 1 730 777 единиц, причем 88,5% из них проживают в городах, а 11,5% – в сельской местности. Типичные размеры выборок для региональных опросов варьируются в пределах 200–500 респондентов [3, с. 167]. Поскольку Свердловская область является одной из крупнейших в России, мной был выбран объем выборки 500 домохозяйств. При таком объеме согласно расчетам института Гэллапа [1, с. 80] ошибка выборки составляет около 5%.

Расчет выборки и отбор домохозяйств осуществлены на основе многоступенчатой выборки. На первом этапе были отобраны населенные пункты, в которых проводился опрос. В число населенных пунктов были включены города Екатеринбург, Богданович, Каменск-Уральский, Полевской, Нижняя Тура, Сухой Лог, Карпинск, а также деревни и села в Тугулымском, Красноуфимском и Сысертском районах. На втором этапе в городах выбирались улицы и дома так, чтобы охватить домохозяйства в центре города, промышленных и «спальных» районах. Третий этап формирования и реализации выборки состоял в вероятностном отборе домохозяйств. В случаях отказа домохозяйств от участия в исследовании или отсутствия по адресам места жительства опрос проводился по дополнительным спискам с соблюдением принципа вероятностного отбора.

Размещение выборки носило случайный характер. При размещении выборки я стремилась к совпадению структуры опрошенных домохозяйств со структурой домохозяйств по численности членов по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. Осознавая, что за четыре года структура домохозяйств могла незначительно измениться, я придерживалась результатов переписи как наиболее точно отражающих реальную ситуацию статистических данных. Соответствие генеральной и выборочной совокупностей представлено в таблице 1.

 

Опрошенные домохозяйства различны по демографической характеристике – семейные домохозяйства, включая нуклеарные, неполные и сложносемейные (с детьми и без детей), а также несемейные домохозяйства. Нуклеарной (от фр. nucleaire – ядро) семьей и, соответственно, домохозяйством называется семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и не состоящих в браке [6]. В нуклеарной семье на первый план выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи.

Выделяют следующие этапы развития нуклеарной семьи и, соответственно, основанного на ней домохозяйства: этап холостой жизни; юные молодожены без детей; «полное гнездо» (семья с детьми); «пустое гнездо» (пожилые супруги, дети которых живут отдельно); вдовствующее лицо на попечении детей [5, с. 156].

На рисунке 1 представлена структура опрошенных домохозяйств по демографическому признаку. Нуклеарные семьи являются основным типом семьи современной России, их доля среди  опрошенных домохозяйств наибольшая (60,8%).

 

Число неполных семей в выборочной совокупности невелико, большинство разведенных родителей живут единым домохозяйством с другом (подругой), без регистрации семейных отношений и даже без регистрации друга по месту реального проживания. К сложным семьям мы отнесли домохозяйства, где проживают вместе молодые супруги (с детьми или без них) и родители с каждой стороны, а также семьи, где проживают родители и несколько (две) молодые семейные пары. Неродственные домохозяйства опрашивались не только в студенческих общежитиях, но и совместно живущие лица одного пола, не являющиеся родственниками.

Анализ влияния домохозяйств на трудовое поведение человека строился на основе ответов на шесть вопросов анкеты, охватывающих различные стороны влияния. Результаты анализа показали, что 95,8% домохозяйств поддерживают решения своих членов работать, скорее не поддерживают – 3,8%, строго отрицательно к занятости кого-либо из членов домохозяйства относятся 0,4% опрошенных домохозяйств. Эти результаты позволяют сделать вывод, что работают только те члены домохозяйств, чье решение работать домохозяйство поддерживает.

Влияние семьи на выбор профессии или места работы показано на рисунке 2. Хотя большинство экономически активного населения принимает решения о выборе профессии и места работы самостоятельно (40,2%), суммарное влияние семьи на выбор профессии составляет 34,0% (семья оказала влияние на выбор профессии и/или места работы каждого третьего работающего человека).

 

Основным методом влияния семьи является убеждение, совет (24,6%), династии продолжают 6,1% работающих. По отношению к 3,3% занятых семья применяла методы давления в выборе профессии или места работы. В каждом пятом случае выбора профессии участвовали другие люди или обстоятельства.

Хотя решение о выборе профессии и места работы чаще принимают самостоятельно, члены домохозяйства обычно помогают друг другу трудоустроиться. Так, 37,9% опрошенных  домохозяйств отметили, что у них принято на деле помогать в трудоустройстве своих членов, еще в 9,5% домохозяйств помогают только некоторым членам, например детям. Кроме того, более чем в четверти домохозяйств (27,6%) помогают советами в период трудоустройства. Таким образом, 75% домохозяйств в той или иной мере помогают своим членам в трудоустройстве.

Поскольку совет, убеждение являются главными методами воздействия семьи на человека, важным вопросом влияния домохозяйства на трудовое поведение его членов я считаю обсуждение дома проблем и вопросов, возникающих на работе. Структура домохозяйств по отношению к обсуждению производственных вопросов (проблем) дома представлена на рисунке 3.

