Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N3 / 2014

Методика оценки и прогнозирования региональных инвестиций в интеграционной модели

Алабугин А.А.,
доктор экономических наук, профессор кафедры международного
менеджмента Южно-Уральского государственного университета
(национальный исследовательский университет)

Кочегарова Л.Г.,
преподаватель кафедры экономики и управления проектами,
Южно-Уральского государственного университета
(национальный исследовательский университет)

В статье рассмотрен процесс формирования модели прогнозирования инвестиций на основе уровня инвестиционного потенциала и инвестиционного риска с учётом концентрации инвестиционного рынка. Значения инвестиционного потенциала и риска формируются на основе частных критериев с учётом их значимости, которая определяется с помощью оценки корреляции данных факторов с величиной иностранных инвестиций.

Результаты могут быть учтены при разработке мер, направленных на привлечение иностранных инвестиций в регион.

Актуальность разработки методики оценки и прогнозирования региональных инвестиций в интеграционной модели следует из недостаточной разработанности существующих методов. Это выявлено в [1].

К комплексу основных значимых факторов в предложенной нами интеграционной модели управления региональными инвестициями относятся уровень инвестиционной привлекательности региона и концентрация инвестиционного рынка. Качество разрабатываемой методики прогнозирования должно оцениваться достоверностью и результативностью процессов регулирования модели механизма управления региональными инвестициями по параметрам потенциалов и рисков.

В Российской Федерации отдельные регионы конкурируют за привлечение инвестиций. Привлекаемые в регион инвестиции позволяют расширить масштабы производственной деятельности, повысить доходы регионального бюджета за счёт налогов, обеспечить эффективность мероприятий в социальной сфере. Кроме того, развивая экономическую и социальную сферу, субъект Федерации увеличивает свою инвестиционную привлекательность и создаёт дополнительный потенциал для привлечения средств внешних инвесторов.

Задачей государственных органов власти является достижение сбалансированного развития всех территорий, входящих в состав государства. Следовательно, при реализации мер внутренней политики должна учитываться неравномерность экономического развития регионов. Особое внимание необходимо уделять при этом депрессивным территориям. Таким образом, цели инвестиционной политики на федеральном и региональном уровнях в ряде случаев становятся конфликтными.

Для оценки конкурентной ситуации на инвестиционном рынке необходимо рассмотреть показатели степени концентрации. В отечественной и зарубежной практике  разработан ряд методов, позволяющих провести подобную оценку. К числу наиболее распространённых относят коэффициент концентрации, который представляет доли трёх (CR3) и четырёх (CR4) ведущих участников рынка, индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), дисперсию рыночных долей и индекс Холла-Тайдмана. Данные показатели являются взаимодополняющими и позволяют дать комплексную оценку степени рыночной концентрации. Наиболее простыми и универсальными являются показатель рыночных долей и индекс Херфиндаля-Хиршмана. Эти показатели должны быть учтены в разрабатываемой интеграционной модели управления региональными инвестициями.

Государственные инвестиции направлены не столько на достижение экономического, сколько на достижение социального эффекта, при этом в большинстве случаев дать точную количественную оценку суммарного эффекта не представляется возможным. В отличие от государственных органов иностранные инвесторы ставят приоритетной задачу максимизации экономического эффекта, что не исключает возможности параллельно с этим достигать желаемого (с позиции региона) социального эффекта и возникновения положительных экстерналий.

В связи со значимой ролью иностранных инвестиций в процессе развития территорий актуальными являются также задачи оценки факторов, оказывающих влияние на их величину в ходе реализации регионального инвестиционного процесса и формирования регрессионной модели, позволяющей надёжно оценить величину инвестиций, привлекаемых на территорию субъектов РФ, на основе имеющейся статистической информации. Оценка  онкурентоспособности инвестиционной сферы регионов РФ позволяет определить общий уровень развития субъектов Федерации и наметить возможные пути их экономического и социального развития в стратегической перспективе, разработать обоснованную региональную политику применительно к каждому региону [2].

В нашем исследовании мы будем исходить из того, что величина привлекаемых в регион инвестиций зависит от инвестиционной привлекательности данного региона.

Для формирования статистической модели необходимо привести данную характеристику к формализованному виду. С этой целью выделим возможные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность.

