Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2009 год | Статьи из номера N1 / 2009

Анализ факторов повышения инвестиционной привлекательности Брянской области

Дриго М.Ф.,
к. э. н., доцент
Брянского государственного
технического университета

Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения. Анализ факторов, определяющих инвестиционную привлекательность региона, должен предшествовать формированию инвестиционной стратегии и определять основные направления социально-экономического развития на уровне субъекта федерации и муниципального образования.

Оценка положения региона с использованием количественных критериев
Понятие развитости региона имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К проблемным принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни. Значительная часть их находится в состоянии длительного застоя. Для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. Депрессивные регионы отличаются тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране [4]. Под воздействием комбинаций естественно-географических и исторических факторов эти регионы как бы выпадают из динамики общенационального экономического процесса [3]. Основной причиной депрессии, как правило, является состав и структура кризисных отраслей производства, находящихся на данной территории. Причинами депрессии в значительной части регионов Российской Федерации явились разгосударствление, приватизация, спад производства, неконкурентоспособность производимой  продукции, отставание от НТП, изменение сырьевой базы, появление новых рынков сбыта и потребителей.

Для диагностики депрессивных регионов используются количественные критерии. Например, С.С. Артоболевским и Г. Вилкенсом в [2] предложены следующие социально-экономические показатели для классификации российских регионов:

  1. Падение индекса промышленного производства за период (реальный объём продукции меньше 50,0% среднего по РФ).
  2. Объём промышленного производства на душу населения (в 2006 г. менее 5 000 руб.).
  3. Уровень безработицы (14,0% или больше).

Используются и другие критерии отнесения регионов к депрессивным, такие как индекс промышленного производства, уровень безработицы, отношение денежного дохода населения к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Автором исследованы количественные критерии Брянской, Калужской, Смоленской, Орловской, Курской, Тульской и Белгородской областей. К депрессивным отнесены Брянская(1), Курская и Тульская области.

Среди них Брянская область имеет самые низкие показатели: индекс промышленного производства 29,5%, уровень безработицы самый высокий – 5,2%, по отношению денежного дохода населения к прожиточному минимуму Брянщина опережает только Курскую область, но доля населения с доходами ниже прожиточного минимума здесь самая высокая среди представленных регионов – 51,0% [10].

Одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономический уровень развития регионов, является величина валового регионального продукта. Период с 2002 г. по 2006 г. характеризуется ежегодным приростом валового регионального продукта (ВРП) Брянской области. За четыре года его реальный объём увеличился на 18,5%. Вместе с тем наблюдается замедление темпов роста: 2003 г. – 109,8%, 2004 г. – 109,3%, 2005 г. – 107,5%, 2006 г. – 101,6%. Объём валового регионального продукта на душу населения (с учётом уровня покупательной способности) остаётся крайне низким – 39,15 тыс. руб. при среднероссийском значении 74,4 тыс. руб. По этому показателю область находится на 63-м месте среди 89 субъектов РФ. Увеличение номинального объёма валового регионального продукта, особенно в 2002–2006 гг., связано со значительным ростом цен. Индекс-дефлятор, характеризующий среднее изменение цен на элементы ВРП, по сравнению с предшествующим годом составил: в 2003 г. – 149,5%, в 2004 г. – 136%, в 2005 г. – 106%, в 2006 г. – 114,9%. За прошедшие годы в структуре производства валового регионального продукта наблюдались тенденции преобладания удельного веса отраслей, оказывающих услуги, над отраслями, производящими товары. Промышленный комплекс Брянской области представлен чёрной и цветной металлургией, машиностроением, лесной и деревообрабатывающей промышленностью, лёгкой, пищевой промышленностью. Основные негативные тенденции, послужившие причиной резкого снижения важнейших технико-экономических показателей региона, связаны с общей социально-экономической ситуацией в стране в конце прошлого века. Объёмы промышленного производства за период с 1991 г. по 1998 г. постоянно снижались, индексы промышленного производства (в процентах к предыдущему году) составили: в 1991 г. – 84,2%, в 1996 г. – 87,0%, в 1997 г. – 90,1%, в 1998 г. – 85,7%, и только в 1999 г. индекс составил 115,0%. Однако в последующие годы темпы роста значительно замедлились. В 2000 г. вышеназванный индекс был равен 107,0%, в 2001 г. – 104,0%, в 2002 г. – 97,0%, в 2003 г. – 101,1%, в 2004 г. – 113,2%, в 2005 г. – 114,8%, в 2006 г. – 115,1% [10].


