Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2009 год | Статьи из номера N4 / 2009

Роли российского делового человека: от предпринимателя до лидера

Мальцев В.П.,
канд. биол. наук, независимый
консультант по управлению;

Шокин Ю.П.,
канд. техн. наук,
ст. научный сотрудник
ЗАО «ВНИИ Галургии»,
г. Санкт-Петербург;

Абрамочкин А.Ф.,
аспирант Северо-Западного
государственного заочного
технического университета

Более семидесяти лет ХХ века предпринимательство(1) в нашей стране осуждалось обществом и преследовалось законом. Сегодня в России насчитывается 4–4,5% предпринимателей (это 2,8–3,2 млн человек) от общего количества работающих в стране. Какие роли типичны для российского бизнесмена?

Первой ролью начинающего бизнесмена является роль предпринимателя [1]. Успех предприимчивых во все времена зависел от инициативы, смелости и энергии. Предприниматель берёт на себя риск и ответственность за свои средства, за других людей, которые у него работают и тратят на него часть своей жизни, за результат деятельности предприятия и его прибыль. На этом этапе психологически сложно принять на себя ответственность за получение прибыли. Если предприниматель на первых порах примиряется с возможностью неприбыльной работы, он перестаёт быть предпринимателем. Особенностями роли предпринимателя являются «свежее» видение рынка, непосредственное участие в разработке технологии, в процессе производства и продаже товаров, оказании услуг.

Следующим этапом пути бизнесмена является роль менеджера. Он организует процесс и управляет им через людей, но сам в этом процессе не участвует. Главным объектом его деятельности является трудовой коллектив, а главным занятием – организация работы коллектива.

Основная психологическая трудность – проблема роста. Происходит отрыв от взращённого в трудах и заботах собственного дела-детища. Психологически тяжело делегировать  тветственность и полномочия, приходится учиться доверять своим подчинённым и проверять их таким образом, чтобы не разрушить взаимного доверия.

Приходится учиться организовывать и мотивировать коллектив на эффективную работу. Менеджер – это наиболее серьезный этап развития роли бизнесмена. Бизнесмен входит в роль менеджера несколькими шагами. Первый шаг – научение управлять временем, делегировать ответственность, быть личностно эффективным (уметь делать самому).


(1) Фактически предпринимательство в России было вновь легализовано по Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Указом Президента Российской Федерации Б. Ельцина от 30 ноября 1992 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».


Второй шаг – оперативный менеджмент: поиск и подбор кадров, работа по их обучению, непрерывный, непосредственный контроль, оценка исполнения, умение управлять совещаниями и принимать коллективные решения. Пока ещё менеджер непосредственно соприкасается с управляемыми им людьми. Далее с непосредственным общением ему придётся расстаться.

Третий шаг – менеджеру приходится иметь дело с документами, видеть дело через бумаги, становясь управленцем.

Четвёртый шаг – получение навыков административного управления (планирования, организационного исполнения, контроля и развития).

В круге пятом менеджер овладевает навыками организационного развития, для которого характерны стратегическое и организационное планирование, стратегический контроль, управление организационной культурой фирмы. На этом уровне менеджер улавливает динамику корпоративной культуры и учится развивать её.

На следующем шаге менеджер овладевает искусством организационных изменений. Он учится менять организационные параметры бизнеса, не боясь резких перемен в структуре, людях и их функциях. Прошедший шесть шагов специалист по праву может называться «топ-менеджер».

Движение по лестнице ролей сопряжено с внутренними изменениями. Каждая роль требует личностной перестройки. Человек должен принять её неизбежность. Развитие предпринимателя остановится на том уровне, где эти внутренние барьеры преодолеть не сможет.

Разумеется, личностное восхождение к менеджеру может оказаться уделом и наёмного работника, и собственника. Восхождение собственника связано с гораздо большими напряжениями. Каждый шаг – это риск собственными средствами, человеческим капиталом организации, прибылью и социальным статусом. Естественно, на тяжёлом подъёме чаще хочется остановиться и даже поручить завершение восхождения «шерпе» – наёмному управленцу.

Следующая за менеджером деловая роль – инвестор. Новизна деятельности в этой роли – поиск и отбор перспективных предпринимателей, хороших предприятий и перспективных сегментов рынка. Если удаётся их соединить, можно надеяться на хорошую прибыль.

Инвестору приходится учиться мыслить аналитически, отстраняясь от личных симпатий и антипатий, свыкаясь с мыслью о неизбежных потерях средств в ходе научения. Четвёртая роль – лидер. Успешный и надёжный лидер должен обладать пятью главными качествами: быть честным и пользоваться доверием подчинённых людей, добиваться поставленной цели, хорошо работать в команде, уметь мотивировать и вдохновлять других, а также быть готовым в случае необходимости принять всю ответственность на себя. Эти достоинства формируются в процессе работы при последовательном исполнении ролей в бизнесе.

Наибольшая сложность для лидера в отсутствии примеров и прототипов: он первый, и всё надо изобретать. Поэтому лидеру необходимо творчество. Лидер – очень тяжёлая роль, связанная с рисками, большими затратами денег, времени и людских ресурсов. Это тяжёлый крест, к которому, однако, стремятся многие.

Женщины и мужчины в равной степени наделены лидерскими качествами [3].

В 2004 г. (ор. сit.) женщины возглавляли 40 % предприятий малого и среднего бизнеса в России. Женщины склонны чаще демонстрировать заботу о подчиненных, готовность обсудить иную точку зрения, эффективнее работают в команде и внушают больше доверия коллективу. Женщина, взявшая на себя бремя руководителя, чаще всего успешно справляется со своей ролью. Мужчинам-лидерам лучше удаётся мотивировать и увлекать за собой сотрудников. Кроме того, они более последовательны, сосредоточенны и реже отступают от ранее намеченного курса.

Интересна статусная аберрация восприятия лидера в коллективе. Психологический опрос работников выявил, что должность руководителя фирмы, независимо от пола, добавляет человеку в глазах подчиненных 3–4 года возраста, до 10 см роста, заставляет считать руководителя более самоуверенной, бескомпромиссной и жёсткой личностью [4].

Чтобы стать успешным, придётся освоить роли предпринимателя, менеджера, инвестора. 10–15% жаждущих успеха смогут освоить и роль лидера. Но этот успех приходит лишь к талантливым предпринимателям, готовым постоянно совершенствоваться, тренировать себя, постоянно обучаться и неустанно познавать искусство бизнеса.

Литература
1. Мальцев В.П. Деловые роли и их взаимодействие // Top Manager, январь 2000.
2. Прохорова В.В. К вопросу о гендерном неравенстве в российском бизнесе. Социально-экономические тенденции в российском бизнесе (общеуниверситетская студенческая научная конференция, 27–29 марта 2008). – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2008.
3. СОSМО-эксперимент. Обманываться рады // Cosmopolitan, февраль 2008.
4. Венедиктова В.И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека). – М.: Институт новой экономики, 1996.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».