Существует множество методик, позволяющих оценить инвестиционную привлекательность региона и сделать прогноз относительно предпочтений инвесторов. Такие аналитические исследования создают информационную базу, на которой основывается выработка предложений для региональных властей по улучшению своих позиций в рейтинге [3]. Развитие методического аппарата сравнительной оценки инвестиционного климата движется по пути разнообразия как оцениваемых экспертами параметров, так и независимых статистических показателей. Унифицированной методики формирования рейтинга не может существовать хотя бы потому, что у экспертов отличаются методические подходы к формированию некоторых характеристик инвестиционного климата. Основными отличиями современных методик являются набор критериев оценки, а также компетентность аналитиков [4]. Сложность применения подобных методик заключается в том, что эксперты должны обладать информацией о каждом из субъектов РФ. В действительности же аналитики (в особенности иностранные) чаще всего не имеют достаточно полного представления о реальной ситуации в отдельных субъектах РФ [5].

Среди наиболее известных рейтинговых методик – Standard & Poor’s (кредитный рейтинг регионов РФ), World Bank (рейтинг конкурентоспособности российских регионов), рейтинг Министерства регионального развития РФ (методика оценки эффективности исполнительной власти), методика рейтингового агентства «Эксперт-РА».

В основу методики определения рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, разработанной агентством «Эксперт-РА», положено утверждение, что при выборе региона инвестор руководствуется двумя характеристиками: уровнем инвестиционного потенциала региона и уровнем инвестиционного риска. Под инвестиционным потенциалом будем понимать характеристику, учитывающую насыщенность территории региона факторами производства, потребительский спрос населения и ряд других параметров, которые способны влиять на потенциальные объёмы инвестирования. Инвестиционный потенциал региона определяется исходя из девяти частных потенциалов (природно-ресурсный, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский,
туристический) [3].

Инвестиционный риск – это характеристика вероятности потери инвестиций и дохода от них. В определение величины инвестиционного риска включают следующие частные риски: экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый и управленческий [3].

В свою очередь, частные потенциалы и частные риски формируются на основе ряда статистических показателей. Оценка весов каждой составляющей в совокупном потенциале определяется с помощью экспертных методов, что не исключает субъективизма при формировании рейтинга.

Для построения статистической регрессионной модели используем составляющие инвестиционной привлекательности (инвестиционный потенциал и инвестиционный риск), выраженные через интегральные индексы инвестиционного потенциала (ИИП) и инвестиционного риска (ИИР), включающие ряд параметров, характеризующих отдельные частные потенциалы и риски. Дополнительно учтём уровень концентрации инвестиционного рынка. Разрабатываемая модель позволит оценить влияние указанных параметров на величину привлекаемых иностранных инвестиций и выявить наиболее значимые факторы для реализации процесса управления региональными инвестициями.

Алгоритм построения регрессионной модели показан на рис. 1.

На первом этапе (блок 1) сформулируем возможные факторы, позволяющие дать статистическую оценку частных инвестиционных потенциалов и рисков. В таблицах 1–2 представлены возможные характеристики, которые могут быть использованы для формирования ИИП и ИИР (за основу взяты факторы, предложенные Г. Марченко и О. Мачульской, адаптированные к современной методике агентства «Эксперт-РА») [6].

Показатели оценки инвестиционной привлекательности можно условно разделить на объективные и субъективные, при этом объективные факторы имеют конкретное количественное выражение и будут одинаково интерпретироваться всеми инвесторами.

Субъективные факторы в большей степени являются качественными и зависят от сферы инвестиционных вложений, их индивидуального восприятия инвестором. Среди факторов, указанных в табл. 2, субъективными являются факторы управленческого риска, поскольку законодательные условия могут стимулировать вложения в одни секторы экономики и ограничивать инвестиционные вложения в другие секторы, создавая искусственные препятствия. Таким образом, данный вид инвестиционного риска мы не будем принимать во внимание при отборе параметров модели.

Для того чтобы модель была применима ко всей территории Российской Федерации, необходимо дать оценку концентрации и исключить из рассмотрения регионы, характеризующиеся аномально высокими значениями с точки зрения концентрации иностранных инвестиций (блок 2 на рис. 1). Отбор значений по уровню концентрации включает следующие этапы:

а) расчет значения индекса Херфиндаля-Хиршмана. При значении данного показателя меньше 1800 экономическое пространство РФ можно считать однородным.