 

Треть домохозяйств обсуждают практически все проблемы и вопросы, возникающие на работе, свыше 45% домохозяйств частично обсуждают вопросы (проблемы) по желанию членов семьи. Если прибавить те домохозяйства, где обсуждаются проблемы только некоторых членов семьи (3,3%) и происходит обсуждение проблем с другими родственниками, не членами домохозяйства (2,1%), то выяснится: около 85% домохозяйств не просто в курсе проблем на работе, но и активно влияют на трудовое поведение работников в каждом конкретном производственном случае.

Важным вопросом влияния домохозяйств на трудовое поведение является перераспределение времени между выполнением трудовых функций на работе и дома.

Распределение ответов на вопрос об отношении домохозяйств к тому, что некоторые берут работу на дом, решают рабочие проблемы дома после работы, представлено на рисунке 4.

 

Неожиданным стало, что в 4/5 домохозяйств хотя бы некоторые члены берут работу на дом или решают дома производственные вопросы. Я выдвигала гипотезу, что таких домохозяйств не более 60%, а также то, что в 20% домохозяйств отрицательно к этому относятся. Однако негативное отношение выразили лишь чуть более 5% опрошенных домохозяйств, а свыше 15% относятся к этому положительно. При выполнении работы дома влияние семьи (домохозяйства) на трудовое поведение усиливается.

С другой стороны, домохозяйства компенсируют занятость на дому, перераспределяя время занятости. Так, на вопрос, решают ли члены домохозяйства домашние проблемы в рабочее время, 65% опрошенных ответили положительно. 13,3% отметили, что так поступают только некоторые члены семьи. И лишь 14,6% ответили, что в их домохозяйстве не принято решать домашние проблемы в рабочее время (почти все они относятся к тем, в которых никто не берет работу на дом).

Таким образом, домохозяйство не только активно влияет на трудовое поведение своих членов, но и участвует в решении рабочих проблем. Значит, ценность работы должна быть для домохозяйств высока. Анализ ценностей современной семьи (домохозяйств) показал, что на первом месте среди ценностей стоит дом, семья (это отметили 52,2% домохозяйств). Работа, бизнес стоят на первом месте в иерархии ценностей только у 14,6% домохозяйств, здоровье и творческое развитие каждого – у 11,4% домохозяйств. Свыше 13% домохозяйств отметили, что у каждого члена свои ценности, и общих ценностей нет.

3,5% признались, что вообще не знают, какие интересы у кого стоят на первом месте. Тревожным для общества я считаю результат опроса, показавший, что в каждом пятом домохозяйстве (21,8%), основой которых является семья, нет общих ценностей. Такие домохозяйства нестабильны, такие семьи не являются крепкими ячейками общества.

Другим вопросом о ценностях семьи является вопрос о наличии традиций. Данный вопрос также важен для определения влияния домохозяйств на трудовое поведение(1).

В процессе исследования я выясняла наличие традиций в опрошенных семьях (домохозяйствах). Как и предполагалось, большинство домохозяйств традиции имеют, но не задумываются об их поддержании (рис. 5).

 

Одной из таких традиций может быть организация отдыха. По результатам опроса, 52,3% домохозяйств предпочитают отдыхать всей семьей (в основном нуклеарные семьи), в 20,7% домохозяйств семья на время отдыха разделяется на «группы по интересам». Такое поведение характерно в основном для сложносемейных домохозяйств, в составе которых 2–3 поколения взрослых людей. В 17,8% домохозяйств каждый отдыхает сам, без семьи.


(1) Ученые, занимающиеся историей русского языка, считают, что у слов «труд» и «традиция»  общий исторический корень. Поэтому трудовое поведение можно считать комплексом традиций, связанных с работой.


Влияние домохозяйств на трудовое поведение его членов велико: работают только те члены домохозяйств, чье решение работать домохозяйство поддерживает; семья оказала влияние на выбор профессии, места работы каждого третьего работающего человека; члены домохозяйства обычно помогают друг другу трудоустроиться. Около 85% домохозяйств не просто в курсе проблем на работе, но и активно влияют на трудовое поведение работников в каждом производственном случае; в 4/5 домохозяйств хотя бы некоторые члены берут работу на дом или решают дома производственные вопросы, при этом свыше 15% домохозяйств положительно к этому относятся. С другой стороны, домохозяйства компенсируют занятость на дому, решая некоторые домашние проблемы в рабочее время.

На первом месте среди ценностей современной семьи (домохозяйств) стоят дом и семья, а работа, бизнес находятся на втором месте в иерархии ценностей домохозяйств. Большинство  домохозяйств имеют традиции (в частности, предпочитают проводить отдых всей семьей), но не задумываются об их поддержании.

Таким образом, являясь первичной ячейкой общества, семья сильнее всего влияет на выбор профессии и места работы, воспроизводство стандартов трудового поведения, процесс, сроки трудоустройства, организационное и трудовое поведение работников, эффективность  использования рабочего времени и, как следствие, эффективность живого труда.

Литература
1. Андурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. С. 80.
2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд. – М.: КДУ, 2003 г. С. 167.
3. Жеребин В.М., Романов А.Н. Экономика домашних хозяйств.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. С. 16.
4. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. – http://www.ersds.e-burg.ru/VNP2002/
5. Котлер Ф. Маркетинг.– М.:Ростинтер, 1996. С. 156.
6. Нуклеарная семья. Материалы сайта www.glossary.ru/cgi-bin/.
7. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996. Гл. 7.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».