Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2009 год | Статьи из номера N6 / 2009

Исследование внедрения и использования риск-менеджмента на предприятиях калининградской области

Поляков Р.К.,
к. э. н., Калининградский
государственный технический
университет

Риск-менеджмент существует в двух сравнительно независимых друг от друга ипостасях – финансовой и нефинансовой. Управление финансовыми рисками развито гораздо лучше, поскольку в большинстве своем они подлежат количественной оценке, и их анализ проводится с использованием математических моделей и аппарата теории вероятности. Финансовый риск-менеджмент в России достаточно успешен, над его развитием работают профессиональные математики, он хорошо внедрён в банках, страховых и инвестиционных компаниях.

Первыми отечественными компаниями нефинансового сектора [1], которые начали внедрять элементы риск-менеджмента, были крупные топливно-энергетические компании (ТЭК). Вслед за нефтяной отраслью систему риск-менеджмента стали внедрять и другие экспортно ориентированные промышленные компании, а следом и большинство компаний «голубых фишек». В большинстве случаев развитие риск-менеджмента обозначено в крупных корпорациях, холдингах и промышленных компаниях. На средних и малых предприятиях внедрение системы риск-менеджмента идёт медленнее. В табл. 1 представлен SNW-анализ(1) развития риск-менеджмента в отраслях промышленности России.

В Калининградской области есть предприятия, внедрившие систему риск-менеджмента. Большинство из них непосредственно связано с крупными промышленными группами или являются их дочерними компаниями, филиалами.

Риск-менеджмент в Калининградской области используют:
- все банки, инвестиционные, финансовые, страховые компании;
- предприятия связи и телекоммуникации («ВымпелКом», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», ФГУП «Почта России»);
- компании ТЭК («Лукойл», «Роснефть», «Газ пром», РАО «ЕЭС России»);
- транспортные («Российские железные дороги»);
- пищевой промышленности («Пивоварня Ивана Таранова»);
- компании машиностроения и металлообработки («Автотор»);
- предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности («Неманский целлюлозно-бумажный комбинат»).


(1) SNW – анализ слабых и сильных сторон (от Strength (сильная), Neutral (нейтральная) и Weakness (слабая)).


Иначе обстоит дело с малыми предприятиями (МП). На начало 2008 г. в Калининградской области насчитывалось более 10 тыс. малых предприятий и зарегистрировано более 24 тыс. индивидуальных предпринимателей. Из них в производстве заняты 13% малых предприятий, а доля инновационных составляет всего 0,5%.

Предпринимательский климат Калининградской области благоприятен для ведения бизнеса. Однако предприниматели и инвесторы малого бизнеса слабо используют эти условия. Это связано с тем, что у малых предприятий недостаточно развита система оценки рисков, и их деятельность в большей степени направлена на концентрацию своих ресурсов в том сегменте отрасли, где они работают. Данную тенденцию показывают также показатели инвестиционного и инновационного рисков.

По данным Рейтингового агентства «Эксперт» [2], Калининградская область вошла в группу российских регионов с «пониженным потенциалом» развития и «умеренным» инвестиционным риском. Региону присвоен инвестиционный рейтинг 3B1 (пониженный потенциал – умеренный риск).

Средневзвешенный индекс риска в эксклаве составляет 0,858 (Россия в целом = 1).

При этом в 2007–2008 гг. его уровень незначительно вырос – на 0,090. Наиболее серьёзными для региона являются социальные, криминальные, финансовые и экологические риски. В то же время политические, экономические и законодательные риски в Калининградской области невысоки (табл. 2).

 

Доля эксклава в общероссийском инвестиционном потенциале в 2006 г. составляла 1,051% (вся Россия = 100%), в 2007 г. – 0,943% и в 2008 г. – 0,965%. За последний год она выросла на 0,030%. Хуже всего обстоят дела с инфраструктурным, институциональным, производственным и туристическим потенциалом; лучше всего – с трудовым, потребительским, финансовым, инновационным и природно-ресурсным. Инфраструктура региона не справляется с возросшими потребностями региона, хотя его территория с давних времён покрыта густой сетью автодорог, а в области всё ещё действует режим свободной экономической зоны, благоприятный для инвесторов и предпринимателей.

В малом бизнесе практика оценки рисков существует, но избирательно – на этапе разработки бизнес-проектов и при пополнении оборотных средств за счёт кредитования в банковских структурах, а также при проверках (аудиторских, экологических) и при анализе техники безопасности объектов жизни деятельности, при управлении дебиторской и кредиторской задолженностью.

Риск-менеджмент на малых предприятиях не является системой. Причины – дороговизна её внедрения, малое знакомство предпринимателей с риск-менеджментом, отсутствие подходящих малых предприятий, методик и специалистов. Примеры риск-менеджмента можно найти в различных отделах МП: финансово-экономическом, бухгалтерском, юридическом, экологическом, безопасности жизни деятельности, коммерческом, но комплексного риск-менеджмента нет. Риски не выявляются, оценка выявленным рискам не даётся, и в дальнейшем работа по их предупреждению, оценке и управлению не ведётся. Исследование показало, что значимость риск-менеджмента как эффективной системы управления не понята представителями малого бизнеса Калининградской области.

Литература
1. Поляков Р.К., Ходжаев Р.Ш. Создание подсистемы риск-менеджмента в сфере  предпринимательства: Монография. – Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2007.
2. Материалы сайта www.raexpert.ru (Рейтинговое агентство «Эксперт»).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».