(1) Как депрессивный регион Брянская область названа и в работе А. Адамчика и В. Кистанова [1].


Причины неблагоприятных тенденций в промышленности:

  • зависимость от собственников предприятия, проводящих политику сокращения производства, связанную с высокой себестоимостью вырабатываемой продукции, что обусловлено высокими ценами на продукцию и услуги предприятий-монополистов (постоянно увеличиваются тарифы на газ и электроэнергию);
  • неконкурентоспособность многих видов продукции;
  • физический износ основных фондов, устаревшие технологии производства (машиностроительный, станкостроительный заводы имеют основные фонды с 60–70% износа);
  • недостаток оборотных средств, вследствие чего предприятия не в состоянии расширять производство. Кредиты предоставляются на условиях их возврата по истечении года, но длительные циклы изготовления продукции замедляют оборот оборотных средств и не позволяют предприятиям вовремя рассчитаться. Это значительно ограничивает желание директоров предприятий воспользоваться такими кредитами;
  • высокие уровни задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды;
  • падение спроса на продукцию;
  • отсутствие внешних инвесторов;
  • отсутствие кредитных ресурсов.

Транспортную инфраструктуру Брянской области составляют железнодорожный, автомобильный, авиационный, троллейбусный и автобусный транспорт. Транспортная система региона является важнейшим условием функционирования всех отраслей народного хозяйства, социальной составляющей уровня развития региона в целом. В объёме грузовых перевозок на территории области около 65,5% приходится на железнодорожный транспорт. Среди регионов Центрального федерального округа по перевозке грузов железнодорожным транспортом Брянская область занимает четвёртое место, уступая Московской, Смоленской и Калужской областям [11].

Общими проблемами, характерными для всех видов транспорта, являются:

  • падение платёжеспособного спроса на грузовые и пассажирские перевозки;
  • значительный износ основных фондов;
  • рост цен на материалы, топливо и энергию, что существенно замедляет обновление основных фондов всех видов транспорта и ухудшает их состояние;
  • неблагоприятное соотношение авиационных, железнодорожных тарифов и среднедушевого дохода;
  • сложное финансовое состояние предприятий.

Важнейшим условием выхода региона из депрессивного состояния является инвестиционная привлекательность территории. К сожалению, динамика инвестиций в основной капитал на душу населения не внушает оптимизма. За период с 1996 г. по 1998 г. шло снижение инвестиционной активности, затем в 1999 г. индекс физического объёма инвестиций в основной капитал составил 128,2% к 1998 г., в 2000 г. – 135,7%, что, казалось, повлечёт дальнейший приток инвестиций. Однако в 2001 г. индекс составляет уже 121,5% к 2000 г., в 2002 г. происходит резкое снижение – до 86,8% по сравнению с 2001 г., а в 2006 г. его значение не превысило 77%.

Основным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий. Ситуация с нехваткой средств предприятий на инвестиционные цели усугубляется значительными темпами роста цен производителей промышленной продукции, в том числе на энергоресурсы и строительные материалы. Наращивание государственных инвестиций помогло бы в решении многих проблем депрессивного региона, но проводимая российским правительством монетарная политика не даёт этого сделать. Достаточно сказать, что в 2004–2006 гг. область участвовала в реализации 62 федеральных программ с объёмом инвестиций 5 094,1 млн руб., но из федерального бюджета было профинансировано лишь 1 329,87 млн руб. (21% в 2004 г., 62% в 2005 г., 73% в 2006 г.) к предусмотренным годовым лимитам [10].