В этом для анализа используются данные по всем регионам. Если значение HHI больше указанного значения, то уровень концентрации инвестиций является высоким;
б) при высоком уровне концентрации для проверки рассчитаем дополнительные показатели концентрации инвестиций CR и исключим из рассмотрения субъекты, имеющие аномальные значения по уровню иностранных инвестиций.

На следующем этапе произведём отбор факторов на основании оценки тесноты связи между критериальной и объясняющими переменными с помощью коэффициента параметрической корреляции Пирсона (блоки 3, 4).

Для формирования интегральных показателей (блоки 5, 6) в каждой группе выбирается фактор, который имеет наибольший коэффициент корреляции с величиной прямых иностранных инвестиций, при этом коэффициенты, имеющие значение менее 0,3, характеризуются слабой связью и не включаются в интегральный критерий (ИИП или ИИР). Алгоритмы формирования ИИП и ИИР приведены на рис. 2 и 3 соответственно.

Для включения разнородных показателей в интегральный критерий необходимо привести их к сопоставимым значениям по формуле минимаксной нормализации, при использовании которой все рассматриваемые величины примут значения, которые будут находиться в диапазоне от 0 до 1.

Каждая из указанных величин имеет неодинаковое влияние на итоговый показатель, для учёта их влияния используем веса показателей в общей формуле интегрального индекса.

Для определения веса показателя производится ранжирование элементов в соответствии со значением коэффициента корреляции, а затем в зависимости от ранга присваивается уровень значимости. В этом случае показателям, имеющим более тесную связь с критериальной переменной, присваивается большая значимость (значение коэффициента, определяющего вес, в этом случае равно числу факторов). Переменной, имеющей наименьшее значение тесноты связи, присваивается коэффициент, равный 1.

После формирования интегральных индексов необходимо выполнить регрессионный анализ (например, с применением статистического пакета SPSS Statistics). В результате нами получена модель, с помощью которой возможно предсказать величину иностранных инвестиций (блок 7). Результаты расчёта по предложенному алгоритму и формирование математической модели приведены в отдельной статье [7] .

Оценка качества модели осуществляется с помощью стандартных показателей: коэффициента детерминации, критериев Фишера и Стьюдента. Также рекомендуется рассмотреть другие виды зависимостей с помощью опции программы SPSS Statistics «Подгонка кривых», что позволит графически смоделировать и сравнить различные виды математических функций.

Таким образом, предложенная интеграционная модель позволит разработать количественную методику прогнозирования величины привлекаемых в регион иностранных инвестиций на основании комплекса инвестиционных характеристик региона. Регулируя значения каждого из частных показателей, оказывающих влияние на категориальную переменную, региональные власти могут влиять на инвестиционную привлекательность региона, а соответственно и на объём инвестиций, вкладываемых иностранными инвесторами в экономику отдельных субъектов РФ.

Следовательно, региону необходимы регулярная комплексная оценка указанных параметров и сравнение их со средними значениями по стране для выявления «слабых мест». Это позволит разработать научно обоснованный комплекс мер, направленных на повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционного риска.

Литература
1. Алабугин А.А., Кочегарова Л.Г. Концепция и принципы управления инвестициями в регионе // Известия УрГЭУ. – 2013. – № 5. – С. 87–91.
2. Ханнанов К.М. Конкурентоспособность региона: вопросы анализа и оценки // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 4. – С. 25–34.
3. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» [официальный сайт]. URL: raexpert.ru/ratings/regions/concept/ (дата обращения 12.12.2013).
4. Эткин Д. Рейтинговые методы оценки инвестиционного климата регионов // Социальная политика и социальное партнёрство. – 2011. – № 9. – С. 66–70.
5. Тихомирова И.В. Инвестиционный климат в России: региональные риски / Федер. фонд поддержки малого предпринимательства. – М.: Издатцентр, 1997. – 312 с.
6. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты // Вопросы экономики. – 1999. – № 9. – С. 69–79.
7. Кочегарова Л.Г. Формирование статистической модели оценки привлечения иностранных инвестиций на территорию субъектов РФ // Управленец. – 2013. – № 4. – С. 48–53.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».