Новости

Все новости 2009

Экономика систем денежных переводов

16.11.2009

Выдержка из книги
«Денежные переводы и прием платежей. Бизнес-энциклопедия»,
Букирь М. Я., Копытин В. Ю., Пухов А. В., Айриян С. Ю., Аксенов А. П., Андреев А. Ф., Белов А. С., Катина Н. П., Крючкова Н. В., Мартынов В. Г., Махаева Е. А., Мозговой Р. В., Панферова М. Ю., Ситнов И. А., Чапанов М. И., Чугунов Л. М.

Бизнес-модели, используемые различными системами денежных переводов, внешне схожи и друг с другом, и с моделями систем по приему платежей.

Основное отличие от последних — системы денежных переводов не имеют законных возможностей привлекать агентов без банковских лицензий, соответственно в роли агентов (операторов) могут выступать только банковские кредитные организации. Еще одним условием, относящимся к сфере денежных переводов, является сопровождение переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия счета информацией о плательщике на всех этапах прохождения перевода. Эти требования отражены в российском законодательстве и рекомендациях ФАТФ (Financial Action Task Forse on Money Laundering (FATF) — Целевая группа по финансовым мероприятиям в области отмывания денег — является межправительственной структурой, которая устанавливает стандарты, разрабатывает и внедряет меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Мандат ФАТФ действует до 2012 г. Перечень всех участников (31 страна и правительство и две международные организации, а также более 20 наблюдателей: пять региональных структур по типу ФАТФ и более 15 международных организаций или органов) приведен на web-странице ФАТФ. URL: http://www.fatf-gafi.org/Members_en.htm).

Стороны, участвующие в переводе денежных средств

Отправитель — физическое лицо, сдающее для отправки денежный перевод.
Банк отправителя — участник системы денежных переводов, занимается приемом переводов. Сигнал о приеме перевода поступает в процессинговый центр системы денежных переводов, где переводу присваивается уникальный номер.
Оператор системы денежных переводов    занимается процессингом  (обработкой и хранением данных) и клирингом (осуществлением взаиморасчетов между банком-отправителем и банком-получателем) переводов.  Все программное обеспечение, обслуживающее процесс, разрабатывается платежной системой, от него зависит скорость прохождения переводов и осуществления взаиморасчетов.
Банк получателя — участник системы денежных переводов, занимается выдачей переводов, идентифицируя их по присвоенным номерам.

Получатель — физическое лицо, в пользу которого осуществляется перевод.
Как правило, 100% дохода большинства систем денежных переводов составляет комиссионное вознаграждение за процессинг платежей. В ряде случаев (характерно для западных систем) клиринговые центры систем, имея соответствующие банковские лицензии, получают дополнительные доходы от инвестиционной деятельности на фондовых рынках, конверсионных операций при осуществлении переводов.

Величина комиссионного вознаграждения системы, принятая в настоящее время на российском рынке, составляет 0,5–1,0% от суммы перевода.
Соответственно доходы системы в абсолютном выражении напрямую зависят от масштабов деятельности (количества банков-агентов и пунктов обслуживания) и степени лояльности клиентов-отправителей к бренду системы.

Структура расходов операторов систем денежных переводов

Основными статьями расходов, связанными с осуществлением деятельности, являются:

  • затраты на поддержку и модернизацию программного и аппаратного обеспечения клирингового центра, который, по сути, является ядром, «физическим воплощением» системы денежных переводов;
  • прочие операционные издержки, связанные с функционированием клирингового центра;
  • затраты на интеграцию информационных систем банков-агентов и клирингового центра, необходимую при подключении каждого нового банка к системе;
  • затраты на маркетинг. Поскольку услуга денежных переводов является весьма унифицированной, мало отличающейся по своей сути у разных систем, успех на рынке во многом зависит от репутации бренда. Высокая репутация бренда позволяет системе гораздо легче привлекать к сотрудничеству новых партнеров и при этом поддерживать более высокий уровень комиссионного вознаграждения.

