Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N6 / 2010

Механизм информационного обеспечения экологического менеджмента

Савкин В.И.,
канд. сельскохоз. наук,доцент
Орловского государственного
аграрного университета

Экологические проблемы разрешимы только при достоверной, своевременной и полной информации о них.

Слабость современного информационного обеспечения ухудшает качество принимаемых как властью, так и хозяйствующими субъектами стратегических и тактических решений, снижает эффективность управления и препятствует устойчивому развитию. Безусловно, система управления устойчивым эколого-экономическим развитием будет формироваться долго, осколочно. Трудно будет оценивать её эффективность. Но залогом её успешного развития будет оставаться принцип наиболее полного учёта всех доступных факторов – информационного, организационно-правового, ресурсного.

Для принятия стратегического решения субъект управления должен обладать необходимой (полной, своевременной и достаточной) информацией:
1) об объекте, на который направлено его воздействие;
2) о возможных способах реализуемого воздействия;
3) о вероятности получения желаемого результата;
4) и, наконец, о негативных последствиях.

В системе экологического менеджмента, понимаемого как многоуровневая система отношений между субъектами и объектами управления, движение информации только в одном направлении недопустимо. Субъект управления, аккумулирующий информационные ресурсы, должен выступать как центр накопления данных, их обработки и последующего распространения, а объект должен их использовать в практической деятельности.

Таким образом, информационное обеспечение экологического менеджмента следует понимать как систему взаимоотношений по поводу формирования, распространения и применения  информационных ресурсов (рис. 1). Информационное обеспечение экологического менеджмента представляет систему взаимоотношений по поводу формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на конкретной территории, их участии в реализации экологической политики региона, распространении информации о проблемах и достижениях в решении экологических задач и создании условий для применения наиболее перспективных способов и методов предотвращения и компенсации экологического ущерба. Система информационного обеспечения экологического менеджмента объединяет три составляющие.

Первой составляющей системы является подсистема формирования информационных ресурсов, включающая сбор информации, её обработку и приведение в формат, удобный для использования заинтересованными лицами. Самым главным аспектом управления на стадии формирования информации должен стать принцип актуальности, то есть подлинного отражения ситуации, доведённой до сведения субъекта управления в кратчайшие сроки. Очевидно, что далеко не все хозяйствующие субъекты готовы добровольно заявлять о своих недостатках в работе, особенно если это сопряжено со штрафными санкциями, административными взысканиями, а иногда и уголовной ответственностью.

Таким образом, сбор информации не должен ограничиваться лишь теми данными, которые будут предоставлять сами субъекты экономической деятельности. Обязательным условием создания отвечающего потребностям заинтересованных лиц информационного пространства должно стать применение источников информирования в комплексе (тех, кто является потенциальным производителем экономико-экологического ущерба, и тех, кто в пределах своей компетенции обязан отвечать за его минимизацию). Для получения достоверной информации целесообразно создавать независимые службы в структуре управления, занимающиеся аудитом эколого-экономической ситуации.

Однако основная проблема данной подсистемы информационного обеспечения менеджмента кроется отнюдь не в «добыче полезной информации», а в её обработке. Дело в том, что структуры управления достаточно консервативны и предпочитают подкреплять свои решения данными, сформированными другими структурами управления.

Иначе говоря, власть в своей деятельности руководствуется привычными статистическими данными, обобщёнными по традиционным критериям (сферам производства, территориальному принципу, видам ущерба). Целью информационного блока экологического менеджмента должно стать создание системы обработки уже обобщённых органами статистики данных. Моделей обработки информации предложено много. Е.А. Бычкова предлагает строить социально-экологический рейтинг социальных субъектов (предприятий) [1]. Уровень рейтинга социальных объектов в данном случае будет определяться как сумма 40 социологических показателей, получающихся при наложении вертикальной структуры социума (способности, потребности, деятельность, отношения, институты) на горизонтальную (экономика, экология, наука, искусство, педагогика, управление, медицина, физкультура). В результате анализа динамики показателей возможно оценивать эффективность воздействия на различные социальные образования и сферы деятельности.

Не менее интересна модель, предложенная А.М. Аникиным и Е.В. Рюминым [2].

Авторы предлагают использовать разработанный им анализ в общероссийском масштабе. Но кластеры применимы и при обработке информации регионального уровня (рис. 2).

Во-первых, в качестве критериев кластеризации проводимых исследований используются показатели, вполне рассчитываемые и на уровне районов того или иного региона:
- валовой продукт на душу населения;
- валовой продукт на одного занятого в экономике;
- объём промышленной и (или) сельскохозяйственной продукции на одного работника;
- валовая добавленная стоимость на одного работника;
- объём продукции сырьевых отраслей на одного работника;
- объём продукции ведущих перерабатывающих отраслей на одного работника.

Объединение районов в кластеры позволит определять наиболее нуждающихся в поддержке.

Во-вторых, кластерный анализ в данном случае основывается на данных статистической отчётности, что значительно упрощает обработку информации. Поскольку задачей обработки информации в конечном счёте является приведение её в «удобоваримую» форму, целесообразно, выбирая критерии систематизации данных, исходить из требований потенциальных пользователей. В этой связи значительную роль может сыграть организация и проведение опросов заинтересованных лиц, выявление наиболее востребованных сфер познания.

Вторая составляющая информационного обеспечения экологического менеджмента подразумевает создание системы – проводника информации. Разумеется, речь идёт о системе баз данных, в которых должны учитываться по меньшей мере два основных условия:
1) доступность информации как в физическом смысле этого слова, так и в интеллектуальном;
2) комплексность данных, включающая правовой, технический, технологический,  организационный и ресурсный аспекты.