Среди проблем, существующих в сфере инвестиционной деятельности, наиболее значимы:

  • низкая инвестиционная привлекательность региона;
  • ограниченность средств бюджетной поддержки;
  • недостаточность финансирования из федерального бюджета;
  • низкий инвестиционный спрос в связи с износом основных фондов в подавляющем большинстве предприятий;
  • низкая адаптация предприятий области к требованиям внутреннего и внешнего рынков.

Для Брянской области как приграничного региона огромное значение имеет внешнеэкономическое сотрудничество. В настоящее время его основным видом является внешняя торговля, хотя возможности использования других форм весьма велики. У региона, расположенного на западных границах государства, экономика ориентирована на переработку внутренних сырьевых ресурсов с примитивной структурой экспорта. Область имеет нищенский бюджет, в рамках которого очень трудно решать тактические и стратегические проблемы. Внешнеэкономические связи установлены в первую очередь с Белоруссией и Украиной, которые будут оставаться важнейшими рынком сбыта продукции отраслей традиционной специализации Брянской области. В этом смысле внешняя торговля выступает мощным фактором социально-экономической стабилизации. Транспортная инфраструктура, включая автотранспорт и особенно железнодорожную сеть, способствует экономическому развитию региона.

Доля внешнеторговых операций, осуществляемых участниками ВЭД области, на территории Центрального федерального округа в 2006 г. составила в экспорте округа 0,8%, импорта – 2,4%. Для абсолютного большинства предприятий Брянской области Белоруссия и Украина стали главными торговыми партнерами. Их доля в полном обороте внешней торговли области составляет более 90%, а экспорт на 97,7% состоит из поставок в эти приграничные государства. В свою очередь, увеличение их доли в импорте вызвано не только ростом поставок в эти страны, но и сокращением вывоза в другие государства.

Ведущую роль в развитии интеграционных процессов в экономиках сопредельных славянских государств играет частный сектор. Более того, в Брянской области соотношение интеграции «сверху» (осуществление государственной политики, направленной на ускорение хозяйственного сближения приграничных территорий) и «снизу» (активизация транснациональных коммерческих операций частнопредпринимательского сектора) меняется в пользу последней.

Результатом длительного обсуждения проблемы развития приграничных районов (Злынковского, Севского, Климовского) явился план мероприятий, выполнение которого началось в 2004 г. Благоустройство, создание новых коммуникаций, строительство гостиниц и кемпингов, открытие ресторанов и сети магазинов значительно повысит их привлекательность для туристов и деловых людей. Это повлечёт повышение активности бизнеса в приграничном сотрудничестве, что даст дополнительные доходы в региональный и муниципальный бюджеты.

Сравнительно небольшой экономический потенциал, моноспециализация внешней торговли наряду с некоторыми индивидуальными причинами обусловили невысокий по сравнению с возможным уровень приграничного сотрудничества.

Вместе с тем и формирование структуры экспорта происходит под воздействием множества негативных факторов, среди которых отсутствие разработанной экспортной политики, непоследовательность правительства в области тарифного регулирования экспорта и пр. В то же время стабильное положение региона во внешнеторговом сотрудничестве во многом обусловлено удобным географическим положением и развитой транспортной инфраструктурой.

Среди экспортёров преобладают физические лица без образования юридического лица (2006 г. – более 45% общего числа), перемещающие товары, предназначенные для производственной или коммерческой деятельности. Второй по количеству категорией экспортёров выступали хозяйственные общества, которых насчитывалось 77, или более 36%. Эти две категории абсолютно преобладают в количественной структуре брянских экспортёров. Среди импортёров также преобладают физические лица без образования юридического лица и общества с ограниченной ответственностью, перемещающие товары, предназначенные для производственной или коммерческой деятельности (доля более 70%) [11]. Развитие ВЭД идёт медленно. Связано это главным образом с:

  • падением эффективности экспорта;
  • отсутствием структуры, объединяющей региональных экспортёров;
  • уходом импорта в «челночный» канал;
  • узостью экспортной базы;
  • несовершенством нормативно-правовой базы;
  • проблемой финансирования федеральных целевых программ.