Структура доходов банков — участников систем денежных переводов

Структура доходов банков от оказания услуги денежных переводов также односоставна — это комиссионное вознаграждение за обслуживание переводов. Среднерыночный размер комиссии, причитающейся банку, также составляет 0,5–1,0%. Таким образом, общий объем комиссионного вознаграждения, взимаемого с отправителя сверх суммы самого перевода, для российского рынка сегодня составляет 1,5–3,0% и распределяется примерно в равных долях между банком-отправителем, банком-получателем и самой системой.
Учитывая тот факт, что, с точки зрения банков, данная деятельность является достаточно низкодоходной, большинство из них стремится оптимизировать структуру и объем расходов по предоставлению услуг денежных переводов.

Структура расходов банков — участников систем денежных переводов

Расходы банков на обслуживание денежных переводов состоят преимущественно из операционных расходов и затрат на маркетинговое продвижение данного направления. В среднем, в зависимости от особенностей бизнес-процессов банка, затраты на проведение операций по одному денежному переводу составляют в сумме около 50 руб. Соответственно при вознаграждении банка в 0,5% средняя сумма перевода должна составлять не менее 10 000 руб. Для обеспечения безубыточности бизнеса некоторые банки по согласованию с системами денежных переводов вводят минимальные пороговые значения комиссии на уровне 50–100 руб. за перевод.
Кроме того, на рынке существуют и дискретные схемы начисления комиссионного вознаграждения, когда размер комиссии фиксируется для целого диапазона переводимых сумм.

Естественно, банки стремятся не только к возмещению затрат, но и к их сокращению, поскольку меньший размер комиссии по сравнению с конкурентами является значительным рыночным преимуществом.
Системы денежных переводов в свою очередь стремясь упрочить свои позиции в банках-партнерах, разрабатывают для банков соответствующие предложения по оптимизации затрат. Самое распространенное предложение — участие системы в маркетинговых затратах банка по продвижению услуги. Размер компенсации составляет от 50 до 100% стоимости реализуемых маркетинговых программ. Компенсация может предоставляться банку в форме бесплатного обеспечения рекламными материалами, сувенирной продукцией, а также в форме частичной оплаты рекламных и промо-кампаний. Помимо компенсации маркетинговых затрат, некоторые системы предлагают банкам-партнерам технологические новшества для оптимизации самих бизнес-процессов по оказанию услуги.
К таким новшествам можно отнести разработку интегрированного программного обеспечения по принципу «несколько-в-одном», когда сотрудник банка имеет возможность работы со всеми доступными системами денежных переводов в едином интерфейсе, проще говоря, «в одном окне», не загружая и не переключаясь между программным обеспечением нескольких систем.

Интеграция происходит по следующей схеме: одна из систем денежных переводов предварительно достигает соглашения с несколькими другими системами и проводит интеграцию информационной системы своего клирингового центра с аналогичными центрами систем-партнеров. Затем разрабатывается единый пакет программного обеспечения, открывающий доступ банку сразу ко всем клиринговым центрам одновременно.

Кроме выигрыша в эргономике и повышения скорости обслуживания клиентов, такие предложения значительно экономят ресурсы банка на внедрение, администрирование и сопровождение программного обеспечения, отвечающего за взаимодействие с системами денежных переводов.

Некоторые системы идут по пути автоматизации работы с клиентами, предлагая банкам возможности перевода сервиса в режим самообслуживания. В данном варианте технология приема переводов базируется на развитии сети терминалов самообслуживания (банкоматов с функцией cash-in). Для этой цели вполне подходят уже действующие банкоматы, в которых достаточно обновить программное обозначение.

Для идентификации устройством отправителей и получателей используются специальные банковские карты — «карты отправителей». Такая карта, будучи единожды запрограммированной и активированной в офисе банка, в дальнейшем позволяет отправителю самостоятельно осуществлять переводы, не обращаясь в офис банка. Себестоимость сеанса обслуживания сокращается, таким образом, в 10–12 раз по сравнению с обслуживанием в офисе банка. Кроме того, использование «карты отправителя» не противоречит и классической схеме обслуживания: при обращении клиента в офис банка данные с его карты считываются и автоматически подставляются во все необходимые документы, вручную вводится только валюта и сумма перевода. Заполнение и проверка документов значительно сокращаются по времени, а значит, сокращаются издержки банка.