На сегодняшний день проблема доступности информации может решаться различными  способами. В работе А.В. Веселовского [3] подробно описана методика создания компьютерной системы информации для неограниченного количества заинтересованных пользователей. Как подчеркивается автором, такие проекты, как «Электронная Земля», дают возможность для: интеграции разнородных приложений и предоставления единой точки входа; доступа к совокупным ресурсам ряда серверов, замкнутых на центральном сервере; персонифицированного и настраиваемого интерфейса; идентификации пользователей; защищённости информационных ресурсов.

Однако распространение информации об эколого-экономическом аспекте развития не следует ограничивать только компьютерными технологиями. Целесообразно активно задействовать средства массовой информации, связи управления с общественностью [4].

Назначение третьей подсистемы информационного обеспечения экологического менеджмента реализуется в практическом применении собранных и обработанных данных.

Потребителями информационных ресурсов на данной стадии являются как субъекты, так и объекты управления. Субъектам управления информация необходима для выявления основных тенденций развития эколого-экономической ситуации в регионе и принятия стратегических решений. Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет провести:
- оценку социально-эколого-экономической ситуации в регионе;
- оценку уровня предотвращенного экологического ущерба;
- оценку потенциально опасных с экологической точки зрения производств;
- оценку эффекта природоохранных мероприятий (рис. 3).

Оценку социально-эколого-экономической ситуации целесообразно проводить по факторам интегрального развития региональной экологической системы, а именно по природо-эколого-антропогенному фактору благосостояния и экономического развития [5]. В ходе оценки выявляются состояние и динамика ряда показателей. Так, по природно-эколого-антропогенному фактору оцениваются:
- комплекс наземных, водных и воздушных природных ресурсов;
- совокупность воздействия на окружающую среду.

В зависимости от особенностей и производственной специфики дополнительно могут оцениваться состояние сельскохозяйственных земель, целостность природных систем и т. п., фрагментирующих в процессе хозяйственной деятельности.

По фактору благосостояния проводится оценка через социально-демографические показатели, показатели качества жизни и благополучия и инфраструктурные показатели.

В качестве социально-демографических показателей, учитываемых при анализе, могут использоваться показатели численности населения, в том числе городского и сельского, плотность населения, уровень занятости, в том числе по отраслям производства и обслуживания. К показателям качества жизни можно отнести продолжительность жизни, уровень рождаемости и смертности, уровень заболеваемости различными заболеваниями, уровень образования. Инфраструктуру характеризуют показатели обеспеченности жильём, оснащённость системами водоснабжения и канализации, уровень газофикации населённых пунктов.

По фактору экономического развития оценивается состояние экономической деятельности, финансовой и инновационно-инвестиционной работы. Экономическая деятельность характеризуется показателями объёма производства продукции различных отраслей, производительностью труда, структурой валового регионального продукта.

Финансовая составляющая характеризуется показателями налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, структурой расходной части бюджета, уровнем дотаций в регионе. И наконец, инновационно-инвестиционная деятельность отражается в показателях уровня инвестиций, в том числе и в природоохранную деятельность, степенью технической оснащённости производства, уровнем модернизации технологических процессов, количеством инноваций и нововведений, их освоенностью.

Результатом оценки социально-эколого-экономической ситуации должно стать выявление тенденций развития территории, позволяющих определить:
- динамику ухудшения состояния окружающей среды, выражающегося в истощении и загрязнении природных ресурсов, образовании искусственных ландшафтов, нарушении целостности биологических систем;
- диспропорции в развитии производства и состояния природной среды;
- усиление влияния среды обитания на экологию человека, приводящее к росту заболеваний, сокращению продолжительности жизни и ухудшению её качества;
- динамику урбанизации, тесно связанной с чрезмерной концентрацией населения;
- направления трансформации сельскохозяйственного производства;
- вероятность техногенных катастроф.

На основе выявленных тенденций развития субъект управления формирует стратегические альтернативы, каждая из которых в совокупности оценивается с учётом:
- возможных воздействий на окружающую среду;
- существующих экологических ограничений;
- имеющихся взаимосвязей с социальными, экономическими параметрами региональной системы;
- критериев оценки мер по предупреждению возникновения негативных последствий.

Из предлагаемых альтернатив выбираются те, которые полнее способствуют разрешению проблемной экологической ситуации. С учётом финансовых возможностей управления разрабатывается комплекс мероприятий по повышению качества социально-эколого-экономической системы.

Таким образом, формирование информационной базы устойчивого эколого-экономического развития (рис. 4) как основы для экономического анализа и принятия стратегических управленческих решений необходимо рассматривать как модель, включающую механизм сбора, обработки, применения и распространения информации как субъектами, так и объектами управления. Однако остаётся открытым вопрос обработки информации и выработки комплексных показателей, характеризующих устойчивость развития экономики как отдельных хозяйствующих субъектов, так и территории в целом.

Литература
1. Бычкова Е.А. Региональный менеджмент: социально-экологический аспект // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 4.
2. Аникин А.М., Рюмин Е.В. Кластерный анализ регионов по уровню использования природно-ресурсного потенциала // Экономика природопользования. Обзорная информация. – Вып. 5.
3. Веселовский А.В. Общие вопросы охраны окружающей среды // Экономика  природопользования. – 2007. – № 6.
4. Залесский Л.Б. Экологический менеджмент : учеб. пособие для вузов. – М. : ЮнитиДана, 2004.
5. Садыкова Э.Ц. Регулирование устойчивого развития региональной экономической системы с экологической регламентацией. – Улан-Удэ, 2009.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».