Характеристика уровня жизни населения Брянской области даёт представление о месте депрессивного региона среди субъектов Российской Федерации. Реальные денежные доходы населения на протяжении последних трёх лет имели тенденцию к увеличению. Если в 1995 г. индекс доходов составлял 76,0% по отношению к 1994 г., то в 2006 г. он уже был равен 126,0% к 2005 г. Это не говорит о величине реальных доходов в натуральном выражении. Среднедушевые денежные доходы, несмотря на ежегодный рост, в 2006 г. составили 38 560 руб., что позволило области занять только 61-е место среди субъектов РФ. Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике в 2006 г. составила в регионе 4 875,2 руб. при среднероссийском уровне 7 188,3 руб. Численность занятых в экономике в Брянской области в 2006 г. составила 469,4 тыс. человек, или 83,6% экономически активного населения. Из числа занятых в экономике 221,6 тыс. человек (52,3%) заняты на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности, в частном секторе – 152,3 тыс. человек (36%), их доля продолжает расти. В отраслях материального производства занято 64,3% работающих, в отраслях непроизводственной сферы – 35,7%. Снижение занятости в отраслях экономики области определяется прежде всего миграционным оттоком и естественной убылью населения, которая составляет 3–4 тыс. человек. Таким образом, область ежегодно теряет около 10 тыс. населения, и в основном экономически активную его часть. Уровень безработицы в 2006 г. был равен 11,1% (по России – 8,0), уровень зарегистрированной безработицы 4,0%, тогда как по России уровень зарегистрированной безработицы 1,8% [10].

Скудность регионального бюджета не позволяет выделять значительные суммы на помощь предприятиям, а инвестиционная привлекательность региона крайне мала. Возрождение обрабатывающей промышленности возможно только на инновационной основе, для этого требуется привлечение научных кадров, создание венчурных, инновационных фирм. К сожалению, научный потенциал региона очень слаб. На территории Брянской области действуют 22 организации, выполняющие научные исследования и разработки (2,5 исследователя на 10 тыс. населения, по России – 28,9 исследователя). Насчитывается 59 докторов наук, 338 кандидатов наук, 50 профессоров, 268 доцентов. При этом круг их научных интересов широк, и крайне трудно сконцентрировать работу учёных для решения актуальных технических или экономических проблем без программы.

Развитие малого предпринимательства как мера по выходу из депрессивного состояния
Тормоз в восстановлении промышленного потенциала региона – отсутствие принятой программы развития промышленности региона. Программный подход для решения многих проблем экономики вполне оправдал себя, и, возможно, не надо дожидаться принятия федеральной программы развития промышленности, а следует разработать региональную программу, в которой бы чётко были определены приоритеты развития, просчитаны финансовые потребности, разработан механизм реализации.

Представляется, что большую роль в выходе региона из депрессивного состояния может сыграть малое предпринимательство. «Опыт развитых индустриальных стран, справившихся со структурным кризисом середины 70-х гг. ХХ в., показывает, что вызванный кризисом глубокий экономический спад может быть преодолён не только с помощью государства. Эндогенное региональное развитие сыграло значительную роль в выходе регионов из кризисных ситуаций. Методы стимулирования эндогенного развития связаны в основном с активизацией внутреннего потенциала проблемных регионов, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации и др., накопленный экономический капитал) и состояние «человеческого капитала» (квалификация, образование, предприимчивость, творческий потенциал населения)» [7].

К эндогенному подходу следует отнести и развитие сотрудничества между властными структурами и частными предпринимателями по формированию эффективной экономической среды, созданию разветвлённой сети предпринимательских и производственных услуг, стимулированию развития кооперационных связей между предпринимательскими структурами. Анализ динамики основных показателей развития малого предпринимательства за период с 2002 г. по 2006 г. включительно показывает, что за этот период произошли некоторые изменения в экономической активности малого предпринимательства на территории Брянской области.