Обеспечение ликвидности

Вопрос обеспечения гарантий исполнения обязательств системой и банками перед отправителем и получателем возникает на всех этапах прохождения перевода, но разные системы решают его по-разному.
Обеспечение обязательств банка отправителя по своевременному переводу денежных средств.
В некоторых платежных системах это гарантируется «предоплатной» схемой работы банков-отправителей с клиринговым центром системы:

- банк открывает в клиринговом центре системы корреспондентские счета в рублях и(или) иностранной валюте;
- затем банк размещает на этих счетах собственные денежные средства. Объем размещения определяется банком самостоятельно.
- в момент приема и регистрации перевода в системе клиринговый центр списывает соответствующую сумму с корреспондентского счета банка, в случае отсутствия на корреспондентском счете необходимой суммы перевод системой не принимается и не регистрируется.

Но некоторые системы, хотя и имеют в своем составе клиринговые структуры, не накладывают на банки обязательств по резервированию денежных средств, работая по «постоплатному» механизму, когда банк получателя выдает перевод за счет собственных средств, а банк отправителя и оператор системы производят окончательные расчеты с ним позже, в конце дня или, что бывает чаще, в конце недели.

При такой схеме в случае возникновения каких-либо проблем на стороне банка-отправителя остальные участники процесса перевода автоматически делят с ним риски неисполнения обязательств перед клиентами.
Поэтому «предоплатная» схема работы представляется хотя и менее выгодной для банка-отправителя с экономической точки зрения, но зато гораздо более надежной. Большинство российских систем работают именно по этой схеме.

2.         Обеспечение обязательств клирингового центра по переводу денежных средств со счета банка отправителя на счет банка получателя. В прогрессивных системах денежных переводов исполнение обязательств клирингового центра реализуется на двух уровнях:
- на техническом уровне — мгновенное осуществление взаиморасчетов с банками-агентами в автоматическом режиме. Кроме защиты от нецелевого использования средств, эта мера позволяет осуществлять переводы буквально в течение нескольких минут и даже секунд;
- на административном уровне — ограничение видов банковской и инвестиционной деятельности клиринговых центров рамками, необходимыми для исполнения только своих прямых функций.
Это ограничение предусматривает наличие банковских лицензий исключительно на те виды деятельности, которые являются жизненно необходимыми.

У классических систем денежных переводов степень свободы обращения с денежными средствами несколько выше: во-первых, у них гораздо больше времени для пользования отправленными денежными средствами в собственных коммерческих целях, а во-вторых, их клиринговые центры не ограничивают себя в части биржевой игры на валютных и фондовых рынках. В условиях стабильной, предсказуемой экономической ситуации это позволяет системам извлекать дополнительную прибыль за счет инвестирования свободных средств. Но в случаях непредвиденных ухудшений конъюнктуры фондовых рынков системы рискуют не только собственной прибылью, но и ставят под угрозу денежные средства клиентов.
Таким образом, на наш взгляд, «самоограничение» систем в поисках альтернативных источников доходов от имеющихся в распоряжении денежных средств повышает общую надежность и устойчивость их функционирования.

3.         Обеспечение обязательств банка-получателя        по выдаче денежных средств получателю. Как правило, возмещение средств банку, выдающему перевод, происходит со стороны клирингового центра в режиме реального времени, в момент поступления сигнала от банка о выдаче перевода. В случае отказа какого-либо банка в выдаче перевода получатель может обратиться в любой другой банк, работающий с той же системой денежных переводов. Это характерно для так называемых «безадресных» переводов, когда заранее неизвестно, в какой именно банк обратится клиент за получением денежных средств.
В случае, когда перевод является адресным, т. е. направляется в конкретный банк с конкретными реквизитами, степень защищенности клиентов, естественно, несколько снижается, если у банка возникают проблемы с выдачей. Кроме того, подобные проблемы могут возникнуть и у получателей «безадресных» переводов, но по слаборазвитой системе, не имеющей достаточного количества пунктов обслуживания и альтернатив в виде разных банков-партнеров на одной территории.
Таким образом, можно сделать вывод, что «безадресные» системы с развитой сетью пунктов выдачи переводов являются более надежными в части обеспечения гарантий клиенту-получателю.



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».