Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Управление требованиями к качеству образовательных услуг на разных уровнях системы менеджмента непрерывного образования

Писаренко К.Э.,
к. т. н., инженер по качеству отдела качества,
доцент кафедры «Вычислительная техника
и инженерная кибернетика»,
внутренний аудитор системы
менеджмента качества
ФГБОУ ВПО
«Уфимский государственный
нефтяной технический университет»


Системы менеджмента образовательных учреждений и предприятий – участников системы непрерывного образования можно рассматривать как структуры, состоящие из пяти основных связанных уровней: менеджмент знаний, менеджмент качества, организационный менеджмент, оперативный менеджмент и исполнение решений (рис. 1) [1; 2; 3].

Такая структуризация даёт чёткое распределение ответственности за менеджмент и реализацию процессов каждого уровня, которые имеют свои критерии оценки качества. Например, при такой структуризации заведующий кафедрой не отвечает за всё, а появляется реальная возможность проследить вклад в конечный результат исполнителей разного уровня [3].

Каждый из уровней связан между собой потоками информации [1; 2; 3]:
- требованиями к построению системы менеджмента;
- знаниями, необходимыми для инноваций в процессах, системе менеджмента, продукции и услугах;
- информацией о выполнении требований системы менеджмента качества (СМК);
- информацией о результативности и эффективности подсистем системы менеджмента;
- планами работ, процессов, структурных подразделений, проектов;
- информацией о выполнении планов.

От качества каждого уровня менеджмента и взаимодействия между ними зависит качество всей системы менеджмента. Для обеспечения такого качества необходимы методы оценки качества каждого из уровней менеджмента.

На рис. 2 представлена диаграмма IDEF0 верхнего уровня предлагаемой модели метода анализа качества уровней системы менеджмента непрерывного образования на основе опросов её участников.

https://www.dis.ru//gif/manag/arhiv/2013/4/11/upravlenie_trebovaniyami_k_kachestvu_obrazovatelnykh_uslug_na_raznykh_urovnyakh_sistemy_menedzhmenta2.png

Для оценки развития уровней системы менеджмента в системе непрерывного образования предлагается шкала, представленная в табл. 1. Пример оценки уровней развития системы менеджмента непрерывного образования на основе опросов участников приведён в табл. 2. В табл. 3 представлен пример обобщённой оценки на основе данных, взятых из табл. 2. Из табл. 3 следует необходимость первоочередных улучшений в следующих областях:
- оперативный менеджмент – у всех участников системы непрерывного образования;
- менеджмент качества – в ООУ, НПО, СПО и на предприятиях.

 

https://www.dis.ru//gif/manag/arhiv/2013/4/11/upravlenie_trebovaniyami_k_kachestvu_obrazovatelnykh_uslug_na_raznykh_urovnyakh_sistemy_menedzhmenta4.png

На основе результатов исследований и разработок:
- цикла системы менеджмента знаний [5];
- роли и места системы менеджмента качества в общей системе менеджмента образовательного учреждения [5];
- взаимосвязи между критериями инновационного развития образовательного учреждения, критериями модели совершенства EFQM и знаниями образовательного учреждения [5];
- распределения подходов к менеджменту по процессам образовательного учреждения [2; 5; 6; 7];
- модели «Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний» [5];
- распределения подходов и методов их оценки по критериям и концепциям модели совершенства EFQM [2; 5; 6; 7];
- модели «Развитие системы непрерывного образования на основе СМК её участников» [8];
- метода анализа качества уровней системы менеджмента непрерывного образования на основе опросов её участников предлагается модель «Метод управления требованиями к качеству образовательных услуг на разных уровнях системы менеджмента» (рис. 3).

 

https://www.dis.ru//gif/manag/arhiv/2013/4/11/upravlenie_trebovaniyami_k_kachestvu_obrazovatelnykh_uslug_na_raznykh_urovnyakh_sistemy_menedzhmenta6.png

https://www.dis.ru//gif/manag/arhiv/2013/4/11/upravlenie_trebovaniyami_k_kachestvu_obrazovatelnykh_uslug_na_raznykh_urovnyakh_sistemy_menedzhmenta8.png

https://www.dis.ru//gif/manag/arhiv/2013/4/11/upravlenie_trebovaniyami_k_kachestvu_obrazovatelnykh_uslug_na_raznykh_urovnyakh_sistemy_menedzhmenta10.png

https://www.dis.ru//gif/manag/arhiv/2013/4/11/upravlenie_trebovaniyami_k_kachestvu_obrazovatelnykh_uslug_na_raznykh_urovnyakh_sistemy_menedzhmenta12.png

Регламентирующие метод документы: «Показатели и критерии качества требований» (табл. 4) и «Показатели и критерии инновационного развития образовательного учреждения».

 

https://www.dis.ru//gif/manag/arhiv/2013/4/11/upravlenie_trebovaniyami_k_kachestvu_obrazovatelnykh_uslug_na_raznykh_urovnyakh_sistemy_menedzhmenta14.png

Результаты моих исследований показывают возможность выделить пять основных взаимосвязанных критериев уровня инновационного развития образовательных учреждений:
- внедрение технологических и концептуальных инноваций (трансфер знаний, технологий и персонала);
- инновационно ориентированные программы обучения;
- инновационная организация деятельности;
- инновационная система открытости и коммуникаций;
- инновационная система самооценки и сертификации.

Таким образом, предложенные модели и методы позволяют участникам системы непрерывного образования (прежде всего руководителям образовательных учреждений и предприятий, а также лицам, ответственным за развитие системы образования на государственном уровне) подойти к решению проблем улучшения качества образования с позиций последовательного улучшения всех уровней менеджмента и управления.

Литература
1. Писаренко К.Э., Елисеев Н.И., Квитко В.Ж. Инновационное образовательное учреждение по стандарту JIS/TR Q 0005:2005: комплексный подход к инновациям / под ред. Р.Г. Шарафиева. – Уфа : ГОУ «Республиканский учебно-научный методический центр Минобразования Республики Башкортостан», 2009.
2. Писаренко К.Э., Шарафиев Р.Г. Подходы к обеспечению качества менеджмента образовательных услуг: монография. – Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2011.
3. Григорьев Л.Ю., Крупина М.С., Писаренко К.Э. Структура управления процессами в системе менеджмента качества вуза // DAS Management, г. Макеевка (Украина). – 2012. – № 1. – С. 75–82.
4. Определение Совершенства. Буклет-вопросник с 50 вопросами на основе девяти критериев Модели Совершенства EFQM. Простое руководство для организации первой самооценки/EFQM, 1999.
5. Писаренко К.Э. Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 59–66.
6. Писаренко К.Э., Квитко В.Ж., Шарафиев Р.Г. Улучшение качества менеджмента высшего образования с помощью модели Совершенства EFQM // DAS Management, г. Макеевка (Украина). – 2011. – № 4. – С. 45–49.
7. Писаренко К.Э., Шарафиев Р.Г. Анализ и улучшение качества менеджмента высшего образования с помощью Модели делового Совершенства EFQM // Международный технико-экономический журнал. – 2011. – № 4. – С. 62–67.
8. Писаренко К.Э. Развитие системы непрерывного образования на основе систем менеджмента качества её участников // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 2.
9. IEEE STD 830–1993. Рекомендации IEEE по разработке требований к программному обеспечению.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».