За указанный период общее количество малых предприятий снижалось. Если на начало 2002 г. произошло увеличение на 2,1%, то уже на начало 2003 г. наблюдалось уменьшение на 5,6%, а на начало 2005 г. снижение составило 6,0%. Если же сравнить общее количество малых предприятий на начало 2006 г. с началом 2002 г., то за четыре года произошло значительное снижение – на 20,7% [11]. Сокращение числа малых предприятий частично можно объяснить ростом числа индивидуальных предпринимателей [9]. Усиление налогового бремени со стороны государства вызвало переход части малых предприятий в разряд предпринимателей без образования юридического лица, так как им можно использовать упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности.

Численность занятых на малых предприятиях за три года изменялась неравномерно. Снижение на 24,1% наблюдается в 2004 г., но уже в 2005 г. положение улучшается, и по сравнению с 2001 г. рост занятых составляет 106,7%. Количественно этот показатель не достигает уровня 2000 г. (меньше на 6,7 тыс. чел).

Неравномерность развития малого предпринимательства (МП) по отраслям очевидна. В условиях неразвитости рыночных отношений и депрессивного состояния региона необходимо государственное регулирование малого предпринимательства. Под ней понимается экономическое, правовое и институциональное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития МП [10]. Одним из способов регулирования, на наш взгляд, является использование отраслевых планов реструктуризации предприятий, развития производства, освоения новых видов продукции. Регулирование малого предпринимательства на основе отраслевых планов вполне возможно и необходимо в условиях развития рыночных отношений. К этому не следует относиться как к возврату к командно-административной системе, когда планы имели силу закона и регламентировали каждый шаг в хозяйственной деятельности. Ориентироваться на эти планы полезно и необходимо, тем более что они в настоящее время носят индикативный характер. Рассмотрим несколько примеров.

Дорожное строительство на территории региона содержит потенциальные возможности для развития малого предпринимательства в отрасли автомобильного транспорта. По данным на начало 2004 г., в городах и районах Брянской области работают 18 предприятий транспорта общего пользования, в том числе 8 акционерных обществ, 8 муниципальных предприятий, 2 некоммерческих партнёрства. Примечательно, что в области работают ещё около 600 предпринимателей, имеющих лицензии на перевозки грузов и пассажиров. С открытием новых транспортных маршрутов возрастёт число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. Так, в 1-м полугодии 2006 г. специализированными организациями автомобильного транспорта и индивидуальными предпринимателями Брянской области, занимающимися коммерческими перевозками грузов, перевезено 218,6 тыс. тонн грузов, в том числе малыми организациями 78,5 тыс. тонн, или 35,9%. Малыми организациями подотрасли перевезено 2964,3 тыс. чел., что составляет 12,0% общего числа, малыми организациями других отраслей – 2 591,1 тыс. чел., или 10,3% всех пассажирских перевозок. Объём этих услуг возрос на 13,7% к соответствующему периоду 2003 г. [10].

Строительство как одна из отраслей промышленности имеет возможность развиваться благодаря повышению жизненного уровня населения и его вкладам в жилищное строительство. Планы застройки городов, посёлков, других населённых пунктов являются отправной точкой для прогнозирования потребности в материальных, трудовых ресурсах малых предприятий. В настоящее время для производства отделочных работ во вновь построенном жилье в основном привлекаются малые предприятия или граждане, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность.

Особое внимание следует обратить на крупные фирмы, имеющие возможность планово и целенаправленно организовать производственную кооперацию с малыми предприятиями. Так, ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» заявила о намерении вложить 500 млн дол. в финансирование проекта по созданию в регионе нефтеналивного терминала, сети автозаправочных станций, предприятий по переработке нефтепродуктов. Примечательно, что речь не идёт о создании дочерних компаний или аффилированных структур. Наоборот, обязательным условием для создаваемых в рамках проекта малых предприятий будет выкуп ими, после достижения прибыльности и окупаемости затрат, той доли, которая первоначально будет принадлежать в этих предприятиях ОАО «АК «Транснефть» [11].

Из приведённых примеров видно, что существенное влияние на развитие малого предпринимательства оказывают те отрасли, которые связаны с удовлетворением потребностей населения. В промышленной сфере существует ряд проблем, ограничивающих развитие малых промышленных предприятий. Это прежде всего разрушение базовых отраслей промышленности и низкий уровень развития производства на пока ещё работающих предприятиях. При низкой конкурентоспособности отечественной продукции, замкнутом цикле производства большинства перерабатывающих предприятий весьма ограничена ниша для малого бизнеса.

Несмотря на то, что многие малые предприятия различных отраслей промышленности сформировались на базе и при содействии крупных предприятий, дальнейшее их развитие далеко не всегда связано с материнскими компаниями. Одни из них перепрофилировались, другие обанкротились, третьи продолжают существовать, выполняя посреднические функции. Удельный вес малых промышленных предприятий в структуре малого бизнеса России снизился с 17,0% в 2002 г. до 12,0% в 2007 г.

В этих условиях важнейшей задачей является воздействие на развитие промышленных отраслей малого предпринимательства, способных взять на себя значительную часть проблем, связанных с развитием промышленного сектора в регионе. При этом следует учитывать как региональную структуру крупного бизнеса, исторически сложившуюся в прошлом веке, так и изменения, произошедшие за последние десять лет. Например, формирование экономики Брянской области как ресурсоперерабатывающего региона в советский период и снижение объёмов производства в перестроечный период сказались и на ограниченном развитии перерабатывающих отраслей промышленности малого бизнеса. Малые предприятия промышленности Брянской области  составляют 12,1% всех малых предприятий региона.

«…Сформировавшаяся в России модель экономического роста в целом неблагоприятна для обрабатывающего сектора. Уровень рентабельности и, соответственно, инвестиционной привлекательности отраслей, производящих продукцию высокой степени переработки, существенно уступает сырьевым секторам экономики. Повлиять на существующее положение вещей могут только весьма значительные вложения в техническое перевооружение» [1]. Однако низкая инвестиционная привлекательность в промышленном секторе экономики и высокие ставки по долгосрочным кредитам не позволяют использовать заёмные ресурсы, а собственных средств катастрофически не хватает. Помочь здесь может только федеральная промышленная политика, сбалансированная по отраслям экономики и направленная на повышение привлекательности обрабатывающего сектора экономики. В настоящее время его влияние на малый бизнес крайне слабо. До тех пор, пока не будут приняты меры к возрождению обрабатывающих отраслей, выводу их из кризиса, не будет значительного влияния этого сектора экономики на развитие малого предпринимательства.

Для вывода Брянщины из депрессивного состояния особым покровительством должно пользоваться малое, наукоёмкое, венчурное предпринимательство. Известно, что возможности малого предпринимательства используются в нашей стране крайне неудовлетворительно, особенно в инновационной сфере. В связи с этим большое значение приобретают устойчивое взаимодействие всех субъектов научно-технической и производственной сферы, развитие единой инновационной инфраструктуры, обеспечение эффективного использования национального научного и технологического потенциалов.

Литература
1. Адамчик А.Н., Кистанов В.С. Упорядочить государственную поддержку регионов // Труды ОрГТУ. – 2005. – № 3.
2. Артоболевский С.С., Вилкенс Г. Группировка российских регионов с целью территориальной концентрации федеральной поддержки. – М.: Мысль, 2004. – 416 с.
3. Атрощенков В.В., Зернин К.И. Зарубежный опыт антидепрессионной региональной политики. – Новосибирск: Наука, 2002. – 338 с.
4. Гринберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2000. – 441 с.
5. Ларичева В.И. Региональная политика в странах с рыночной экономикой. – М: Экономика, 2004. – 281 с.
6. Пруоль В.М. Анализ состояния региональной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 396 с.
7. Сергеенко А.М. Анализ тенденций развития регионов России в 2000–2005 годах // Вопросы экономики. – 2006. – № 2.
8. Сухарев В.А. О государственной промышленной политике России. Проблемы формирования и реализации. – М.: Статистика, 2007. – 440 с.
9. Тарасов А.П. Приграничный регион: опыт анализа международных связей. – Брянск: Брянский рабочий, 2003. – 225 с.
10. Брянская область и регионы России: Стат. сборник. – Брянск, 2006. – С. 46–57.
11. Социально-экономическое положение Брянской области в 2006 году. – Брянск, 2007. – С. 14–25.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».